Арестовали прямо в храме на Пасху


Отец Афанасий Кислов


















23 августа день памяти священномученика Афанасия Кислова

Священномученик Афанасий (в миру — Афанасий Григорьевич Кислов) родился в марте 1880 г. в деревне Тараскино Себежского уезда Витебской губернии в бедной крестьянской семье. Когда Афанасию исполнилось четыре года, он и две его младшие сестры остались круглыми сиротами.

Всех троих взял на воспитание приходский священник, протоиерей Иосиф Никанович. Потомственный пастырь, он растил приёмных детей так же, как и своих. Подросшего Афанасия он определил на учёбу, а сестёр выдал замуж.

Афанасий окончил четырёхгодичное народное училище и в 16 лет отправился на заработки в Санкт-Петербург, где устроился писарем при торговой конторе.

В 1908 г. он обвенчался с дочерью отца Иосифа Анной. Бог благословил семейство девятью детьми: четырьмя мальчиками и пятью девочками.

Вскоре после венчания Афанасий Григорьевич принимает решение посвятить дальнейшую жизнь служению Церкви. Два года он учился на псаломщика, а в 1910 г. Преосвященный Серафим (Мещеряков), епископ Полоцкий и Витебский, рукоположил Афанасия в диакона. Как известно, в синодальный период Русской Православной Церкви в священный сан посвящали при наличии у ставленника специального образования. Хиротония отца Афанасия, не имевшего такового, свидетельствует о его особых качествах, глубокой вере и достаточном уровне самообразования. По свидетельству детей отца Афанасия, он стал священником благодаря высокому примеру протоиерея Иосифа Никановича, своего тестя, и его родни: в роду их матери, Анны Иосифовны Никанович, было пять поколений священников. Все представители мужского пола Никановичей шли по духовной линии. Отец Афанасий, попавший в такое окружение, стал восприемником опыта духовенства «старой закалки».

Шесть лет отец Афанасий служил диаконом в церкви села Сиротино Витебской губернии. В 1916-м он был переведён в село Жуково Невельского уезда Витебской губернии, в 1918-м — в церковь в честь Вознесения Господня села Хвощно Городокского уезда той же губернии.

Революция 1917 г. и последовавшие за ней трагические события не изменили желания отца Афанасия служить Богу. В 1924 г. в Витебске он был рукоположен в священника епископом Иннокентием (Летяевым) и назначен настоятелем церкви села Рудня Городокского уезда Витебской губернии.

В 1927 г. Руднянскую церковь обложили завышенным налогом, в случае неуплаты которого священника ожидал арест. Большой семье отца Афанасия пришлось распродавать личное имущество. Семья тянулась из последних сил, голодала, однако твёрдая уверенность батюшки в том, что всё происходит по воле Божией, покрывала скорби, давала силы жить.

В 1929 г. на Крещение Господне отец Афанасий вместе с прихожанами совершил выход «на Иордань», освятив в проруби воду реки Ловать. О молебне на Ловати сразу стало известно властям. В Рудню немедленно явилась опергруппа, батюшку арестовали и препроводили в следственный изолятор райцентра Межи. В течение месяца он находился под арестом. Ему «повезло» — следственное дело на него не было заведено. Но в застенках СИЗО батюшку страшно били. Домой отец Афанасий вернулся полуживым, однако, поправившись, снова стал совершать богослужения, которые были для него не только исполнением пастырского долга, но и великой отрадой, потребностью души.

В 1930 г. храм в Рудне обложили ещё большим налогом. Батюшка пытался найти средства, даже ездил к родной сестре одолжить деньги, но достаточную сумму собрать не сумел. Предотвратить неминуемый арест мог лишь переезд, и на семейном совете решили вернуться на Псковщину.

С 1930 г. отец Афанасий служил в Никольской церкви села Прихабы Себежского района Псковской области. Церковь была большая, трёхпрестольная; в ней, вопреки тяжелейшим историческим катаклизмам, сохранились древние иконы, ценные богослужебные сосуды и облачения. В настоящее время храма в Прихабах нет.

Своих детей батюшка сам учил Закону Божию и молитвам. Часто дома при участии детей совершалось подобие всенощного бдения. Отец Афанасий обладал хорошим голосом, баритоном; любил петь и читать детям Евангелие; всегда был спокойным, уравновешенным, никогда не повышал тон и все жизненные неурядицы переносил достойно.

В 1935 г., на Пасху, отца Афанасия арестовали прямо в храме, во время богослужения, и в течение двух недель держали под следствием «для выяснения обстоятельств». Его отпустили без оформления «дела». Вернувшись домой избитым до полусмерти, отец Афанасий ничего не рассказывал, и только однажды у него вырвалось, что он сидел в камере вместе с уголовниками, которые издевались над ним. Но духом батюшка оставался крепок и, поправившись, снова вернулся к Престолу Божию.

Жить легально священнику к концу 30-х гг. было опасно. Родные и близкие не раз предлагали отцу Афанасию скрыться, но он всегда отвечал так: «Иисус Христос страдал, и я пойду страдать за Него...»

В Прихабском храме батюшка прослужил семь лет. Всего же в священном сане — 27 лет, причём 20 — при советской власти.

Ночью 13 августа 1937 г. иерея Афанасия вновь арестовали. В доме произвели обыск, перевернули всё вверх дном. Забрали церковные книги, в том числе и семейные реликвии: старинную Библию, Евангелие в серебряном окладе, большой серебряный крест и даже деньги. Анны Иосифовны на момент ареста не оказалось дома; она уехала в областной Калинин — добиваться возврата земли под огород, который был у них конфискован. Отец Афанасий попрощался с детьми, благословил их, и его увезли в Себеж. На следующий день матушка собрала передачу и послала в тюрьму райцентра старшего сына Леонида. Но отца Афанасия уже увезли в Калинин…

В течение многих лет семья Кисловых слала запросы в различные инстанции, пытаясь выяснить судьбу главы семейства, надеясь, что отец Афанасий жив. О его расстреле близкие узнали только в 1970 г., когда Афанасий Кислов был реабилитирован.

Позднее стало известно: по делу отца Афанасия допрашивалось четверо лжесвидетелей из числа крестьян Прихабского прихода. Они под давлением следствия дали показания на батюшку о его якобы антисоветской деятельности. Единственный допрос отца Афанасия состоялся 13 августа 1937 г. после ночного ареста. Все обвинения в антисоветской деятельности отец Афанасий отверг. Он говорил, что служил Богу и людям; против властей, Богом поставленных, не шёл, людей учил евангельским истинам, не касаясь политики: «Нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13: 1).

Однако уже на следующий день следователь составил обвинительное заключение: «Кислов Афанасий Григорьевич является священником Прихабской церкви, имел близкое общение с населением ряда сельсоветов Себежского, Идрицкого и Опочецкого районов, среди которых вёл контрреволюционную агитацию против колхозного строительства, благодаря чему во многих населённых пунктах, входящих в приход Прихабской церкви, имеется большой процент единоличников, отказывающихся вступать в колхозы… Распространял провокационные слухи о войне… Во время обыска у него было обнаружено много сухарей сушёных, из печёного хлеба, и 102 руб. 50 коп. разменной серебряной монеты советской чеканки, что полностью подтверждает его контрреволюционную деятельность». Особая тройка при УНКВД СССР по Калининской области постановила приговорить Афанасия Кислова по ст. 58-10 УК РСФСР к высшей мере наказания — расстрелу.

23 августа 1937 г. отца Афанасия расстреляли в застенках внутренней тюрьмы НКВД города Калинина (ныне — Тверь). Сведений о месте его захоронения нет.

Семья его осталась в Прихабах. Вдове священника пришлось ходить по миру, чтобы накормить детей. На работу её не брали, детей выгоняли из школы. Под гитару со сцены учительница пения исполняла собственного сочинения частушки «О попе Афанасии», в которых батюшка зло высмеивался.

Много горя пришлось пережить детям отца Афанасия, но все они, кроме двоих, погибших в Великой Отечественной войне, остались живы и выросли достойными людьми. Матушка Анна Иосифовна, любимая всеми, прожила до 86 лет; погребена на монастырском кладбище Свято-Духовой пустыни в Латвии.

Определением Священного Синода от 6 октября 2003 г. протопресвитера Афанасия Кислова Русская Православная Церковь причислила к лику святых новомучеников и исповедников русских. При канонизации святой Афанасий Кислов получил наименование «Прихабский» — по последнему месту своего служения. В 2009 г. Священным Синодом Белорусской Православной Церкви было принято решение о включении иерея Афанасия Кислова в Собор Белорусских святых.



к содержанию ↑
Рассказать друзьям:

Друзья!



Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект.
Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога,  может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами.


Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея.

 
 
 

На первой полосе:

Лаконично о главном

Православный календарь:

Галерея альбомов: