Ошибка2! Вы указали в качестве родительского документа текущий документ.
Тайна Флорио

Тайна Флорио


Итальянская народная сказка-притча
 
Случилась эта история в славном городе Флоренции. В каком же другом городе она могла случиться? Речь ведь пойдёт о прекрасных статуях. А ведь как раз Флоренция и прославилась на весь мир великими ваятелями, художниками и зодчими.
 
Так вот, жил в славном городе Флоренции молодой скульптор Флорио. За статуи, высеченные его резцом из мрамора или отлитые из бронзы, платили огромные деньги. А между тем Флорио оставался жалким бедняком, чуть ли не нищим. Да и имени его почти никто не знал.
 
Тайна Флорио
 
Зато не сходило с уст ценителей искусства имя его учителя, мастера Фабиано. Фабиано и впрямь был когда-то хорошим ваятелем и живописцем. Со всех концов Италии к нему приезжали молодые художники, чтобы учиться у него мастерству. Но слава вскружила голову Фабиано. Он слишком много думал о блеске своего имени и о богатстве. Дружбу он старался водить только со знатными синьорами и добился знаков внимания даже от самого герцога. Всё реже он брался за резец или кисть. В эту пору и поступил к нему в ученики пятнадцатилетний юноша Флорио.
 
—  Скажи, мастер, —  спросил он в первый день, —  как изваять статую, чтобы она была прекрасной?
 
—  Очень просто! —  засмеялся Фабиано. —  И очень трудно. Я отвечу тебе словами величайшего из мастеров —  словами самого Микеланджело. Возьми глыбу мрамора и отсеки от неё всё ненужное.
 
Флорио много думал над этим советом, а ещё больше трудился.
 
Прошёл год, второй и третий. Как-то Фабиано, поздно вечером вернувшись с шумного карнавала, заглянул в свою мастерскую. В дальнем углу горела одинокая свеча. При её свете работал Флорио. Фабиано неслышно подошёл сзади и замер, восхищённый —  так прекрасно было изваяние, вышедшее из-под резца юноши. Фабиано с горечью подумал, что ученик опередил его.
 
Восхищение сменилось завистью, потом страхом. Он словно слышал, как повсюду говорят о Флорио, а о нём, Фабиано, молчат. Весёлая карнавальная маска выпала у него из рук. Флорио вздрогнул и обернулся. Увидев Фабиано, он поклонился и сказал:
 
—  Взгляните, мастер! Достиг ли я чего-нибудь?
 
—  Что ж, работа неплоха, —  ответил небрежно Фабиано. —  Ты не напрасно трудился. Но доверься моей опытности. На творения безвестного художника, как бы хороши они ни были, никто и смотреть не захочет. Толпа поклоняется громким именам. Но я помогу тебе. Я согласен вырезать своё имя на пьедестале статуи. Я сделаю больше: я уплачу тебе за неё сто флоринов, хотя никакой прорицатель не скажет, выручу ли я даже десятую часть этого.
 
—  Спасибо, учитель! —  воскликнул простодушно Флорио. —  Как вы добры ко мне! Лучшая для меня награда, что мою статую увидят люди и, может, она принесёт кому-нибудь радость.
 
—  Если ты будешь работать не хуже, я, пожалуй, соглашусь поставить своё имя и на других статуях. И за каждую из них я буду щедро платить тебе по сто флоринов. Но помни, никто не должен знать о нашем договоре.
 
—  Клянусь своим резцом, —  ответил юноша, —  из моих уст никто об этом не услышит.
 
Вот почему Флорио оставался нищим и безвестным, а слава Фабиано засияла новым ярким светом.
 
У Флорио был друг —  молодой поэт Симоне. Хотя один работал резцом, а второй сплетал слова в причудливые узоры стихов, мыслями они были близки, как кровные братья. Долгие часы они проводили вместе, гуляя в окрестностях Флоренции. Симоне часто читал свои стихи и стихи иных поэтов, Флорио же всегда говорил о творениях других мастеров и никогда о своих.
 
И Симоне не раз спрашивал себя, почему Флорио, который, как чуткая струна, отзывается на прекрасное, прозябает в подмастерьях и сам, как видно, ничего не создаёт. Удивлялся он и другому.
 
—  Объясни мне, как этот придворный блюдолиз Фабиано может извлекать из мрамора полные жизни и мысли статуи! Говорю тебе, Флорио, тут кроется какая-то тайна.
 
Флорио только грустно улыбался в ответ.
 
Но однажды случилось так. Флорио условился встретиться с Симоне, но тот не пришёл в назначенный час. А Симоне как раз сочинил новый сонет и непременно хотел прочесть его другу. И вот, недолго думая, Симоне отправился в мастерскую Фабиано. Однако двери мастерской были заперты. Тогда Симоне вспомнил о том, что как будто в доме есть ещё и второй ход, для слуг. Он прошёл во внутренний дворик с фонтаном, поднялся по узкой лестнице на галерею и через кухню вошёл в дом. Навстречу ему не попалось ни одной живой души, да и в мастерской было пусто. И всё же Симоне чувствовал, что в доме кто-то есть. Пройдя множество комнат и коридоров, он вошёл в пристройку, находившуюся в самом отдалённом углу здания.
 
Флорио стоял перед статуей. Она, казалось, была уже закончена. Но Флорио снова и снова касался резцом белого камня. И каждый раз Симоне поражался необходимости прочерченной линии. Статуя изображала девушку, почти девочку, смотрящуюся в зеркало. Её лицо, руки, плечи —  всё говорило о том, что она предчувствует счастье, сама ещё не зная, каким будет это счастье. Статуя не была похожа ни на одно творение, когда-либо виденное Симоне, и в то же время она была будто родной сестрой всех тех статуй, которые принесли настоящую славу Фабиано и на которых стояло его имя.
 
Наконец Симоне разгадал тайну Флорио и Фабиано!
 
—  Теперь я знаю правду! —  воскликнул Симоне. —  Какой же он негодяй!
 
Флорио оглянулся и побледнел.
 
—  Молю тебя, молчи, если ты не хочешь сделать меня бесчестным человеком. Я поклялся ему свято соблюдать договор.
 
—  Но ведь ты мне ничего не говорил. Я увидел сам, —  возразил Симоне.
 
—  Фабиано этому никогда не поверит, —  покачал головой Флорио.
 
И он так просил своего друга хранить случайно раскрытую тайну, что Симоне согласился.
 
Тайна Флорио
 
Спустя неделю Фабиано объявил флорентийцам, что он закончил новую статую и что каждый, кто хочет, может прийти на неё посмотреть. В среду, ровно в двенадцать часов, он снимет с неё покрывало.
 
В среду, ровно в двенадцать часов, в мастерской Фабиано собралось много народу. Тут были художники, музыканты, знатные горожане. Сам герцог с придворными пришёл посмотреть новую работу ваятеля. Был здесь, конечно, и Симоне. А в стороне от всех стоял безвестный подмастерье Флорио. Многие из присутствующих даже не знали, как его зовут.
 
Вот Фабиано сдёрнул холст, закрывавший статую. Толпа, собравшаяся в мастерской, замерла в восхищении. Первым заговорил герцог, ведь он был самым знатным, и ему подобало сказать первое слово.
 
—  Благодарю тебя, мой Фабиано, за доставленную нам радость. Лукавая прелесть этой девушки возвращает нас к далёким дням нашей юности, когда всё ещё было у нас впереди и всё было неведомым и манящим. Твоя статуя полна жизни. Не хватает только, чтобы она заговорила.
 
—  О, ваше величество, я счастлив вашей похвалой, —  отвечал, низко кланяясь герцогу, Фабиано. —  Льщу себя надеждой, что это заслуженная похвала. Если бы статуя и в самом деле могла заговорить, она рассказала бы, скольких бессонных ночей и дней, полных труда, она стоила своему создателю.
 
Все разразились рукоплесканиями в ответ на эту короткую речь, полную скромного достоинства. Не рукоплескал один Симоне. Он смотрел на своего друга. Глаза Флорио были полны слез. Тогда Симоне шагнул вперед и обратился к статуе:
 
От нежного лица струится тихий свет...
Ты —  юность, и мечта, и тайна,
Ты тщетно ищешь в зеркале ответ,
Разгадку красоты твоей нежданной.
А мы стоим смущённою толпой,
На мраморное глядя изваянье.
Скажи нам, молчаливая, открой,
Чьё ты созданье?
 
И вдруг статуя заговорила. Она не сделала ни одного движения. Только чуть приоткрыла изогнутые, словно лук стрелка, губы. Статуя сказала:
 
В тиши ночей медлительный резец
Меня из камня вывел к свету.
Не Фабиано, нет, мне Флорио отец,
Безвестный Флорио, хоть он молчит об этом.
 
Произнеся эти слова, статуя сомкнула губы. Но тут гневными голосами закричали другие статуи, её сёстры и братья:
 
Сотрите с нас неслыханный позор!
Нас создал Флорио! А Фабиано —  вор!
 
И снова в мастерской наступила тишина. Все стояли, словно поражённые громом. Потом огляделись по сторонам, ища глазами Фабиано. Но его уже не было в комнате. Бежал ли он от упрёков своей нечистой совести, испугался ли заслуженного гнева герцога и презрения сограждан — неизвестно. Только никто никогда его больше не видел.
 
—  Флорио! Эввива Флорио! Да здравствует Флорио! —  дружно закричали собравшиеся в мастерской.
 
А герцог сказал:
 
—  Кто пасёт своих овец на чужом пастбище, рано или поздно потеряет всю отару. Все лисы когда-нибудь да встретятся в лавке меховщика. Если чёрт прикроет рога, его выдаст хвост; если он подберёт хвост, его узнают по копытам. Пусть негодяй Фабиано теперь твердит про себя эти поговорки.
 
Но объясни мне, Симоне, какой силой ты заставил заговорить мрамор? Я думал, что в наш просвещённый век чудес не бывает.
 
Симоне ответил.
 
—  Но тут и не было чуда! Посмотрите на статуи, ваше величество. Они безмолвны, но и сейчас они кричат о том, кто их изваял. Всякое истинное произведение искусства, будь то картина, скульптура, музыка, говорит голосом своего творца. Я постарался лишь сделать этот язык более внятным.
 
ПОУЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО К СКАЗКЕ
 
 
Тайна ФлориоЭта история о жадности и бескорыстии, о тщеславии и подлинном творчестве, о предательстве и верной дружбе. Многому учит нас эта сказка. Тому, как нужно относиться к талантам, ниспосланным свыше, и стоит ли менять эту творческую искру на деньги, признание и высокое покровительство знатных людей. Учит нас понимать, что правду не скроешь — она всегда станет известной. Учит нас скромности и верности данному слову, подаёт пример настоящей братской любви и дружбы.
 
И чудо в ней есть —  что за сказка без чуда? А ещё в этой сказке есть тайна, которая вроде бы известна нам заранее, но в то же время далеко не каждый видит её. Что за тайна? О ней сказал поэт Симоне, что всякое истинное произведение искусства говорит голосом своего творца. Любой, кто видел прекрасные скульптуры Флорио, восхищался его мастерством и талантом, даже не зная имени автора. Статуи воспевали своего отца-мастера самим своим существованием.
 
А теперь посмотри вокруг. Если всё хорошее, сделанное человеком, прославляет его, то что можно сказать о том, что человеком не сотворено? Безбрежное синее небо, горы и деревья, водопады, грациозные животные и птицы —  как прекрасна природа, окружающая нас!
 
А что можно сказать о людях, каждый из которых неповторимо прекрасен и несёт в себе столько чудесного, что сам является целым миром —  разве всё это не говорит голосом своего Создателя? Тайна эта повсюду, она очевидна всем, но многие предпочитают быть слепыми и глухими, только бы не увидеть её. Зато те, кто познал эту тайну, сами становятся живыми произведениями искусства, видят в себе, в других и во всём, что нас окружает, руку великого Мастера, осознают своё глубинное единство со всем мирозданием. И через это находят глубокую внутреннюю радость, которую уже не может испортить никакая грязь. Как великолепие творений Флорио не могло испортить обманом начертанное на них чужое имя.
 
От всей души и тебе желаю понять и принять эту великую тайну!
 
Протодиакон Максим ЛОГВИНОВ, г. Минск
28.10.2020



к содержанию ↑
Рассказать друзьям:

Друзья!



Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект.
Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога,  может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами.


Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея.

 
 
 

На первой полосе:

Лаконично о главном

Православный календарь:

Галерея альбомов: