Трудно себе представить православное богослужение без песнопений. Как без них обратиться к Богу? Как поблагодарить за то, что Он даёт?..
Традицию подобного богообщения оставил нам Сам Христос, закончив Тайную вечерю пением! Об этом свидетельствует евангелист Матфей: «
И, воспевши, пошли на гору Елеонскую» (Мф. 26: 30). В последующем, распространяя учения Христа и устрояя Церковь, апостолы заботились о богослужебном пении: «
Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом», — наставляет апостол Павел (1 Кор. 14: 26); «
Весел ли кто? Пусть поёт псалмы» (Иак. 5: 13), — советует апостол Иаков.
А вот какую силу имеет молитвенное пение, согласно книге Деяний святых апостолов: «
Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога: узники же слушали их. Вдруг сделалось великое землетрясение, так, что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели» (Деян. 16: 25-26).
Это не удивительно, ведь мы знаем, что сила молитвы — великая сила! И верил в неё человек всегда.
С ветхозаветных времён и до сего дня считается, что люди поют те же песни, что и Ангелы, поэтому и называют многие богослужебное пение «ангельским». Соответствовать такой характеристике стремиться каждый хор.
— Богослужебное пения для меня — возможность ощутить другой, неведомый для нас мир, проникнуться им; это непосредственная возможность участия в молитве, соборной молитве, — говорит сегодняшний гость православного портала Dei Verbo, регент мужского хора «Всехсвятский» Димитрий Токмаков.
Хору в нынешнем году пять лет, значит, уже можно подвести некий итог и обязательно определиться с дальнейшим курсом.
— Начинали мы сугубо как богослужебный хор, — вспоминает Димитрий. — Но нужно было подумать и о перспективе концертной деятельности. Такое благословение я получил от протоиерея Феодора Повного, настоятеля прихода в честь Всех Святых в Минске, к которому и относится наш хор.
Батюшка понимал, что профессиональным музыкантам нужна реализация на сцене, поэтому и дал «зелёный свет». Руководитель хора признаётся, что был рад такому благословению, ибо тоже думал о выступлениях вне храма.
Знакомство Димитрия с отцом Феодором состоялось в Санкт-Петербурге на венчании бывшего прихожанина минского Дома милосердия. Отца Феодора пригласили совершить таинство, а вот собрать хор, который бы сопровождал венчание, предложили белорусу Димитрию — студенту Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова.
В то время батюшка как раз размышлял над совершенствованием приходского клироса — ансамбля в пять человек. Узнав, что Димитрий заканчивает обучение, священник предложил ему приехать в Минск и стать регентом хора. Парень, недолго думая, согласился.
Это был 2013 г. — празднование 1025-летия крещения Руси. В столицу Беларуси съезжались Вселенские Патриархи, и торжественную встречу поручили молодому коллективу.
— Пробил час ночи, а мы — около 20 хористов, профессиональных музыкантов, — стоим у входа в железнодорожный вокзал и ожидаем высоких гостей. Волнуемся… Наконец, гости прибыли, хор запел «Благословен еси, Христе Боже наш, землю Российскую Крещением просветивый, людем ея низпослав Духа Святаго, ихже и ко спасению приведый, Человеколюбче, слава Тебе…»; в общем, всё удалось. Незабываемые ощущения, — вспоминает Димитрий.
Дальше были торжественные встречи Креста святого апостола Андрея Первозванного, Даров волхвов, мощей святителя Луки Крымского и, конечно, ежедневные богослужения.
— В сентябре минувшего года я понял (с подачи нашего настоятеля), что нужен штатный состав певчих. Для людей это должна быть работа, чтобы не отвлекались, не думали о копейке, чтобы могли плодотворно трудиться. В октябре уже прошли прослушивания, и из многих желающих в штате оставили лишь двоих. А сегодня на окладе уже семеро — все очень хорошие и трудолюбивые ребята. Этот ансамбль служит ежедневно — утром и вечером, а большой состав (около 20 певчих) собирается лишь по праздникам и на воскресные богослужения. А ещё при хоре есть стажёры — пять человек, с которыми мы занимаемся вокалом и теорией. Создать такую группу вдохновил Мариинский театр, где с новичками работают педагоги. У каждого ведь есть свои проблемы, и трудиться над их устранением ещё никому не вредило.
Димитрий — педагог Республиканского музыкального колледжа, преподаватель на кафедре сольного пения в Академии музыки.
— Я очень люблю пение, очень люблю Церковь; эту любовь привила мне бабушка. Наверное, петь и говорить я начал в одно и то же время, — смеётся регент. — До сих пор храню старые кассетные записи с теми детскими песнями и ещё помню любительский церковных хор из родной Вилейки с его аутентичным звучанием. Сейчас многие храмы создают профессиональные клиросные ансамбли, и это хорошо. Но у большинства из них нет простоты, непосредственности, искренности, чего в избытке было у бабушек — люди шли не на работу, а на молитву…
Сегодня профессиональный хор «Всехсвятский» старается бережно хранить традицию, тот певческий дух, святорусский масштаб, глубину и веру, которую имели наши предки.
— Помню, ездили прошлым летом в деревню на Полесье служить, — продолжает Димитрий. — Пели с местным хором в большом храме с отличной акустикой, а после службы подошёл протодьякон и поведал, что ощущал себя, «как в горах»… Со временем меняются мировоззрение, отношение и понимание музыки, но я всё ровно неравнодушен к народному пению. Это глубина! Это связь с родиной! Это вдохновение…
В основе богослужебного репертуара мужского хора «Всехсвятский» — различные песнопения и гармонизации Троице-Сергиевой Лавры, труды регента — архимандрита Матфея (Мормыля). Кстати, выходца из народа, уроженца Северного Кавказа.
— Отец Матфей для меня — пример, — говорит Димитрий Токмаков. — Я как-то увидел телесюжет об открытии памятной доски на его родине и услышал фрагмент «Многолетия», исполняемый местными певчими. Какая красота и глубина, мощь и широта! Мне всё это близко, потому что напоминает о родном, истоках, о детстве. В собственных произведениях, обработках, которые исполняет наш хор, стараюсь это отражать.
Есть у «Всехсвятского» и эстрадный репертуар с адаптированными церковными песнопениями и народными песнями:
— Наша эстрадная программа обычно состоит из двух отделений. В первом мы исполняем богослужебные тексты, во втором — народные и светские… Богослужебные песнопения пытаемся подавать не так, как в храме, а более доступно… Во втором отделении стараемся исполнять больше белорусских произведений, народных песен. Недавно открыл для себя русского композитора игумена Силуана (Туманова). Он современный, но консервативный, не выходит за рамки дозволенного, что «Всехсвятскому» импонирует, поэтому включили его произведения в наш репертуар. Своими концертами мы хотим приносить радость, наполнять слушателей светом, чтобы их глаза открылись для созерцания Божиего мира.
У хора на этот год запланирован большой юбилейный тур по городам Беларуси. Старт ему был дан 28 марта в столичном храме-памятнике. 12 апреле с пасхальными поздравлениями хор посетил родной город Димитрия Токмакова — Вилейку. Были концерты в Бобруйске, Гомеле, других населённых пунктах… Финал юбилейных гастролей ожидается в конце ноября — большой сольный концерт состоится в Минске.
— Пригласим друзей-музыкантов, поэтов, гостей из-за рубежа, — делится планами руководитель хора. — Правда, ещё не определились с площадкой, сегодня-завтра это решим и активно приступим к работе. Но уже сейчас можно сказать, что концертная программа, по традиции, будет из двух отделений. Возможно, выставку сделаем в храме-памятнике — покажем фотоисторию хора за пять лет.
У людей есть разные мнения относительно выступления клиросных коллективов в концертных залах. Одни считает, что это неправильно — церковный хор должен быть богослужебным, незаметным; другие, наоборот, поощряют подобное проникновение в светскую культуру. Ничего зазорного в том не видит и Димитрий. Говорит: главное, выступая на сцене, объяснять зрителям, что хор вышел не покрасоваться, показать, какой он хороший, — а с проповедью, со словом о Христе. Ведь главная задача Церкви и хора, как одной из её частей, нести свет любви Божией тем, кто, может быть, ещё не встретил Бога.