Имён будет больше...


В конце 2019 года Священный Синод РПЦ принял постановление о «возможности беспрепятственного наречения и последующего крещения младенцев именами святых, почитаемых в любой из Поместных Православных Церквей». Решение это однозначно позволяет расширить количество имён для Крещения и младенцев, и взрослых, а также их последующего поминовения в Православной Церкви без оглядки на довольно узкий перечень имён, содержащихся в именослове.

 
Имён будет больше… 
В документе говорится также о «недопустимости каких-либо ограничений в богослужебном поминовении и допущении к церковным таинствам верующих, носящих национальные имена, традиционные для других Поместных Православных Церквей (или имена в иных национальных звучаниях)». И указывается, что национальные имена «следует отличать от новоизмышленных имён, которые в своей основе не имеют связи с культурой православных народов»; также акцентируется внимание на том, что по библейской традиции выбирать имя ребёнку — это право в первую очередь родителей.
 
Имён будет больше… 
Во всех людских сообществах с незапамятных времён, начиная с примитивных общин кочевников и собирателей и заканчивая великими цивилизациями Древнего мира, имена, которыми называли детей, должны были обозначать, например, некие качества, которые родители хотели бы видеть в своих отпрысках, или какие-то особенности, которые были очевидны сразу после рождения ребёнка. Вспомним, например, индейские «Верная рука», «Великий змей» и им подобные. В любом случае, имя человека — не просто набор букв или символов (например, цифр). Хотя в совсем недалёкой истории мы знаем изуверские попытки лишать людей их имён, присваивая им обезличенные порядковые номера. Но это, пожалуй, крайняя степень деградации людского сообщества.
 
Имён будет больше… 
На нашей планете проживает более 7 миллиардов человек. Количество имён, наверняка, исчисляется миллионами. В какой-нибудь отдельно взятой стране их уже всего лишь тысячи, если не сотни. А число самых популярных имён, которые дают примерно 90% детей при рождении, не превышает несколько десятков, особенно в странах, традиционно христианских. В этом есть и свои плюсы, и свои минусы. К отрицательной стороне вопроса можно отнести то, что, например, под влиянием моды, или какого-то фильма, или ещё неких обстоятельств в одном классе могут учиться десять Анжел или Вероник, но не будет ни одной Нины или Ольги.
 
Нынче имя — чаще всего не более чем опознавательный знак, необходимый лишь для того, чтобы отличать одного человека от другого. Смысл имени человека, как правило, не связан с его личностью: зачастую люди даже не подозревают, что означает их имя. Внимание больше обращается на его благозвучность или «редкость», чем на значение, а некоторые светские «специалисты» реко­мендуют вообще это значение не учитывать.
 
И действительно, казалось бы: 
 
Что в имени тебе моём?
Оно умрёт, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальний,
Как звук ночной в лесу глухом.
 
В какую же пору своей жизни написал эти строки великий русский поэт? Наверняка литературоведы давным-давно разложили «по полочкам» это стихотворение, полное некоей тоски и печали. Но мы-то нарекаем приходящую в этот мир душу вовсе не для того, чтобы впоследствии её имя оставило на «памятном листке … мёртвый след, подобный узору надписи надгробной на непонятном языке».
 
Имён будет больше… 
Ещё всего лет сто назад при наречении имени ребёнку родители более руководствовались христианским пониманием этого действа и стремились давать детям имена в честь святых, которых бы они хотели видеть небесными заступниками своих потомков. В древности же имя представлялось не просто как опознавательный знак человека, но как некий таинственный символ, который указывал на важнейшие характеристики его обладателя и находился с ним в прямой зависимости. В Ветхом Завете человек воспринимался в неразрывной связи со своим именем. Пример этому мы видим в 1-й книге Царств: «Пусть господин мой не обращает внимания на этого злого человека, на Навала; ибо каково имя его, таков и он. Навал — имя его, и безумие его с ним» (1 Цар. 25, 25). В Библии слава имени одновременно означала славу его носителя, а бесчестие имени приводило к утрате достоинства его носителя. А изменение имени означало потерю человеком самостоятельности и его подчинение тому, кто имя изменил: «И воцарил царь Вавилонский Матфанию, дядю Иехонии, вместо него, и переменил имя его на Седекию» (4 Цар. 24,17).
 
Имён будет больше… 
Поскольку вера православная в наши края пришла из Византии, то многие, если не большинство, имена в православном именослове имеют греческое происхождение. Подобные имена не всегда звучат привычно и благозвучно для нашего уха. Более востребованы имена, являющиеся либо прямым, либо опосредованным переводом с других языков. Так, большинство православных верующих в курсе, что Светлана — перевод на русский язык имени Фотиния, а Богдан — имён Феодосий или Феодот. Гораздо сложнее связать между собою такие имена, как, например, Лилия и Сусанна (в переводе с латыни — белая лилия), популярные Вера, Надежда и Любовь с древними Писта, Елпида и Агапа. Имя святой мученицы Агнии более известно у нас в испанском варианте — Инесса. Довольно популярное мужское имя Артур — не что иное как кельтское прочтение латинского имени Урс (медведь), которое носили некоторые раннехристианские святые. Достаточно распространённое ещё в недавнем прошлом имя Фаина (светлая — греч.) известно и в других вариантах: Клара (немецкий перевод) и совсем недавнее Ясна (чешский вариант). А, например, Хиония (снежная — греч.) напрямую ассоциируется со Снежаной. Эстелла, Стелла — более современное итальянское прочтение имени преподобной Евстолии (хорошо одетая — греч.). И таких примеров множество.
 
Ко всему этому стоило бы добавить, что в обычном, довольно кратком, православном именослове число упомянутых святых достаточно ограничено. В то же время в нём содержится много записей вроде «память сорока мучеников Севастийских» или «мучениц сорока дев и учителя их Аммуна». Мы не знаем их поимённо. Но, например, в греческом «Агиологионе», согласно святителю Димитрию Ростовскому, они перечислены по именам, которые в большинстве своём совпадают с именами древнегреческих богинь: Диона, Афина, Афродита, Мельпомена и т.п. В Поместных Православных Церквах в лике святых, в том числе местночтимых, прославлено множество угодников Божиих, чьи имена мы не найдём в наших календарях.
 
Имён будет больше… 
По последним данным статистики рождаемости в республике, опубликованной Министерством юстиции РБ, указано, какие имена чаще всего использовались при наречении детей в 2019 году. В топ-20 самых популярных женских имён попали София, Анна, Мария и другие имена, тождественные именам святых подвижниц, упоминаемых в православном именослове. Несколько выпадают из этой двадцатки лишь Алиса (4-е место, на самом деле происходит от старофранцузского имени Aalis, краткой формы Adelais, которое, в свою очередь, является краткой формой германского имени Аделаида. Имя Аделаида означает «благородная», известна христианская святая Х века с таким именем); Полина (10-е место, вариант имени Павла); Милана (12-е место, общеславянское имя, прямых аналогий с упоминаемыми в именослове святыми не просматривается); Арина (14-е место, по одной из версий, устаревшая форма имени Ирина; вспомним няню А. С. Пушкина); Ульяна (18-е место, трансформированное имя Юлия).
 
С мужскими именами всё проще. Из 20 самых популярных (в первой тройке — Максим, Артём (Артемий), Михаил) — только Егор и Тимур (19-е и 20-е места) не указаны в православном молитвослове. Но Егор — достаточно распространённая и раньше, и сейчас вариация имени Георгий. И лишь Тимур никак не соответствует имени ни одного прославленного подвижника Божиего. Популярность этого имени особенно велика в России, и обычной практикой является крещение Тимура с именем Тимофей.
 
При этом, например, в Минске появились на свет Ассоль, Венера, Дженнифер, Лёля, Рогнеда, а также Фадей, Оскар, Добромир, Ив и Витовт, чьи родители, видимо, решили, что у их детей должно быть имя не такое, как у других. И всё же не исключено, что и с этими именами жили и совершали подвиги люди, прославленные в лике святых. Ведь, например, в Энциклопедическом словаре «Христианство» в 3-х томах (М., 1995 г.) в месяцеслове мы можем найти популярные ныне имена Виталика (Вита), Регина, Эмма, Руслана, Аза, Нана и другие, которых нет в современных календарях.
 
Имён будет больше… 
Безусловно, решение Синода по поводу имён может на местах сопровождаться и недопониманием, и кое-где неприятием, что вполне объясняется инерцией человеческого разума. Одновременно это призыв не спешить переименовывать Сильвию в Софию, Инессу в Инну, Артура в Урса и т. д., а также не опасаться возникновения в православных именословах новых имён.
 
Это также должно напоминать нам о том, что известных Богу, но неизвестных нам святых великое множество, и все они из Вечности видят наши дела и поступки, молятся о нас, и их заступничество пред Всевышним ведёт нас по жизни. И верится, что имена наши в свою очередь будут поминаемы потомками. На это надеялся и об этом писал Пушкин, человек, имя которого известно сейчас каждому:
 
Имён будет больше… 
Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я... 
 
Павел АНТОНОВ, г. Минск
10.04.2020



к содержанию ↑
Рассказать друзьям:

Друзья!



Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект.
Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога,  может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами.


Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея.

 
 
 

На первой полосе:

Лаконично о главном

Православный календарь:

Галерея альбомов: