Эрмитаж представил единственный прижизненный портрет Ксении Блаженной


Единственный прижизненный портрет Ксении Блаженной 
В фондах Эрмитажа обнаружили масляный портрет Ксении Блаженной. Исследователи предполагают, что это — единственное прижизненное изображение покровительницы Санкт-Петербурга, пишет газета «Известия».
 
Сейчас работа отреставрирована и выставлена в публичной зоне реставрационно-хранительского центра Эрмитажа «Старая деревня».
 
— Когда у музея такое колоссальное собрание, естественно, что какие-то предметы не сразу входят в научный оборот, — рассказал хранитель отдела истории русской культуры Дмитрий Гусев. — В процессе систематизации фондов мы остановились на портрете, на который раньше никто не обращал особого внимания.
 
Единственный прижизненный портрет Ксении Блаженной 
Небольшое полотно поступило в Эрмитаж из расформированного перед войной историко-бытового отдела Русского музея. Там картина оказалась в 1930 году — её привёз со Смоленского кладбища собиратель Фёдор Морозов. Тогда он работал в Русском музее, и в круг его обязанностей входило изучение кладбищ с целью выявления произведений искусства. Морозов задокументировал картину как портрет Ксении Блаженной.
 
В результате лабораторных исследований — в частности, химического анализа грунта — в Эрмитаже выяснили, что картина была написана в конце XVIII или в самом начале XIX века.
 
— Осторожно расчищая слои картины, я тем не менее оставил следы разных времён: они сами по себе интересны, — объяснил художник-реставратор Николай Малиновский. — Оставлена и неровность холста. Смотря на эту вещь, вы понимаете, что она — с историей. Видно, что портрет почитался, за ним ухаживали. В красочном слое были обильная копоть и ожоги, то есть перед картиной стояла свеча или масляный светильник. Перед тем как полотно попало в музей, его неоднократно очищали от накопившейся грязи, освежали новыми красками и даже вносили кое-какие изменения.
 
Единственный прижизненный портрет Ксении Блаженной 
Оказалось, в более позднее время кто-то удлинил вырез белой рубахи, «прирастил» Ксении плечи и причёску, сделав её более женственной: на самом раннем слое виден контур более короткой стрижки. Также при расчистке изображения проступила седина. Показательно, что лицо святой прорисовано конкретно, а фон, приоткрытая грудь с крестом и рубаха — более условно.
 
— Портрет написан как-то спонтанно — быстро и уверенно, за один приём, — считает Николай Малиновский. — Вероятно, художник набросал черты Ксении, пока она сидела. В любом случае, портрет предельно индивидуален, это не фантазия и не обобщение. Глаза художника явно видели того, кого он изобразил.
 
Несмотря на то, что портретист, как предполагают исследователи, был любителем, ему удалось передать и мудрую отрешённость во взгляде, и духовную сосредоточенность, и даже как будто внутренний свет, исходящий от немолодой женщины, смотрящей куда-то перед собой. И всё же это — лицо, а не символический лик.
 
В этом и сенсационность обретения. Ксения Блаженная была канонизирована не так давно, в 1988 году (Русской Православной Церковью за рубежом — десятилетием раньше), и только с этого времени её иконографией озаботились всерьёз. Если же считать, что автор обретённого портрета видел юродивую, то выходит, что это не просто памятник её эпохи. Это в каком-то смысле первообраз иконы Ксении Блаженной, связующее звено между сакральной фигурой и реальным человеком XVIII века.
 
Фото: Наталья Чайка
07.02.2020




Рассказать друзьям:


Читать другие новости   

На первой полосе:

Лаконично о главном

Православный календарь:

Галерея альбомов: