Когда подходишь к храму Покрова Пресвятой Богородицы, невольно успокаиваешься, и, кажется, на душе становится тепло, словно вернулась в детство под крыло любимой мамы…
— Место тут особенное, — прервала мои размышления благовидная старушка. — Покров Матушки Божией ощущается реально. — И, заметив сомнение в моих глазах, добавила: — Это могут подтвердить не только батюшки, но и очень многие люди, которые к нам приходят. Вот посмотришь, милая, ты тоже захочешь сюда вернуться, чтобы в тишине послушать свою грешную душу, обратиться с мольбой к Царице Небесной в надежде, что Она тебя наставит на путь истинный, защитит от невзгод и печали, даст силы.
Мелькнула мысль: «А ведь и вправду покров простёрт над каждым из нас. И, наверное, неслучайно на гербе Минска изображена Божия Матерь. В отличие от многих стран, где войны и террористические акты, где люди голодают и умирают от эпидемий, — у нас спокойно, надёжно и сытно»…
В начале девяностых годов прошлого века епархиальные историки протоиерей Феодор Кривонос и Геннадий Шейкин разыскали в архивах Санкт-Петербурга сведения о Крупецкой церкви.
Если вкратце, то в материалах говорилось, как в 1612 г., в праздник Покрова Пресвятой Богородицы в Крупцах (в то время деревенька располагалась в пяти километрах от Минска), на источнике явилась икона Божией Матери, которую назвали Крупецкой. Почему именно это местечко избрала Приснодева, доподлинно неизвестно. Возможно, как предполагают старожилы, таким образом Царица Небесная хотела обратить внимание людей на целебный источник.
Виленские (впоследствии ставшие минскими) монахи на месте дивной «находки» построили часовню, куда и поместили обретённую святыню. Вскоре появилась община; правда, история двухвековой приходской жизни не сохранилась. Но, по рассказам очевидцев, людской поток к чудотворной Крупецкой иконе не прекращался, за исцелением и с просьбами о заступничестве приходили даже из Киева. И есть воспоминания Варвары Рословой о крестном ходе со святыней: «Крупецкую икону Божией Матери несли на постаменте восемь человек: четверо с одной стороны и четверо с другой. Она была украшена живыми цветами. Торжественно пел хор. Несли хоругви. Многие священнослужители в нарядных облачениях сопровождали шествие. По всему пути крестного хода люди становились на колени, некоторые держали детей. И над всеми проносили образ. В церкви икону торжественно водружали по центру и служили Литургию. После службы брали святую воду у большого валуна».
Народ почитал образ и в 1818 г. облачил его в серебряную ризу.
С годами часовенка обветшала, и её заменили новой. А в 1857 г. честной люд собственными силами и за свои средства возвёл церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В атеистическое лихолетье (1936 г.) деревенские жители разобрали её на стройматериалы. Икону тайком перенесли в Петро-Павловский собор, из которого спустя какое-то время она непонятным образом исчезла…
Но люди не забывали святое место и родник, утешались и радовались тому, что имели. Почитали его и после войны. Это подтверждают сохранившиеся сведения о случаях исцеления. И хотя в то время от деревни осталось всего несколько домов, Крупцы по-прежнему восхищали своей красотой. Чистейший родник, вытекавший из-под церковного алтаря несохранившегося храма, и сегодня творит чудеса.
После ознакомления с архивными материалами, Митрополит Минский и Слуцкий Филарет дал благословение на восстановление поруганной святыни. Трудники Свято-Михайловского братства Олег и Елена Дихтиевские, протоиерей Василий Дубойский первыми возгорелись желанием взяться за возведение храма. Вскоре к ним присоединились Сергей Ковалёв, будущий священник Сергий Андреев, многие люди, давно искавшие место у Бога и, наконец, нашедшие его. В 1991 г. возле Крупецкого источника воздвигли крест, начались молебны на роднике, потом появился вагончик, в котором стала совершаться Божественная литургия.
Собственно, это и был весь приход на то время. Но, несмотря на, казалось бы, очевидную неприспособленность и бедность, стараниями священника Андрея Лемешонка (духовника многих местных сельчан) приход жил полноценной жизнью. Каждое воскресенье отец Андрей служил молебны, вёл духовные беседы, формировал братство и сестричество. По сути, он создал духовный костяк прихода.
За год до прибытия в Минск Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на приходе случился пожар, и вагончик сгорел. Это восприняли как благословение — и начали возводить храм. Работы возглавил Сергей Ковалёв, инженер-строитель по образованию.
— Но до этого произошло чудное явление, — делиться воспоминаниями Сергей Иванович. — Случилось оно незадолго до пожара, весной 1994-го. В один воскресный день после Литургии в Петро-Павловском соборе я поехал в Крупцы. Погода была чудная: тишина, солнышко пригревает, на небе ни облачка. Быстренько с ребятами переоделись, вынесли инструмент во двор и почему-то одновременно подняли головы вверх. Видим: над местом строительства будущего храма висит круг, напоминающий нимб на иконах. Если бы летел реактивный самолёт, то остался бы инверсионный след, который довольно быстро расходится конусом и растворяется. А тут идеально ровная окружность, будто циркулем нарисованная. Мы её наблюдали минут сорок, а потом она исчезла. Никакими физическими и математическими законами невозможно объяснить появление такой чёткой, геометрически правильной окружности из «облачного» материала. Это чудо мы восприняли как знак свыше, как Покров Царицы Небесной, одобрение на возведение дома Божия.
И действительно, строительство велось полным ходом. Целый год трудники приходили сюда после основной работы и по выходным. Иногда собиралось до восемнадцати человек. Олег Дихтиевский каким-то удивительным образом находил средства; Сергей Ковалёв строго следил, чтобы всё соответствовало проекту, который разработал известный православному миру архитектор Николай Дятко; все усердно молились.
Церквушку в честь Крупецкой иконы Божией Матери достроили к визиту Святейшего Патриарха Алексия II. Как и задумывал автор, получилась она в виде корабля, соединяющего земное и небесное, и стала единственной в мире, освящённой в честь Крупецкой иконы.
— Знаете, я с большим трепетом и теплотой вспоминаю то замечательное время, когда начинал складываться приход и существовал только маленький Крупецкий храм, — говорит Сергей Иванович. — Не забыть милых и неугомонных бабушек-подвижниц, первого настоятеля отца Виктора Белякова, который служил каждый день молебны, а в субботу и воскресенье — Литургию. Иногда на его проповедь собиралось по 120 человек. Мы жили большой и дружной семьёй, были друг для друга гораздо ближе, чем кровные родственники, — настоящим христианским братством.
Строительные работы на Покровском приходе ведутся и по сей день. Средств не хватает, но упование на Бога и помощь Матери Божией не покидают тех, кто трудится.
Каждый понедельник начинается с молебна на начало рабочей седмицы. К 8-ми утра в храм стекаются за благословением, утешением, помощью… Матерь Божия не оставляет Своих чад и разрешает все проблемы. Её покров милостиво простёрт над каждым.
Татьяна СОКОЛОВИЧ
13.10.2017