7 июля Православная Церковь торжественно отмечает Рождество Иоанна Крестителя — святого, который предсказал пришествие Мессии и крестил Христа Спасителя; святого, о котором архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорил: «Всё в его жизни необычно, всё — предначертание новых духовных ценностей, выходящих за рамки Ветхого Завета. Он весь и во всём — Предтеча Того, Кто есть Путь, Истина и Жизнь на вечность — Христа Спасителя, Сына Божия». О духовном смысле праздника, о значении проповеди и уроках жизни великого пророка мы беседуем с клириком минского Свято-Духова кафедрального собора протоиереем Сергием Гордуном.
— Из Божественных писаний нам известно, что Исаака родили старые Авраам и Сарра, Предтеча появился на свет от далеко не молодых Захария и Елисаветы. В чём тайна и чудо рождения дитя от пожилых родителей?
— Это безусловное чудо — явление милости Божией. Любой из нас прекрасно понимает, что неспособность женщины или мужчины к деторождению связана с болезнью. Да, современная медицина достигла многого, иногда даже помогает бездетным семьям. Но только Божественная сила может исцелить всё, и бесплодие в том числе. Другое дело, что действует она тогда, когда в людях есть истинное благочестие, когда, находясь в состоянии скорби (невозможность иметь детей — непомерная печаль и скорбь), они не ропщут на Бога, не возмущаются внутренне, не завидуют тем, у кого есть дети, а воспринимают произошедшее с ними как данность. Перечисленные же вами люди были истинными праведниками, за всё благодарившие Господа и смиренно просившие Его даровать им ребёнка. Поэтому рождение Иоанна Предтечи, Исаака — награда родителям за их благочестие.
— О пророке Иоанне Предтече достаточно подробно написали все четыре евангелиста. Вряд ли нужно пересказывать известные факты. Интересно другое, что нового о Крестителе поведал миру знаменитый римско-еврейский историк Иосиф Флавий? В чём значимость его трудов?
— Флавий ничего нового о Предтече не сказал, хотя и не повторил сюжетов, описанных евангелистами. В своих трудах он говорил о величайшем праведнике, ангеле покаяния, образ которого бережно хранится в памяти народной. Тем не менее, упоминание Флавием в своих исследованиях Иоанна Крестителя, статьи светских историков о Христе очень важны для нас. Почему? В первые три столетия христианской истории среди населения было немало тех, кто к христианству относился скептически, называл христиан наивными и необразованными людьми, преследовал их. Поэтому перед гражданами, занимающими высокие должности, стояла дилемма: стать христианином и потерять всё, или продолжать плыть по течению в угоду статусу. Немногие выбирали христианство, но верные своим убеждениям вырастали в проповедников Православия, священников, епископов. И в советское время отношение к христианству было похожее: будущее — за наукой, а среди верующих — только неучи. Абсурд, конечно. В СССР многие учёные, академики веровали в Бога; другое дело, что любая огласка сего факта могла привести к краху их научной деятельности.
Так вот Флавий и некоторые далёкие от религии авторы сослужили хорошую службу Церкви. В 50-70 годы прошлого столетия в Стране Советов появилась мифологическая школа. Не только верующие и неверующие, но и библеисты, религиоведы, антропологи спорили, существовал ли Иисус Христос. Приверженцы этой школы называли нашего Творца и Иоанна Крестителя мифическими личностями. Благодаря Иосифу Флавию, другим светским историкам, писавшим о Христе и об Иоанне Предтече, была подтверждена историчность христианства и всех персонажей Евангелия.
— Отец Сергий, что вы можете рассказать о степени родства Иоанна Предтечи с Иисусом Христом? Знал ли Иоанн Христа до прихода на Иордан?
— В Евангелие сказано, что после Благовещения Дева Мария отправилась к своей родственнице Елисавете, которая её восторженно встретила. Кем они друг другу приходились, доподлинно неизвестно. Во всяком случае, точно не родными сёстрами, ибо, как мы знаем, у Иоакима и Анны был только один ребёнок — Дева Мария. Пророк Иоанн родился на полгода раньше Иисуса. Понятно, что если женщины во время беременности общались, то могли продолжать встречаться и после рождения сыновей. Другое дело, как написано в Евангелие, Христос, до Своего крещения в 30-летнем возрасте, не вступал на публичное, общественное служение. Он вёл, говоря современным языком, частную жизнь. Будучи отроком, вместе с Богоматерью жил в доме Иосифа и помогал ему в плотницком ремесле. Потому Иоанн Предтеча не предполагал, что Христос есть Сын Божий, и воспринимал Его как родственника. «Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нём, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий». Только после крещения Иисуса, когда Предтеча услышал голос Бога Отца: «Это Сын Мой возлюбленный», он увидел Святого Духа, спустившегося в виде голубя, и понял: перед ним — Мессия. Показав на Христа рукой, Креститель сказал: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грехи мира».
— Тогда как понимать вопрос святого пророка ко Господу: «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?»
— Этот вопрос имеет иной подтекст. Предтеча после крещения Иисуса не сомневался в истинности Христа. Своим последователям учитель не раз говорил: «Вслед за мною идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви Его». И сравнивает себя с другом Жениха на свадьбе, задача которого привести невесту, а потом сразу уйти в тень. Иоанн, перед тем как выйти на проповедь, долгое время жил в пустыне, питался акридами и диким мёдом. Поэтому народ воспринимал Крестителя величайшим подвижником и был безгранично ему предан.
В отличие от Иоанна, который «ни ест, ни пьёт, как и подобало вести строгому проповеднику», Иисус Христос не вёл такого аскетического образа жизни и говорил о Себе: «Пришёл Сын человеческий, вкушает обычную пищу и не уклоняется от вина». Потому ученики Предтечи сомневались, что Христос именно «Тот, Который должен прийти». Желая убедить учеников в мессианском достоинстве Иисуса, находящийся в темнице Предтеча посылает их увидеть Христа и из первых уст услышать ответ на интересующий их вопрос. Придя к Христу, ученики сказали, что за ответом их прислал Креститель. Поэтому Иисус и говорит: «Пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокажённые очищаются, глухие слышат, мёртвые воскресают, нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне».
— Отец Сергий, на ваш взгляд, почему народ и даже левиты, священнослужители из Иерусалима, спрашивали у Предтечи: «Ты кто есть? Может, Илия?» Согласитесь, подобного вопроса не задавали ни царю Давиду, ни большинству пророков…
— Давно уже не было такого праведника и аскета, как Иоанн Предтеча. Сам Господь Иисус Христос о нём сказал слова, которыми не удостоил больше никого: «Из рождённых жёнами не восставал больший Иоанна Крестителя».
Действительно, с I по IV века до Рождества Христова не было выдающихся пророков; даже Исаию и Иеремию нельзя отнести к их числу. Сей факт засвидетельствован в Маккавейских книгах II века до нашей эры. Царь Давид? И он не без греха. И тут появляется праведник, подвижник, пророк, подобного которому нет в Ветхом Завете. Вы правы: его сравнивали с пророком Илией, почитаемым особенно за то, что он был взят на небо живым. Только два таких случая описаны в Ветхом Завете — Енох и Илия. Об этих праведниках говорится в Апокалипсисе: они явятся на землю перед Вторым пришествием Христовым и будут убиты. А народ ожидал прихода Илии. Тогда Господь сказал: если так хотите, то он уже пришёл, имея в виду Иоанна Предтечу. Значит, по своему величию он ничуть не меньше праведного пророка Илии.
— Иоанна Крестителя Церковь именует ангелом покаяния, другом Христа, ходатаем ветхой и новой благодати... С чем связано ещё одно его название — «печать пророков»?
— Иоанн Предтеча стал связующим звеном Ветхого и Нового Заветов. В отличие от пророков, предсказывавших Христа до Его пришествия, Иоанн единственный проповедовал Триипостасного Бога явленного, воочию увидел свершение пророчеств. Предтеча завершил все пророчества во Христе, и поэтому его называют «пророков печатью».
— В чём заключалось общественное служение Иоанна Крестителя?
— Кроме свидетельства о Христе, задачей Предтечи было приготовить народ к принятию Мессии, Его Божественного учения через проповедь покаяния. Его слова: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», — буквально перерождали людей, ожесточённых гордостью, похотью и гневом. Призывали освободиться от пороков и страстей, уподобиться детям, ибо Царство Небесное — не в пище и питие, а в Духе Святом, приносящем радость, любовь, долготерпение, мир…
— Отец Сергий, что означает имя Иоанн? Не благодаря ли Иоанну Предтече мы сегодня имеем русского Ивана?
— Иоанн в переводе с еврейского языка означает «Господь сжалился» («милость Господня», «благодать Господня»). В различных странах имя звучит по-разному. В Германии — это Иоганн, в Англии — Джон, во Франции — Жан, в Польше — Ян… Несомненно, такому широкому распространению и популярности этого имени человечество обязано Иоанну Предтече — Крестителю Господа.
— Батюшка, до сих пор многие Рождество Иоанна Крестителя связывают с языческим праздником Ивана Купалы. И, несмотря на то, что идёт Петров пост, отмечают его с размахом: хороводятся, совершают обряды с травами, огнём и водой, гадают. Не навредят ли людям такие «безобидные культурные» мероприятия?
— Благодаря многим культурологам и историкам в народе прижилось заблуждение, что, когда христианство распространялось на славянских землях, Церковь, дабы «подмять» под себя существующие праздники, выхолостила из них языческое содержание, специально назначила празднование Рождества Иоанна Предтечи в один день с Иваном Купалой. Такой вывод учёные мужи сделали, полагая, раз язычество древнее христианства, соответственно, все праздники пришли оттуда.
Это ошибочное мнение легко опровергнуть. (Странно, почему-то до сих пор никто из специалистов не решился публично исправить ошибку.) Когда в конце X века христианство пришло на Русь, церковный календарь уже был сформирован. По нему жили Византийская империи, Западная Европа, весь мир (пока не был принят Папой Римским Григорианский календарь). И Православная Церковь взяла его за основу.
А вот языческий календарь — приблизительный. До христианства не было письменности, и точные даты того или иного торжества нигде не фиксировались. Например, праздник Купалье своему появлению обязан дню летнего солнцестояния. Примерно после таких же «расчётов» возникли Коляды, Масленица… Поэтому язычники решили навести порядок и привязали свои праздники к православному календарю. Данный факт исключительно важно знать.
Касаясь второй части вопроса… Печально, что сегодня на государственном уровне пытаются реанимировать языческие праздники, чтобы потом использовать «культурные» мероприятия для пополнения бюджета. При этом ответственные за гуляние и участники забав понятия не имеют о древних толкованиях языческих праздников. Да и сами торжества давно потеряли свой сакральный смысл. Вряд ли кто-то помнит древнюю легенду об Иване Купале, в которой говорится, как в детстве его разлучили с родной сестрой. Потом они поженились; а когда узнали, что являются родственниками, — утопились в озере. Кстати, в честь кровосмесительной легенды о брате и сестре в праздник Ивана Купалы среди язычников допускались даже гомосексуальные игрища. И наверняка никто не будет искать цветок папоротника, чтобы стать всевидящим и понимающим язык птиц и зверей, изгнать диавола и уберечь себя от злых духов. Скорее всего, он перейдёт к оккультным делам. Хочу предупредить: гадания и магические действия — тяжкий грех. Помощь тёмных сил не проходит бесследно, за неё придётся расплачиваться.
Плохо и то, что христианские по своей сути праздники нынче объязычиваются, лишаются духовного смысла, становятся обычным поводом «расслабиться». Ещё хуже, в свете сегодняшнего праздника, что своим неистовым разгулом мы оскорбляем Иоанна Крестителя, когда-то зажёгшего сердца человеческие проповедью покаяния и предуготовившего путь Самому Спасителю.
— Что бы вы пожелали пастве в этот радостный день?
— В церковном календаре празднуются только три дня рождения: Христа, Божией Матери и Иоанна Предтечи. И это говорит об уникальности Крестителя. Величайший праведник всю свою энергию, проповедь направляет на нас, призывая: примите Христа, живите по Его законам, войдите в Церковь, созданную Господом, и тогда вы осуществите смысл своего человеческого предназначения. Мне кажется, сегодня самое время услышать светлый Слова глас.
Беседовала Татьяна СОКОЛОВИЧ