28 марта день памяти архимандрита Игнатия (Кударенко)
Архимандрит Игнатий (в миру Григорий Лаврентьевич Кударенко) родился 30 сентября 1895 г. в селе Козыревка Александрийского района Херсонской губернии в семье крестьян. В 1916 г. он окончил коммерческое училище в Елизаветграде. В мае этого же года был призван в армию и по октябрь 1917 г. воевал на юго-западном фронте в составе 443 пехотного полка в звании прапорщика. Затем он вернулся на родину и до 1919 г. жил в Козыревке, помогая по хозяйству отцу.
В 1919 г. Григорий был призван в армию Деникина, с которой в январе 1920 г. из Екатеринограда отступил на Краков, где белогвардейские части сдались полякам и передали им 10 000 лошадей. Пленных поместили в лагерь. Спустя некоторое время шесть человек — полковник, три офицера (среди них и Григорий Кударенко) и двое вольноопределяющихся — совершили побег. Поскитавшись по Польше и Чехии, Кударенко оказался в Варшаве. Там он сумел поступить на земледельческие курсы, окончив которые, в 1924 г. был «завербован» работать в Новогрудке.
Однажды Григорий со своим приятелем-ротмистром уехал «покутить» в Вильно и задержался там. По возвращении «за нарушение дисциплины» он был осуждён на полтора месяца тюрьмы. После отбытия наказания Григорий переселился в Слоним, где нашёл работу на лесопилке. С 1927 по 1930 гг. он был сторожем при соборной церкви, выполняя и другие послушания. Вероятно, в это время у него в душе произошёл переворот, и он встал на путь служения Богу.
2 мая 1930 г. Григорий Кударенко поступил в Жировицкий монастырь и исполнял послушания келейника у владыки Пантелеимона (Рожновского), кучера и «работы по экономии». Жил он вместе с отцом Серафимом (Шахмутем) — будущим преподобномучеником Серафимом Жировицким, с которым тесно сдружился.
Интересную подробность можно найти в следственном деле гродненского священника Фёдора Выборнова, арестованного в 1944 г. В своих показаниях он сообщал, что Кударенко состоял в антисоветской организации «Братство Русской Правды» и в 1935-1936 гг. забрасывался в СССР под видом юродивого монаха для сбора агентурных сведений. Это совсем не вяжется с вышесказанным. Послушание в монастыре и агентурная работа несовместимы! Видимо, как и тысячи подследственных того времени, отца Фёдора принудили подписать уже готовый протокол...
2 мая 1941 г. архиепископом Венедиктом (Бобковским) Кударенко был рукоположен в диакона, а 15 мая — в иерея.
В августе 1941 года он вместе с архимандритом Серафимом отправился в миссионерское путешествие, о котором на страницах журнала рассказано в жизнеописании преподобномученика Серафима (Шахмутя). В сентябре 1944 г. оба были арестованы. В отличие от своего сподвижника, отец Григорий пережил все пять лет лагерной жизни и после освобождения вернулся в монастырь. Вскоре отца Григория стали посылать служить по приходам. Особенно долго — 2 года – он служил в Пинске.
2 декабря 1954 г. священник Григорий Кударенко был пострижен в монашество с именем Игнатий, в 1966 г. возведён в сан игумена, а в 1980 г. — в сан архимандрита.
В монастыре отцу Игнатию поручили послушание конюха (он любил лошадей и разбирался в них), а в 1976 г. он был назначен благочинным (послушание исполнял два года) и духовником братии. В характеристике указано, что отец Игнатий «к исполнению своих пастырских обязанностей относился ревностно и с любовью. Любит проповедовать-поучать. Предан усердно монастырю, честен, некорыстолюбив».
Отца Игнатия очень любили богомольцы и ненавидели власти. Своим аскетическим образом жизни, постоянными проповедями и беседами с людьми он привлекал к себе большое внимание и поддерживал в сердцах людей веру. Пройдя в заключении горнило испытаний, архимандрит Игнатий не боялся власть предержащих. Он не раз ездил служить по деревням, что вызывало жалобы старшего инспектора по делам религий А. Пономарёва. На местах ему даже угрожали. По воспоминаниям инокини Георгии, это был единственный священник, кто не боялся открыто служить панихиды на могиле архимандрита Серафима (Кудрявцева).
За активную деятельность батюшку не раз пытались опорочить. Своей прошлой жизнью он представлял удобную мишень для поливания грязью как монастыря, так и Церкви вообще: мол, смотрите, какие у них «святые отцы». Безбожники не упустили возможность помянуть его в книге «Документы обличают», направленной против Православной и Католической Церквей. Подпись под фотографией отца Игнатия гласит:
«Иеромонах Жировицкого монастыря Игнатий, в миру Григорий Лаврентьевич Кударенко. Сын крупного украинского землевладельца, бывший белогвардейский офицер. Когда в Белоруссию пришли гитлеровцы, Кударенко стал их первым другом, проповедовал смирение перед захватчиками. За это фашисты не раз благодарили его».
Все, кто знал архимандрита Игнатия, отмечали его любовь к беседам с людьми. Вот как отзывается о нём архимандрит Глеб (Шульмин):
«Это был высокодуховный человек: скромный, уравновешенный, немногословный молитвенник, старец. Настоящий добрый пастырь. Никогда никого не ругал — из числа младшей братии. Еженедельно служил за Божественной литургией. Вёл для народа послебогослужебные небольшие беседы, за которыми читал и комментировал жития святых или отмечал поучительные истории, взятые из духовной литературы».
В ту пору проповеди не поощрялись, и народ нечасто слышал живое слово пастыря. Потому к отцу Игнатию тянулись. Беседы порой длились более часа. Как вспоминала монахиня Екатерина, завтракал он нередко около 11-ти часов, притом говорил: «Слава Богу, до одиннадцати попостились».
В воскресные и праздничные дни отец Игнатий оставался в храме до окончания всех треб, затем проводил беседы и на обед приходил уже около 15-ти часов. Проповеди его были простые, но поучительные, и произносил он их с духовной силой. Беседовал он и с воспитанниками семинарии, хотя встречаться с ними братьям обители властями не рекомендовалось.
Зная духовную жажду людей и недостаток духовной литературы, отец Игнатий переписывал в толстые тетради выдержки из святоотеческих творений и из житий святых и раздавал тем, кто в них нуждался. Записывал и свои проповеди. Затем нашёлся верный человек, взявшийся на свой страх и риск переписывать духовную литературу. Это была машинистка Жировицкого сельхозтехникума Александра Михайловна Ласточкина. Подолгу она оставалась в рабочем кабинете и занималась порученным ей послушанием, грозящим ей, в случае раскрытия, крупными неприятностями. Но, Божиим промыслом, этого не заметили. В хранении и распространении литературы активно участвовала Галина Константиновна Клышевич.
Часто, чтоб быть вне подозрения у особо «интересующихся» лиц, отец Игнатий собирал паломников, приезжавших в Жировицы, в «столярку» (так называлась комната, где могли тайно остановиться на ночлег богомольцы) и читал, рассказывал им интересные, познавательные случаи из жизни святых, а также знакомил с историей многострадальной Православной Церкви. У него была крепкая и горячая вера в Бога и в Промысл Божий. Отец Игнатий глубоко верил в расцвет Жировицкой обители, часто называл её «наша Лавра», «наш духовный курорт»…
Для него не было различия в возрасте. И с малыми детьми, и с учёными мужами, и с престарелыми бабулями он находил свой, особый язык общения, благодаря чему малыш понимал, что такое зло и грех и как надо от него предостеречься; интеллигент, мнящий себя светилом науки, открывал после беседы с батюшкой свои «незрячие» глаза и видел себя ещё неопытным учеником, нуждающимся в помощи мудрого наставника; а старец или старица получали от него утешение, умиротворение и благословение.
Отличаясь добротой, старец многочисленные посылки и подарки раздавал нуждающимся. Когда мог, он разносил их сам, когда болел — передавал через других. Сам питался только на общей братской трапезе. Надежда Игнатчик (из Тулы, раньше жила в Жировичах) вспоминала, как отец Игнатий венчал её с воспитанником семинарии (впоследствии священником). Это было ночью тайно, иначе, если бы узнали, её могли уволить с работы. Он тогда подарил им две иконы и 200 рублей.
Батюшка занимался и отчитками бесноватых, о чём рассказывала упоминавшаяся уже Надежда Игнатчик. Однажды в монастырь привезли 18-летнюю Александру, страдавшую беснованием. Та во время Литургии (особенно при чтении Евангелия, Херувимской песне и Евхаристическом каноне) сильно кричала. К чудотворной иконе её не могли подвести несколько человек, она перед ней падала. Про причастие не могло быть и речи. Отец Игнатий взялся ей помочь. Зрелище во время отчиток было страшное. Александра кричала, падала, ругалась басом. Отчитка длилась около месяца. Постепенно Александре становилось лучше, припадки ослабевали. Через некоторое время она уже сама смогла подходить к иконе. Наконец, послышался бас: «Выпусти меня!» Отец Игнатий позволил бесу выйти, и с тех пор Александра стала совершенно здоровой и спокойно причащалась Святых Христовых Таин.
Интересный рассказ поведала нам монахиня Екатерина. У неё заболела мать. Нужно было ехать к ней. Она думала, что поездка продлится около месяца и пошла взять благословение у отца Игнатия на дорогу. Рассказала причину и предполагаемую длительность отлучки из монастыря. Тот сказал ей, что она уедет на десять дней.
Когда матушка Екатерина приехала домой, мать быстро пошла на поправку, и дочь вскоре вернулась в обитель. Встретив там батюшку, она вспомнила его слова и посчитала количество дней, проведенных вне стен обители, — оказалось ровно десять.
Архимандрит Игнатий прожил в обители долгую жизнь. Пожалуй, это единственный человек, на которого автору не приходилось ни от кого слышать нареканий; его уважали и любили все (кроме, разумеется, советской власти).
Умер он 28 марта 1982 г. от воспаления лёгких. На его похоронах было очень много живых цветов. На прощание со старцем собралось множество людей. Пели три хора — братский, слонимский и суринкский. До самой могилы гроб несли на руках.
В памяти людей архимандрит Игнатий навсегда остался примером истинного духовника и доброго пастыря.
Иеромонах Агапий (ГОЛУБ),
Жировичи