В пятую седмицу Великого поста в православных храмах совершается память преподобной Марии Египетской. Не много подвижников удостоены особой чести семидневного поминовения в покаянное время перед Пасхой. Кто же она — эта великая святая, которую Церковь именует ангелом покаяния? Почему бывшая блудница, так же, как и святитель Григорий Палама и преподобный Иоанн Лествичник, вошла в троицу святых, символизирующих «училище благочестия»? Какие уроки Мария Египетская преподала современникам? Об этом наш разговор с клириком Минского Свято-Духова кафедрального собора протоиереем Владимиром Уваровым.
— Нам, живущим в ХХI веке, досталось великое наследство — жития святых. Однако к опыту предков многие относятся несерьёзно, как к просто интересным мистическим историям. Отец Владимир, объясните, пожалуйста, что такое святость и зачем православным христианам читать жития святых?
— Я бы назвал жития святых православной энциклопедией педагогики, потому что в них показаны многочисленные, но надёжные пути спасения, преображения, охристовления и обожения. От всякого греха там есть врачевание, от всякой страсти — исцеление, от всякой смерти — воскресение, от всякого диавола — избавление, от всех зол — спасение. В житиях описано множество примеров, как разбойники, пьяницы, прелюбодеи и прочие грешники становятся святыми праведниками. Среди них особенно выделяется житие Марии Египетской, полное мудрости, богатства, исторических и духовных уроков.
— Поэтому жизнеописание Марии Египетской читается одновременно с полным прочтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского?
— Святитель Андрей Критский составил Великий покаянный канон (ещё его называют — «умилительный»), в котором соединил события ветхозветной и новозаветной истории от падения Адама до Вознесения Христа. Перед глазами христиан предстают примеры добродетельной жизни для подражания и нечестивой — для предостережения от греховных поступков. Сначала канон состоял из 210-ти тропарей, но спустя время Церковь присоединила ещё сорок в честь его составителя и в память Марии Египетской, которая после греховного падения восстала и достигла высокой степени совершенства. Житие святой Марии Египетской — бывшей блудницы — читается для того, чтобы через её образ показать, что нет такого греха, которого не простил бы Господь, если человек искренне приносит покаяние. Только Бог способен помочь выкарабкаться из ада и попасть в Царство Небесное, содеять из тёмного светлое, из греха — добродетель. Помните слова Христа: не праведники нуждаются в покаянии, а грешники; с одних Он пришёл взыскать, а других — спасти. И если мы сумеем одолеть наши порочные наклонности, то этим духовным подвигом мы так же верно угодим Богу, как угодила Ему святая Мария Египетская. Именно потому бывшей грешнице и посвящено пятое воскресенье сорокадневного поста — важнейшего покаянного периода православного литургического года.
— Размышляя о судьбе святой, невольно задаёшься вопросом: почему так получилось, что крещёная девочка Мария вдруг начала скользить по наклонной плоскости, оказалась на самом дне жизни, принеся себя в жертву разврата? Ведь Господь всем нам от рождения даровал невинность.
— Не будем забывать слова апостола Павла, который говорил: «Дурные сообщества развращают благие нравы». Всё начинается с семьи, и если в ней нет лада, родители не являются примером для своих чад, то отпрыски легко сворачивают с благочестивого, целомудренного пути на дорогу, умощённую греховными страстями. Они ищут примеры на стороне, «списывают» их с непристойного поведения сверстников, черпают из телевизора и интернета, где быстрее столкнёшься с растлевающей информацией, пропагандирующей свободные отношения, насмехающейся над верностью в браке, девством, покаянием, а не с уроками добродетели. Наивный отрок верит всему, что его окружает, и развращённость воспринимает как должное, позволительное. От того и появляются в миру современные Марии Египетские до покаяния, которые самое большое удовольствие получают от плотских утех. Из-за разыгравшихся тщеславия и гордыни развратницы приносят в жертву сомнительным успехам всё: и материнство, и брак, и чужое женское супружеское счастье, а после начинают вкушать горечь болезней и бедствий, ибо от этого никто из них не уйдёт.
Здесь уместно вспомнить историю из жизни преподобного Макария Великого. Однажды старец шёл по улице и, увидев девушек лёгкого поведения, начал плакать. Его спросили: «Отче, почему ты плачешь?» А он отвечает: «Я плачу потому, что увидел себя. Я свою одежду не сохранил, воняю грехами, я потерял своего Небесного Спасителя». Святой не осудил распутниц, а перевёл их грехи на себя, показав тем самым: чтобы привлечь небесного жениха, не следует украшать себя нарядами, благовонными маслами и духами, а нужно работать над собой, своей душой.
Почему Мария Египетская не сохранила дарованную Богом невинность?.. Могу предположить, что она, как многие сегодняшние юные девы, не получила в семье должного нравственного воспитания. Родители, хотя подлинно не известно, какими были её мать и отец, не проявляли достаточного внимания девочке, предоставив ей слишком много свободы, отпустили вожжи, передоверились её сознательности, которая была хрупкой и переменчивой. Не проследили за тем, как дочь расходует свой досуг. Думаю, поэтому она так легко совратилась.
В двенадцать лет провинциальная красавица покинула отчий дом и отправилась искать наслаждений в Александрию, где очень скоро снискала позорную славу распутницы. Целых семнадцать лет смыслом её жизни было только утоление плотской страсти. И на корабль, плывущий в Иерусалим, она села для того, чтобы заниматься развратом. Позже египтянка удивлялась: «Как море стерпело всё её беззаконие?» Девица опомнилась, когда Божественная сила остановила её и не пустила в церковь. А ведь входили все, кроме неё. Мария поняла, что изменила обетам святого крещения, своими грехами каждый день распинала Христа. Уподобилась псам, которым запрещено входить в дом Божий. И тогда блудница обратилась к Богородице с мольбой о том, чтобы Она направила её на путь спасения, умолила Сына разрешить ей войти в церковь. Мария встретила Христа в своей жизни, Он услышал её молитвы, пустил в храм. Распутница предала себя воле Господней, отдалась Ему и ушла в пустыню, где сорок семь лет подвизалась в посте, молитве и борьбе со страстями. Силой Божией она победила страсти плоти, а после уподобилась Ангелам, стопами своими переходила Иордан, возносилась над землёй во время молитвы…
— Отец Владимир, как же человеку выжить в этом прелюбодейном и грешном мире?
— Рецепт один на все века — жить верой в Господа, укрепляться в Его Божественной личности. А это возможно тогда, когда человек исповедуется и причащается, молится и постится. Не поддаётся соблазнам лукавого, который противится (недаром же слово «сатана» переводится, как «противник») тому, что Бог повелевает быть в чистоте, и всегда клевещет, обманывает и пытается к себе переманить людей. Естественно, когда мы не прислушиваемся к добрым советам, то быстро попадаем на крючок сатаны.
Каждый из нас, подобно Марии Египетской, должен задуматься, в чём наша нынешняя жизнь не соответствует званию христианина, что мешает воспринять дарованное Господом спасение. Жизнь Марии Египетской, нашей заступницы, напоминает о неиссякаемой любви Божией к людям и доказывает, что надежда на спасение есть у каждого человека.
Беседовала Татьяна СОКОЛОВИЧ