«Я не виноват!» — кричит трёхлетний Ваня, опрокинув со стола чашку с соком. Ну, конечно, ведь произошло «ЧП» из-за сестрёнки, сидящей на другом конце стола; бабушки, отвлёкшей любимого внука своим сюсюканьем. Виноваты щербатый стол, кривая ножка, чашка, ослепивший луч света, нагнавшая мрак туча. Поведение крохи понять можно — ему всего три года. Но вот незадача: мы, взрослые, оправдываемся точно так же. Совершив проступок, пытаемся уменьшить свою вину, переложить бремя ответственности на звёзды, плохую погоду, начальника, родителей, школу, друзей и коллег…
Из чего же произрастают корни такого поведения? Почему мы оправдываем себя и всегда виним кого-то другого? Не потому ли самооправдание считается одним из самых больших грехов в христианстве? Попробуем разобраться в этом вместе с клириком прихода храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиереем Виктором Мельниковым.
— Отец Виктор, откуда в нас склонность к самооправданию, неприятию греха и покаяния?
— Самооправдание произросло в нашем сознании после того, как первые люди в раю нарушили заповедь послушания, верности и любви к Богу. Когда после этого Творец спросил Адама: «Может быть, ты вкушал от древа, с которого Я возбранил тебе вкушать?», — тот не признался в содеянном, а стал сразу оправдываться: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел». Аналогично повела себя и Ева, когда Отец Небесный задал ей тот же вопрос — переложила вину на змея-обольстителя.
Подобно прародителям человек инстинктивно пытается себя оправдать, чтобы избежать наказания. Святитель Тихон Задонский говорил: «Бог любит тех, кто осуждает себя, а не оправдывает». Создатель требует, чтобы мы научились не прятать грехи, а приходили к Нему и каялись о своих страстях, пороках.
— Преподобный Авва Дорофей в своих «Душеполезных поучениях» упрекал человечество в том, что «мы оставили правый путь, указанный отцами, — путь самоукорения, и идём кривой дорогой — укорения ближнего. И каждый из нас старается во всяком деле сложить вину на брата своего».
— Нужно понимать, что нас спасает благодать Божия, она даёт силы, поддерживает. Всё — от Бога. И непосредственное обращение ко Господу самого страждущего через таинства Церкви укрепляет.
— Отец Виктор, как различить, где самооправдание, а где доводы разума, соответствующие объективно сложившейся ситуации?
— Самооправданием можно обелить любой поступок. Грабитель, убийца, маньяк скажут, что не виноваты — это жизнь заставила… Однако перед законом они должны понести наказание. Никто не будет смотреть, что их не так воспитывали, не тому учили, обделили игрушками и вниманием. И на Суде Божием спросится за все наши дела, слова и мысли.
В жизни христианин должен руководствоваться заповедями Божиими. Христианское сознание говорит миру о смирении, любви к Господу и ближнему, даже к врагам.
— Получается, нужно безропотно принимать несправедливость, ложь, оправдывать своего ближнего, и тогда в сердце поселится Христос?
— Мы не должны принимать несправедливость. Вспомните новомучеников, которых заставляли отказаться от веры. Они это отвергали, шли на страшную смерть, не отказывались от Бога.
Никогда христианство не призывало терпеть несправедливость. Наоборот, оно взывало к справедливости. Пример тому — неблаговидный поступок Анания, описанный в Деяниях святых апостолов. Он продал своё имение и положил к ногам апостолов лишь часть вырученных денег, а сказал, что принёс всё. Утаение цены трактуется, как ложь Духу Святому. Апостол Пётр, узнав о лжи от Духа Святого, сказал: «Не человекам солгал, но Богу». Услышав сие слова, Анания упал бездыханным, и великий страх охватил всех, слышавших это. Анания поверил не Богу — источнику жизни, а сатане — духу лжи и убийства. А тот, кто отпадает от источника жизни, теряет и саму жизнь. Господь нам постоянно говорит: не убивай, не прелюбодействуй, не бери чужого… В то же время Он призывает ненавидеть грех, а не человека, совершившего его.
— Насколько тяжек в глазах Бога грех самооправдания?
— Самооправдание — это когда человек себя прощает и не ищет прощения от Господа. Впадает в какую-то страсть и находит ей оправдание. Иначе говоря, при самооправдании наступает духовная слепота, и порок начинает иметь власть над человеком.
— Неужели человек никогда не сможет очиститься от греха?
— «Что невозможно человеку — возможно Богу», — говорит Евангелие. Господь Иисус Христос принёс Себя в жертву за грехи всего человечества. Он имеет власть прощать грехи, и Его человеколюбие — неизречённо, а милосердие — безгранично. Но для этого надо иметь веру в Сына Божиего, исповедовать Святую Троицу и помнить слова Спасителя, что «приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6: 37).
Беседовала Татьяна СОКОЛОВИЧ
10.10.2018