Апостол Павел, завершая свои Послания, неизменно призывает:
Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. И сегодня на вопрос, какая жизнь человека приятна Богу, мы чаще всего слышим ёмкий ответ: «Жизнь по благодати».
Так что же такое благодать? И как жить, чтобы благодать пребывала на нас? Определение её содержит Катехизис: «Спасительное воздействие на людей Святого Духа, пребывающего в Церкви со дня Пятидесятницы». Она изливается любовью Бога Отца ради искупительных заслуг Сына Божия Иисуса Христа. Божественная благодать необходима нам на всех ступенях духовной жизни. Она начинает, продолжает и завершает спасение человека.
Благодать подаётся нам Святым Духом, пребывающим в Церкви Христовой. Значит, и черпать благодать для освящения нашей жизни мы должны в Церкви, через Святые Таинства.
Святые Таинства Православной Церкви — это сочетание особых священнодействий и молитв. Для действительности таинства, чтобы оно имело силу, требуется законный предстоятель, совершающий таинство от лица Церкви и вместе с нею. Таковыми являются епископ или священник, рукоположенный в непрерывном следовании апостольской преемственности. Без этого таинство не будет иметь силы, останется лишь формой без содержания.
Таинства являются прямым путём к получению благодати, через них освящается жизнь человека и его рода. В настоящее время принято считать, что в Православной Церкви совершаются семь таинств. Однако это деление условно, ибо чёткую грань между таинствами и обрядами, через которые тоже подаётся благодать, провести невозможно: например, великое и малое освящение воды, освящение храма и жилища, постриг в монашество, иерейское благословение; при них, несомненно, посылается благодатная сила. Итак, крещение, миропомазание, евхаристия, покаяние (исповедь), бракосочетание (венчание), рукоположение (хиротония), елеосвящение (соборование).
При совершении Таинства Крещения крещаемый человек умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Духом Святым в жизнь духовную и святую, вводится в Церковь и становится её членом. Крещение взрослых является результатом свершившегося в них духовного переворота, и благодать таинства его освящает и закрепляет. А при крещении детей, хоть они ещё и не осознают происходящее, в них тоже падает семя благодатной жизни. Для достойного принятия крещения нужны вера и полное покаяние, отказ от прежней греховной жизни. Крестившийся освобождается от власти первородного греха; но возможность искушать за диаволом остаётся.
Таинство Миропомазания следует непосредственно за Таинством Крещения. Оно, по сути, является личной Пятидесятницей вступившего в Церковь человека. Во всех таинствах подаётся благодать Святого Духа, но миропомазание есть таинство Святого Духа по преимуществу, совершаемое через помазание миром лба, глаз, ноздрей, груди, рук и ног человека. При помазании каждой части тела священник произносит: «Печать дара Духа Святого». Эта печать есть метка, свидетельствующая, что человек стал Божиим. Апостол Павел пишет: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии (1 Кор. 6: 19-20). Миропомазанному открывается доступ к участию во всех других таинствах.
Ключевым, центральным таинством Православной Церкви является евхаристия — причащение верующими Тела и Крови Христовых, преподносимых под видом хлеба и вина во время Литургии. Совершение евхаристии установил Сам Иисус Христос на Тайной вечере с апостолами: И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите: сие есть Тело Моё. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26: 26-28).
Господь пролил Свою Кровь и принёс Себя в жертву по любви к роду человеческому. В Таинстве Евхаристии верующие вновь и вновь приобщаются спасительной силе этой великой жертвы, чтобы одержать полную победу над грехом, диаволом, смертью, как Господь наш Своею жертвенной любовью победил всякое зло. В Таинстве Евхаристии заключена также вся чудотворная сила Самого Спасителя, в частности, сила целительная.
Препятствием к принятию Божественной благодати служит грех. Он лишает человека благодати, оттесняет от источника жизни. Чтобы вдыхать аромат благодати, надо постоянно выдыхать смрад греха, очищаться от него.
Очищение от грехов, совершаемых после крещения, подаётся в Таинстве Покаяния и Исповеди. Грех разлагает нашу личность, а вернуть её целость, то есть исцелить, могут только Божественная любовь, Его благодать. Исповеди обязательно должно предшествовать примирение со всеми, по слову Спасителя:
А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6: 15). Кающийся исповедует свои грехи Господу и Его Церкви в лице её представителя — епископа или священника, по молитвам которого Господь прощает исповеданные грехи и воссоединяет покаявшегося с Церковью, укрепляет на противостояние греху.
В Таинстве Бракосочетания освящается семейная жизнь, благословляется рождение и воспитание детей. Есть множество свидетельств, когда бездетные семейные пары, после многих попыток зачать ребёнка, в отчаянии шли в церковь, чтобы обвенчаться, и после этого Божией благодатью становились счастливыми многодетными родителями.
Таинство Брака начинается с церковного благословения, но длится в течение всей брачной жизни. Конечно, супругам необходимо поддерживать полученную благодать Божию: чтобы эта ниточка не оборвалась, нужно жить христианской жизнью, Церковью.
Особое место в ряду церковных таинств занимает Таинство Елеосвящения, или Соборования. Чаще всего соборование совершается над больными и немощными. Оно также имеет твёрдое основание на слова Спасителя: посылая учеников Своих на проповедь, Иисус Христос прямо заповедовал им исцелять больных через помазание маслом. Впоследствии апостолы научили поступать так всех христиан Церкви. Апостол Иаков пишет:
Болен ли кто из вас? Пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне… и если он соделал грехи, простятся ему (Иак. 5: 14-15). Воспоминание забытых грехов и их прощение Господом — удивительное действие Таинства Елеосвящения. Отсюда и телесное исцеление, ибо большинство болезней является следствием греха, а сам грех есть болезнь духа.
Церковные таинства, безусловно, служат источником благодати. Однако чтобы встать на путь стяжания благодати, нужно внутреннее движение воли. Человек должен почувствовать отвращение ко злу, увидеть и осознать зло в своих помыслах и поступках. Ведь часто можно слышать: «А что я сделал страшного? Где мой грех? Я никого не убил. Изменял жене? Обманывал окружающих?.. Сейчас так все живут…» Грех стал нормой нашей жизни, спрятался за ширмой «все так делают». И без Бога и Его благодати нам ни за что не преодолеть силу греха и его пагубное влияние на нашу душу.
Первым шагом к жизни по благодати служит осознание своей греховности и собственной немощности в самостоятельной борьбе с грехом и искушением. Затем потребуются внутреннее усилие, твёрдая решимость оттолкнуть от себя зло, преодолеть свою привычку к дурному. И вот в таком сокрушённом и смиренном состоянии духа воззовите из глубины души: «Господи! Да будет воля Твоя и во мне, грешном!..»
Александр ЕРАШОВ