В православном энциклопедическом словаре читаем: «Блаженный — благополучный, счастливый». «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак.1: 12). Блаженные — особый разряд святых подвижников и подвижниц Православной Церкви. Их подвиг состоит в том, что ради Христа и спасения своих душ они отказываются от общепринятого образа жизни. Такой человек может сделаться добровольным скитальцем и нищим, обдуманно принимает на себя образ лишённого здравого ума, чтобы скрыть прозорливость.
Этот вид подвига — специфически православный. Христианский запад не знает подобной формы подвижничества, ведь для него нужно великое самоотвержение, чрезвычайное беспристрастие к себе, готовность терпеть непрестанные поругания и презрение. Вместе с тем необходима и высокая мудрость, чтобы своё бесславие обращать во славу Божию: в смешном не допускать греховного, в обличениях — несправедливого. Такими были, например, святой Андрей Юродивый, святой Василий Блаженный, блаженная Ксения Петербургская, блаженная Матрона Московская.
В этом славном ряду имён по праву просияло имя блаженной Валентины.
Мне не довелось знать матушку Валентину лично. Однако спустя много лет после её кончины Господь сподобил немного потрудиться для неё. Благодаря Иоанну Прокофьевичу Ковалёву и Борису Николаевичу Конновичу (много сделавшим для сохранения памяти о блаженной матушке) мне посчастливилось быть подсобником при установке ими красивых новых крестов из «нержавейки» на могилах блаженной Валентины и её матери Софии. Было это, кажется, в 1981 г.
В 2002 г. я вновь побывал на этом кладбище и служил панихиду на могиле матушки. И вот 6 февраля 2006 г., ровно через 40 лет со дня её ухода ко Господу, в Минском Свято-Духовом кафедральном соборе состоялось торжественное прославление блаженной Валентины в лике местночтимых белорусских святых. Теперь (кто бы мог подумать!) я пишу о её удивительной жизни — пусть это станет для неё скромным приношением молитвенной благодарности.
Обращает на себя внимание поразительное явление: в один и тот же день, 6 февраля по новому стилю, Православной Церковью прославляются сразу две блаженные — Ксения Петербуржская и Валентина Минская. Разделяют их два столетия, а жизненные обстоятельства и духовные дары удивительным образом совпадают. Одна как бы следует за другой, объединяют их дар прозорливости, подвиг юродства, помощь простым людям в самых насущных житейских и семейных делах.
…Своим духовным взором матушка видела мир с его невидимой для нас стороны. Она без вопросов и рассказов проницала жизнь посещавшего её человека, не спрашивала посетителя, зачем он пришёл, а давала ответы на его невысказанные вопросы. Обычно в виде притч и аллегорий, и понятно было только тому, на чей внутренний вопрос она отвечала. Прозорливица ясно видела прошедшее и будущее и, когда необходимо, по обстоятельствам, возвещала это людям. Откровением о сокровенном в душе посетителя она утверждала веру, обличала нераскаянных грешников, подавая повод к покаянию и спасению. Она утешала скорбящих и своей молитвой помогала им, возвращала больным здоровье.
Родилась матушка Валентина в 1888 г. в деревне Коски в семи километрах от станции Койданово в семье священника местной церкви Феодора Чернявского. Валентина с детства была глубоко верующей, часто посещала храм. Однажды на вечерней службе она уединилась в тёмный уголок храма и так углубилась в молитву, что не заметила окончания службы; вышли люди, и храм закрыли на замок! Чтобы не создавать тревоги в семье своим исчезновением, юная Валентина разбила стекло окна и выбралась из храма, а наутро взяла на себя все хлопоты, чтобы застеклить окно.
В молодости Валентина была замужем и некоторое время проживала в Орше. Её муж Сулковский Фёдор Васильевич до революции там же служил в учреждении в звании коллежского советника, что соответствовало армейскому чину полковника (напомним: у блаженной Ксении муж — полковник Андрей Феодорович Петров). После революции занимался сельским хозяйством в деревне Коски. В 1931 г. был репрессирован и выслан; из ссылки он не вернулся (как известно, муж блаженной Ксении внезапно скончался). Ещё одно трогательное совпадение: до конца жизни блаженная Ксения называла себя по имени покойного мужа — Андреем Феодоровичем, а блаженная Валентина всегда подписывала свои письма как «вдова Феодора Сулковского».
Однажды Валентина посетила больную прозорливую женщину, которая не могла ходить и сорок лет пролежала в постели. Она сказала Валентине: «Ты займёшь моё место». Вскоре у Валентины заболели ноги. Она слегла и уже больше не ходила на своих ногах, до самой смерти — 33 года — не поднимаясь с постели. За эти долгие годы у неё не было ни пролежней, ни застойных явлений, обычных в таких случаях.
Умерли отец и мать, и матушка Валентина осталась одна, без ног и средств к существованию. Но добрые люди не оставили её. Благочестивая женщина-односельчанка по имени Евфросинья присматривала за ней до смерти.
Прозорливость матушки, её молитвенное заступничество и помощь привлекали верующих людей. Многие из посещавших и знавших её живут и теперь, воспоминая о ней.
Из рассказа отца Алексия
Он, когда ещё не был священником, посетил матушку Валентину. По каким-то обстоятельствам пришлось заночевать у неё. На ночлег расположился на русской печке. Кровать матушки стояла на виду. С вечера долго не мог уснуть. Вдруг он увидел небо; потолок как бы расступился, и с неба спустился Ангел, приблизился к кровати матушки и подложил под неё свои крылья. Прошло некоторое время, Ангел удалился, и всё пришло в первоначальное состояние.
Задолго до принятия сана священника упомянутый отец Алексий работал церковным сторожем. За веру в Бога и посещение церкви были большие конфликты с женой. После того как однажды жена бросилась на него с топором, он решил уйти в монастырь. По совету близких поехал просить благословение у матушки Валентины. Как только зашёл, матушка сказала: «Ой, полчища окружили дом!» Потом помолилась, взяла Евангелие и дала прочесть место, где было сказано: «
Что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Авторитетом Евангелия она дала ответ на невысказанный вопрос.
При другом посещении матушка сказала Алексию, что он будет священником. Но обстоятельства, по его мнению, исключали такую возможность. Он начал возражать, но матушка настаивала. Через 20 лет, после смерти жены, предсказание исполнилось.
Ехала к матушке жительница деревни Драчково и везла ей большой крестьянский сыр. По дороге подумала: «Зачем ей так много? Ей хватит половины, а вторую половину я отдам Лене». Когда предложила матушке половину сыра, та не взяла и сказала: «Отдай Лене, мне не надо».
Рассказывает Мария
Однажды в моём присутствии зашла женщина, и матушка начала говорить: «Боже мой, что же это делается, единственный сынок и так просился: “Мамочка не отдай меня волкам!” А она открыла печку и бросила его на съедение волкам». При этом вошедшая женщина заплакала. По пути домой я спросила у неё, что это значит? Оказалось, у неё нет мужа, а она должна стать матерью, но решила поехать в деревню к бабке и избавиться от ребёнка. Перед отъездом видит сон: идёт в деревню тёмной ночью и за руку ведёт мальчика. А за ней бежит стая волков, пытаясь отобрать мальчика. Мальчик просит: “Мамочка, не отдай меня волкам!” Чтобы спастись, забежала в пустую хату, но волки начали грызть стены. Она открыла заслонку, обнаружила в печке дыру, выходящую на улицу. В эту дыру и выбросила ребёнка, и волки тут же растерзали его. А утром, проснувшись, всё же пошла и совершила задуманное — убила своего ребёнка.
Была я у матушки в тот день, когда умер Сталин. Она смотрит на меня и говорит: «Чёрная птица летела над Москвой и упала». Когда я возвратилась домой, узнала, что Сталин умер.
Однажды по работе я очень спешила домой и просила матушку благословить меня. Матушка сказала «Ночуйте, получите утешение». Я осталась. Ночью проснулась и слышу, что матушка подробно рассказывает всю мою жизнь — прошедшую, настоящую и будущую. Как по книге читала.
Приехали к матушке две женщины. Везли ей в подарок кусок ткани. По дороге рассудили, что если не угадает их вопрос, то жаль отдавать такой большой кусок, и отрезали половину. Когда вручали ткань, матушка сказала: «Мы не гадалка, мы только Богу молимся. Положите материал к тому куску».
У моей родной сестры было двое маленьких детей. Они и соседский мальчик заболели дифтерией; я об этом не знала. Поехала к матушке. Кто-то привёз ей баночку клубники. Дело было зимой. Матушка перекрестила эту клубнику и даёт мне со словами: «Возьми, отвези своим больным для исцеления». Я смутилась и говорю, что у меня больных нет, но по настоянию матушки взяла клубнику. Дома узнала, что сестра с детьми и соседский мальчик находятся в больнице. Я отнесла клубнику, и дети съели её. На удивление врачей, у всех троих тут же нормализовалась температура, выглядели они и вели себя как совсем здоровые. И так было до конца карантинного срока. Надо заметить, что матушка раздавала людям всё, что приносили ей в подарок.
Приехал к матушке посетитель в форме капитана на костылях и просил помочь избавится от сильных болей в ногах. Матушка сказала: «Обращайтесь к врачам». А когда он ушёл, добавила: «Кто мы такие, чтобы отменять Божие наказание? Бил своего отца, и Господь наказал».
У Евфросинии, которая присматривала за матушкой, заболели ноги. Матушка позвала её и говорит: «Дай сюда твои ноги». Та к лежащей подняла ногу. Матушка быстро поцеловала её и сказала: «Дай другую». Ефросинья вскрикнула: «Что вы делаете!» И второй ноги не дала. Первая перестала болеть, а вторая болела.
Однажды дала мне матушка красивую фарфоровую чашку и попросила подать воды. Когда подавала, чашка упала и разбилась. Я стала сокрушаться и заплакала. А она говорит: «Это не вы, это Феодосия Кузминична разбила чашку». Феодосии там не было. Когда вернулась домой, то узнала, что Феодосия перестала ходить в церковь; встретилась с какой-то сектанткой, и та ей сказала не ходить самой и не пускать прислуживать там своего сына Павлика. Я посетила Феодосию, рассказала ей о разбитой чашке, и Феодосия поняла своё заблуждение.
Постигли меня большие неприятности, и я решила поехать к матушке. Был сильный мороз с ветром и метелью. По дороге зашла к Михаилу и попросила сопроводить меня. А он говорит, что в такую погоду хороший хозяин и собаку со двора не гонит. Поехала я одна. Вышла из вагона. Дороги не видно, всё замело. Как идти? Вдруг впереди меня появился мальчик лет семи. Там, где он идёт, — твёрдая дорога. Так и дошла благополучно по его следам. У деревни мальчик незаметно исчез. Зашла к матушке, а она говорит: «Такая скорбь. Просила батюшку: “поедем”, а он ответил, что сегодня добрые люди и собаку со двора не гонят. А дороги — ни следа. А сын привёл её по стежке». Оказалось, что рано утром этого дня матушка связала узел подарков и говорила: «Это Марии, она сегодня придёт». А батюшкой она называла Михаила, потому что он стремился быть священником, но матушка сказала ему: «Не время».
Ездила к матушке Феодора и часто говаривала, что я скоро умру. А матушка показала на стоящего там Алексия и говорит: «Вот твой сын, ещё у него причастишься». Лет через десять Алексий стал священником, и Феодора у него причащалась. Я сама возила её к нему в Солигорск.
У главы семьи близких мне людей по халатности и пьянству была растрата. Ему предстоял суд. Спросили у матушки, будут ли они платить за растрату? Ответ был тогда непонятным: «Если будет свой, то будете платить, а если нет, то не будете». В скором времени он ушёл от семьи, и семья растрату не платила.
Ночевали мы у матушки. Утром рано просили благословить в обратный путь, но она не благословила и сказала: «Нет поезда». Мы не послушались. Пошли по хорошо знакомой дороге, но заблудились. Пока разбирались, куда идти, поезд ушёл, и мы вернулись обратно.
Владыка Гурий, митрополит Минский, в пятидесятые годы послал своих близких навестить матушку. Она передала ему почтовый ящик с сухарями и сказала: «Возьмите, ему пригодится». Скоро его перевели от нас в Ленинград. Сухари символизировали дорогу.
Здесь описана только мизерная часть того, что говорила и делала матушка Валентина. За долгие годы очень многим людям помогла она советом, молитвенным заступничеством, духовным и телесным исцелением. Свой молитвенный и страдальческий подвиг несла она безропотно и с великим терпением.
Протоиерей Павел БОЯНКОВ