Под таким названием на протяжении более 20 лет проходит в Беларуси научно-просветительная экспедиция. Ведёт «Дорогу к святыням» бессменный руководитель её, писательница Нина Загорская. По традиции, экспедиция открывает программу Дня письменности и объединяет два важных события — принесение Благодатного огня в города и веси, а также дань почтения белорусской книге. По всему маршруту неугасающую лампаду с Благодатным огнём от Гроба Господня несёт клирик Свято-Духова кафедрального собора протоиерей Сергий Гордун.
— Отец Сергий, расскажите, пожалуйста, подробнее о миссии экспедиции. Насколько она нужна и важна для нас?
— Суть её, в первую очередь, заключается в церковном свидетельстве о схождении Благодатного огня на гробе Господнем в Иерусалиме. Это чудо, которое фиксируется на протяжении тысячелетий, происходит всегда накануне Пасхи, в Великую Субботу по православному календарю. Само схождение Благодатного огня — свидетельство Божие об истине воскресения Христова, Его благословение. Не случайно в Евангелие есть такие слова Иисуса Христа:
Огонь пришёл Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! (Лк. 12: 49). О каком огне говорит Спаситель? Безусловно, речь идёт об огне любви христианской к Господу, а также между людьми. Бог посылает Своё благословение в виде Благодатного огня для того, чтобы напомнить нам о вечности, о смысле жизни. Поэтому мы и несём лампаду с Благодатным огнём по всему маршруту экспедиции.
Другая сторона шествия связана с празднованием Дня белорусской письменности. Казалось бы, что тут общего? Но для белорусов, как, впрочем, и для братских славянских народов — россиян и украинцев, это связано с принятием христианства, которое принесло нам письменность и культуру. Можно только гадать, сколько бы понадобилось времени, чтобы возникли книги, школы, если бы мы не стали христианами. Кстати, в летописи есть весьма интересное повествование о том, как появилась первая школа. Князь Владимир повелел собирать нарочитых чад из богатых семей и отдавать их на книжное учение. Согласно историческим записям, матери, когда отдавали своих детей, рыдали о них как о мертвецах. Они не знали, что отпускают чад на учёбу в школу, не догадывались даже, зачем это образование нужно. Сегодняшние родители если и рыдают, то только от радости, что их любимое дитя поступило в вуз.
Итак, появились школы, книги, первая библиотека в Софийском соборе в Киеве. Семимильными шагами культура «захватывала» новые города. Устанавливались епископские кафедры, в том числе в Полоцке, Ростове, Новгороде, Турове, а при них открывались школы.
Если брать конкретно Беларусь, то после принятия христианства мы наблюдаем прямо-таки культурный взлёт. Уже в ХІІ столетии у нас появляются такие высокообразованные люди, как святитель Кирилл Туровский, о котором говорили, что он паче всех воссиял на Руси, и преподобная Евфросиния Полоцкая, в своей обители основавшая первую школу для девочек. Именно в этот период были построены замечательные храмы — Спасо-Преображенский в Полоцке, Борисо-Глебская церковь в Гродно и другие. Они сохранились до наших дней, как и некоторые книги, появившиеся в тот период: Туровское Евангелие, Полоцкое Евангелие, Житие преподобной Евфросинии Полоцкой.
Потом наступили трагические времена в истории нашей страны. Из-за польской экспансии нависла угроза исчезновения белорусов. Это связано с Люблинской унией 1569 г., за которой вскоре последовала Брестская церковная уния, означавшая ликвидацию Православной Церкви путём её насильственного присоединения к католичеству. К слову, в современных учебниках и монографиях отдельных историков эти события излагаются искажённо: Брестскую церковную унию представляют как объединение двух Церквей, Православной и Католической, в результате чего появилось униатство. На самом деле это не было объединением, потому что ни один католический храм или монастырь не стал униатским. Только православные храмы и монастыри насильственно превращали в униатские. Царил произвол: двери церквей опечатывали, людей, отказывающихся принимать католичество, сажали в тюрьмы, казнили. Самое страшное — православное вероучение, в полноте и неповреждённости хранящее истину Евангелия, в результате принятия унии заменялось католическим вероучением, грубо искажающим догматы древней христианской Церкви. Это не только пагубно отразилось на духовности народа, но и стало разрушительным для культурной жизни. В 1696 г. был официально запрещён старобелорусский язык, а ведь на нём написана первая в Европе конституция — Статут Великого княжества Литовского. Если в XV-XVI веках, когда белорусские земли были православными, старобелорусский язык процветал, то после официального запрета он умирает как литературный язык и продолжает существовать только в устных диалектах.
Возрождение белорусского языка началось лишь после раздела Польши в 1795 г. и вхождения Беларуси в состав Российской империи. В ХIХ веке появляется новый белорусский язык, которым мы пользуемся и сегодня. В его создании приняли участие выдающиеся церковные деятели. Например, выпускник Могилёвской духовной семинарии, ректор Мстиславского духовного училища Иван Носович, в 1870 г. в Петербурге издавший первый словарь современного белорусского языка. А труды протоиерея Иоанна Григоровича по белорусской археографии и сегодня служат незаменимым пособием для исследователей нашей истории.
Во время экспедиции мы также говорим о подвиге новомучеников земли Белорусской, которые уже в ХХ веке, во время большевистских гонений, кровью запечатлели свою верность Христу. Их молитвами мы живём сегодня. Потому значение экспедиции огромно. Это своего рода напоминание, что Церковь является духовным стержнем, духовной опорой народа. Благодаря свету веры родились белорусская письменность и белорусская культура.
— Отец Сергий, маршрут экспедиции пролегает по самым отдалённым уголкам Беларуси, проходит через маленькие населённые пункты. Как вас встречают?
— Возле городов и деревень крестным ходом нас встречают местные жители, и дальше шествие направляется в храмы. Везде торжественно звонят колокола. В храмах зажигаем свечи и лампады от Благодатного огня, служим молебны. Народ ликует, на лицах людей можно увидеть радость и умиление.
— А правда, что Благодатный огонь от Гроба Господня передаётся от любой свечки, зажжённой от лампады?
— Каждый, кто получает Благодатный огонь, может затем бесконечно передавать его другим. Это символизирует наше духовное единение.
— Участники экспедиции посещают школы, детские дома, больницы, социальные приюты. Как реагируют люди на познавательные беседы, историю, о которой вы рассказали выше?
— Люди с удовольствием участвуют в круглых столах, научно-духовно-просветительных беседах, литературно-музыкальных встречах, которые мы проводим в библиотеках, интернатах, школах, клубах. Конечно, мало кто из присутствующих хорошо знает историю белорусской письменности, осознаёт неразрывную связь между белорусской культурой и Белорусской Православной Церковью. Поэтому слушают с неподдельным интересом, затаив дыхание. Часто задают вопросы, высказывают собственное мнение. К тому же, в состав экспедиции входят известные представители творческой интеллигенции: поэты, писатели, художники, артисты, кинорежиссёры. Для жителей глубинки такие встречи — большая редкость. Вы бы видели, например, с каким упоением они, а молодёжь особенно, слушают народную артистку Беларуси Марию Захаревич! Как великолепно она читает стихи, белорусскую классику!.. Невозможно наслушаться!
Экспедиция с Благодатным огнём — это радость совместной молитвы братьев и сестёр во Христе.
Беседовала Татьяна СОКОЛОВИЧ