читать первую часть
…С приходом немцев церковная жизнь в Беларуси начала восстанавливаться. Митрополит Пантелеимон (Рожновский) получил возможность возглавить Православную Церковь и учредить свою кафедру в Минске. При этом Церковь находилась под строгим контролем немецких оккупационных властей. Последним обстоятельством не преминули воспользоваться белорусские националисты, которые, как пишет архиепископ Афанасий (Мартос), имели «свои взгляды на Церковь и на церковные дела, чисто политические, которые они хотели проводить в Церкви. Церковные интересы или религиозно-богослужебная сторона их не интересовали... Состоя на немецкой службе в Минске, пользуясь некоторым доверием немецкой власти, они вмешивались в дела церковного управления и навязывали свою волю белорусской православной иерархии. Не имея власти воздействовать на епископат самим, они писали доклады или меморандумы в Генеральный комиссариат, излагая в них свои требования по церковным делам и, настаивая, чтобы немецкая власть приказала митрополиту исполнить изложенное в их меморандумах» (9, с. 273, 287).
О том, что содержали подобные меморандумы, можно прочитать у того же И. Касяка, ставшего активным пособником немецких оккупационных властей: «... неадкладна замяніць усіх благачынных з вялікарасейскай ідэалёгіяй святарамі-беларусамі... вызначыць 6-месячны тэрмін усім духоўным, якія павінны здаць экзамен з беларускай мовы вусна і пісьмова перад адмысловай камісіей...». Для большей убедительности такие и им подобные ультиматумы передавались митрополиту через начальника городской полиции Ю. Саковича.
Эти «белорусские активисты» добились отстранения митрополита Пантелеимона от власти и его ссылки в Ляды. По их требованию немцы передали управление церковью архиепископу Филофею (Нарко), а когда и тот, в свою очередь, не исполнил их требований, начали интриговать и против него.
В такой нездоровой обстановке и собрался так называемый Всебелорусский собор (30 августа — 2 сентября 1942 года), объявивший о формальной автокефалии Православной Церкви на Беларуси, что соответствовало планам как немецких властей, так и белорусских националистов. Тем не менее, сбыться этим планам не удалось. Вместе с отступающими немецкими войсками все белорусские иерархи в июле 1944 года были вынуждены покинуть пределы Беларуси. Оказавшись в Европе, они в полном составе влились в юрисдикцию Русской Зарубежной Церкви. Вот как об этом написал В. Кипель: «Зрабіўшы трагічны і здрадніцкі паварот, япіскапы Беларускай Аўтакефальнае Праваслаўнае Царквы на чале з мітрапалітам Панцялеймонам (Ражноўскім) фактычна анулявалі пастановы Сабору 1942 году і, выехаўшы па вайне ў Нямеччыну, далучыліся да Расейскай Зарубежнае Праваслаўнае Царквы, арганізацыі, вядомай з яе манархічных тэндэнцыяў і імпэрска-расейскіх шавіністычных поглядаў. Гэткі крок пастыраў Беларускай Праваслаўнае Царквы большасцю праваслаўных беларусаў быў успрыняты як здрада і выклікаў у іх разгубленасць і роспач». Думается, однако, что белорусские иерархи просто истосковались по нормальной, даже обыкновенной, церковности и Церкви, где власть принадлежит епископу, а не начальнику белорусской полиции или немецкому Генеральному комиссариату.
Такова история попыток устроения мнимой автокефалии Православной Церкви на белорусских землях. При этом нет оснований подвергать сомнению само понятие автокефалии.
На сегодняшний день Вселенское Православие насчитывает 15 автокефальных Церквей, среди них на пятом месте по чести стоит и Русская Православная Церковь, в составе которой находится Белорусский Экзархат. В соответствии с церковной традицией, учитывающей время получения автокефалии, перечень автокефальных Церквей предстаёт в следующем виде: Константинопольская, Александрийская (охватывает Египет и некоторые страны Африки), Антиохийская (Сирия, Ливан), Иерусалимская (Палестина), Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Албанская, Чехословацкая, Польская, Американская.
В каких конкретных исторических и географических условиях возможна и полезна автокефалия? Отвечая на этот вопрос, известный канонист профессор С. В. Троицкий в своё время так писал о польской автокефалии: «Политическая самостоятельность Польши сама по себе не дала право находящейся там части Русской Церкви на автокефалию и, что в данном случае, как и всегда, решающее значение должен иметь мотив церковного блага, церковной пользы. Русская Церковь может дать автокефалию Польской Церкви, если придёт к убеждению, что её самостоятельность будет способствовать её развитию и процветанию, а наоборот, не создаст для неё опасность уклонения в унию или католичество…»
Как видно из предыдущего изложения, история Православия на белорусских землях с достаточным постоянством подтверждает наличие такой опасности. Изоляция от Матери — Русской Православной Церкви всегда приводила здесь к плачевным результатам. Но, может быть, опасность вовлечения православных белорусов в унию или католичество ушла в прошлое?
Действительность говорит об обратном. Ю. Веселковский, изучивший эту проблему, утверждает: «Ватыкан не спыніў свае акцыі на Беларусь, яго платныя агенты мяняюць свае маскі. Гэтым разам яны надзелі маску беларускіх патрыётаў і хочуць адурманіць людзей сваёю нацверай — вуніяй, якая быццам была верай беларускага народу. Беларускі народ пасля 70-ці гадоў атэізму ня знае гісторыі каталіцкай веры, гісторыі рымскіх папаў і не разбіраецца ў рэлігійных справах. Трэба, аднак, каб нехта растлумачыў народу, дзеля чаго едуць на Беларусь польскія ксяндзы і што робяць іхнія кампаньёны — вуніяты».
А вот и весьма характерный пример из газеты «Літаратура і мастацтва»: «Самае слушнае і разумнае на сённешні дзень было б тое, каб Беларуская Праваслаўная Царква стала сапраўды аўтакефальнай, а наша каталіцкае духавенства мела стасункі з Рымам, а не з духавенствам суседней дзяржавы. Вось тады толькі ўзнікнуць перадумовы, каб дзве Царквы загаварылі па-беларуску. I самае галоўнае. Калі кіраўніцтва Беларусі будзе зацікаўлена ў адзінстве і цэласнасці дзяржавы, то яго палітыка будзе скіраванай у рэчашча беларускасці. I яно будзе тады зацікаўлена, каб у межах дзяржавы была адзіная рэлігія. Вось толькі тады могуць быць створаны ўмовы для новага аб'яднання дзвюх канфесій». Тут налицо всё те же рецепты, перечень всех уже не раз отмеченных выше стадий: белорусская автокефалия, прямое указание государственной власти на необходимость конфессиональной консолидации общества и, как результат, новая уния. Так уже было...
От смоковницы возьмите подобие: когда ветви её становятся уже мягки и пускают листья, то знайте, что близко лето; так, когда увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях
Мф. 24, 32-33.
Идею мнимой автокефалии, с целью раскола Православной Церкви в Беларуси по украинскому образцу, продолжали настойчиво муссировать в ультранационалистических (и одновременно антиправославных) кругах. Подтверждением тому явилась обширная публикация Л. Лыча, изобилующая всевозможными натяжками, умышленными искажениями и фактическими ошибками. Её достаточно подробный разбор был проведён священником Феодором Кривоносом в газете «Царкоўнае слова». Более того, недруги Православия попытались перейти к практическим мероприятиям непосредственно на территории Беларуси, в связи с чем Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх Всея Беларуси Филарет был вынужден тогда обратиться к настоятелям приходов Минской епархии с особым письмом от 27 октября 1997 года. Однако и эти потуги заграничных «автокефалов» завершились закономерным крахом.
Минули годы. И вот на собрании духовенства Минской епархии 16 декабря 2014 г. «большинством голосов» и с каким-то явно организованным энтузиазмом (автор при этом присутствовал) в итоговом документе был принят следующий пункт:
«Просить Митрополита Минского и Заславского Павла, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, ходатайствовать перед Святейшем Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и Священным Синодом о предоставлении Белорусской Православной Церкви статуса самоуправляемой Церкви в составе Московского Патриархата по образцу Латвии, Молдовы и Эстонии».
В завершение было сказано, что данный вопрос поднят в связи с озабоченностью «очень многих людей: и священников, и мирян, и руководителей государственных структур» (подчеркнуто мною — П.Б.).
Но очень скоро выяснилось, что рядовые православные верующие Беларуси расценили это действие как «гром среди ясного неба», как попытку раскола, и встретили их не просто с озабоченностью, а «бурей негодования».
Как пишет Анатолий Шлыков (Витебск), «православные христиане принимают решение покупать дома на российской территории, стоящие вдоль границы. Обсуждается возможность приобретения пустующих российских деревень и строительство там православных храмов, которым уже не будет угрожать самоуправление и автокефалия».
В результате был предпринят единственный разумный шаг: «этот вопрос снять с повестки дня». «Думаю, в ближайшие 25, а может, 50 лет возвращаться к нему, наверное, не будем» — заявил Митрополит Павел в январе 2015 года. А спустя два года, посещая минский Свято-Духов кафедральный собор, тему продолжил глава государства: «Знаете, жизнь всё расставит на свои места. Никогда не надо бежать впереди паровоза. Никогда не надо ставить для решения те вопросы, которых сегодня не существует».
И, тем не менее, никаких оснований для самоуспокоения нет и быть не может — наша история, в том числе и новейшая, служит тому свидетельством.
Например, представитель Константинопольского патриархата при Всемирном Совете Церквей архиепископ Иов (Геча) в интервью украинской редакции Би-Би-Си заговорил о возможности предоставления автокефалии Белорусской Православной Церкви — если об этом попросят Церковь и государство…
«Будьте же бдительны» (1Езд.8.29), «трезвитесь, бодрствуйте» (1Пет.5.8).
Протоиерей Павел БОЯНКОВ
11.12.2018