Cогласитесь, уважаемые читатели, люди в абсолютном большинстве, и тем более наши современников, с неохотой признают собственные промахи. А вот поиски «крайнего» или придание очевидным причинам бедствий загадочного «цвета хаки» — универсальная человеческая защитная реакция.
2016 год — високосный. Случись сегодня какой-нибудь незапланированный нонсенс или знамение в духовной жизни общества — кого обвиним? Фантазия народа отыщет виноватого! А кто постарше и просвещённей, вспомнит, что в народе 29-е февраля принято называть Касьяновым днём. Есть легенда об ангеле Касьяне, предавшем Господа. Мол, три года по нашему земному времяисчислению он имеет своё наказание, а на четвёртый его отпускают. Пользуясь временной свободой, Касьян мстит людям, совершая зло. Потому считается, что високосный год несёт в себе одни неприятности. Однако для большинства из ныне здравствующих это действительно лишь легенда…
Но кто был виновником знамений и бед, случившихся в белорусском городке Дзержинске в храме прихода Покрова Пресвятой Богородицы в 2005 г.? Масштаб духовной трагедии с последующим однобоким, пассивным восприятием произошедших событий нашим обществом побуждают ещё раз их напомнить. И, в отличие от иных статей и ссылок, полно и честно.
Хронология событий
Хронология событий, происходивших в храме прихода Покрова Пресвятой Богородицы г. Дзержинска, описана Высокопреосвященнейшему Филарету, Митрополиту Минскому и Слуцкому, Патриаршему Экзарху всея Беларуси священником прихода Александром Новиковым в рапортах от 06.02.2005, 01.03.2005, 07.03.2005 и 16.03.2005. Этот материал и личный дневник иерея слишком велики, поэтому будет представлен в сокращении.
23 января 2005 г. в алтаре церкви замироточила Казанская икона Богородицы. Через три дня в алтаре мироточили ещё три списка. Далее число выделяющих елей объектов быстро увеличивалось. В течение последующих недель мироточение исходило не только от икон, но и от беленых и крашеных стен. Обращали на себя внимание несколько фактов. Обильно и многодневно елей выделялся иконой Собора святых Беларуси, но благоухание мира и его кристальная чистота угасали день ото дня, вплоть до желеобразной, мутной вазелиноподобной субстанции. Такие же свойства коснулись елея от других образов. Икона целителя Луки Крымского мироточила обратной стороной. Более того, мироточили и алтарные святыни: Евангелие, напрестольный крест, антиминс, евхаристическая Чаша, Апостол. Но вскоре они начали истекать елеем багряного цвета — кровоточить…
«Чудо-чудо!..»
Как же реагировал треугольник из общества, православного руководства и СМИ на происходящие события? Начнём с серединки, со священства. Двояко. С точки зрения иереев церкви города Дзержинска, активность настоятеля храма с журналистами была излишней. Незнакомые люди постоянно путались в алтаре… Позиция же Экзархата привычная — сдержанность: «Сор из избы не выносим»… По первым публикациям СМИ и отзывам в интернете представителей организованных и неорганизованных паломнических групп, многочисленных аналитиков-индивидуалов или пассивных критиков начитаться пришлось всякого — от «Вот так зрелище!» до «Не морочьте выдумками голову!» (последнее высказано мягко). Задумчивость о происходящем витала в душах нечасто, и как только её «крылышки несмело затрепетали», на разглашение и, соответственно, на размышления, связанные с событиями в Дзержинске, было наложено табу.
В наборе наиболее частых цитат из СМИ: «Конец событиям наступил 12 февраля», или черту подвела «яркая молния из-под купола церкви!», опалившая алтарь. В итоге «Храм закрыт. Открывается лишь на время богослужений». Кое-где появились публикации, что миро- и кровотечения — это нехорошо.
Скажу откровенно, с моей точки зрения, наиболее хладнокровную и верную интерпретацию форме оглашения упомянутых событий дал православный священник Александр Шрамко в статье «Дзержинск. Да молчит всякая плоть» на сайте
ЦАРКВА churchBY-info. Приведу выдержки из этой статьи: «В храме побывала комиссия… Выводы комиссии нам неизвестны… В воздухе повисла какая-то тайна. Как-то вдруг перестали говорить о Дзержинске. Интересоваться событиями как-то стало «неудобно»… На днях в храме паломники свидетельствуют, что мироточение продолжается. В храме днём были только убиравшие женщины, которым, как видно, не велено особо распространяться. Общее впечатление паломники назвали «гнетущим». Мы обратились в Минское епархиальное управление с вопросом, нет ли хоть какого-то официального резюме. «Да молчит всяка плоть человеча… Вот такое резюме», — таким был ответ…»
Итак, зададимся вопросом, каким же образом построить на таких обломках информационных кирпичей и пастырских комментариев правильное восприятие православными людьми Беларуси грозных, слепому очевидных событий, волей и попущением Господа, случившихся в храме Покрова Пресвятой Богородицы города Дзержинска?
Продолжим.
19 февраля 2005 г. На вечернем богослужении из поднятого вверх Евангелия елей излился струями! По благословению настоятеля, залитые им илитон и антиминс уложили в алтаре на батарею для просушки. Через несколько минут из центра антиминса, где зашиты святые мощи, возникло обильное мироистечение.
20 февраля 2005 г. (воскресенье). Опустим особенности мироточения икон и алтарных святынь. На служебнике диакона и служебнике алтарном красными потёками выступило миро… Настоятель положил большой служебник на аналой. Через мгновение с его страниц покатились кровавые струи… Такие же капли обнаружены в обеих евхаристических Чашах… Попытка чтения апостольского послания сопровождается кровавым потоком со страниц… В этот день кровоточение напрестольного Евангелия, антиминса, напрестольной дарохранительницы, Апостола сочеталось с таковым даже с внешних стен храма!..
Среди недели события затихали. Иконы подсушивались от елея и крови. Но наступали выходные и…
26 февраля 2005 г. (суббота). Помимо прочих миро- и кровоистечений, откровенно пугающего своим объёмом, кровоточит лежащий на дискосе Агнец, а маслянистый слой мира растекается поверх вина в евхаристической Чаше. По звонку «сверху», Божественная литургия происходит… Вечером при просушке пропитанных елеем илитона и антиминса случилось их внезапное самовоспламенение. Обёртка «паспорта» церкви, то есть илитон, сгорает дотла, а у антиминса — церковного «паспорта», обгорает край. Настоятель «освежает» антиминс ножницами…
Способствовали ли превращения Агнца и вина в евхаристической Чаше ведению Божественной литургии «по плану»? Разумеется, нет! Со слов очевидцев, то, что осталось от антиминса после обработки руками настоятеля, критике не подлежит. Вот и очередной вопрос, почему и против чего восстаёт человеческая натура, если верующий, тем более рукоположенный, позволю себе заметить, не оценивает Божие наставление, а подчиняется звонку «сверху»?
Отметим, что на этот раз «паспорт» церкви пострадал впервые.
Для освящения событий от 27 февраля 2005 года использую выдержки из дневника иерея Александра Новикова.
27 февраля 2005 г. (воскресенье). Вошедшие в 7:00 в алтарь храма пономари и настоятель храма не обнаружили в алтаре каких-либо явных изменений, кроме обугленного угла престола. Отвлёкшись на незначительное время для разговора, присутствующие в алтаре увидели, что антиминс (до этого развёрнутый на престоле) полностью сгорел. На его месте осталась лишь горсточка золы, которая была собрана и сожжена пономарями… Пономари храма утверждают, что антиминс истлел после того, как настоятель, увидев обугленный престол, воскликнул: «Я всё равно буду служить!», уверяя, что он здесь начальник.
В это время один из пономарей и пришедшие к тому времени прихожане стали свидетелями таких явлений: под куполом (из-под апсиды над амвоном) сверкнула вспышка. Искры воспламенили несколько аналоев в храме. Свидетелем последующих событий стал я сам, войдя в храм около 7:45. С перерывами в 10–15 минут в храме возгорались вещи. За полчаса обгорели облачения престола и жертвенника, подризники, стихари пономарей, облачения большинства аналоев. Во избежание паники и нездорового ажиотажа из храма попросили удалиться всех, кроме членов приходского совета и постоянных прихожан прихода, которые были расставлены для дежурства в разных частях храма для быстрого тушения воспламеняющихся предметов. В это время отец настоятель на глазах у всех прихожан метался по храму, собирая скарбонки с криком: «Скорее давайте делить деньги!» Затем он закрылся в крестильной комнате, чтобы опорожнять скарбонки, откуда с трудом был выведен старостой прихода.
К 11:00-12:00 отец Николай и диакон Артемий покинули храм. С оставшимися тремя десятками прихожан было организовано постоянное молитвенное чтение, служились молебны и акафисты. Легковоспламеняемые предметы были собраны в большие кучи — для контроля возгораний. Для предотвращения осложнений отношений с органами пожарной безопасности прихожанин храма, инженер-электрик, ликвидировал электропроводку иллюминации алтаря, сделанную настоятелем (электроподсветку семисвечника, лампад, лампочек в иконостасе). В срочном порядке были уничтожены возгоравшиеся рушники на иконах и многочисленные украшения из пластмассовых цветов по всему храму. Когда с престола алтаря были сняты сильно обгоревшие облачения, оказалось, что внутри он полон мусора: крысиный помёт, бумага, верёвки, фольга и обёртки от конфет и шоколада. В течение дня возгорания продолжались по всему храму, кроме чердака и подвала. Приходящим в храм людям прихожане объясняли, что в храме произошёл небольшой пожар, и службы возобновятся, когда будет проведён небольшой ремонт.
Вечером этого дня приход посетили Высокопреосвященнейший Димитрий, архиепископ Витебский и Оршанский, и секретарь Минской епархии священник Николай Коржич. Секретарь епархии поручил мне срочное наведение порядка в храме, организацию уборки мусора и ветхой порченой утвари. В последующие вечерние и ночные часы возгораний в храме не было. На приходе установлено круглосуточное дежурство. На ночь в храме остаются не менее четырёх человек».
Думаю, предыдущий комментарий-вопрос повторять ни к чему. Отмечу лишь: антиминс догорел…
28 февраля 2005 г. Пожары продолжались и в понедельник…
«В 18:00-19:00 повторилась цепь возгораний. Первое из них произошло на чердаке храма. Затушено оно было с трудом, так как чердак оказался завален многолетними горами мусора: десятками берёзовых веников, банками из-под краски, бутылками от шампанского, журналами и прочим хламом. Следующей загорелась ранее закрытая складская комната около клироса. Когда её вскрыли, оказалась, что она сантиметров на сорок от пола заполнена мусором, который и возгорелся. Опасаясь, что возгорание может произойти и в подвале, несколько прихожан спустились в него и обнаружили там человеческий череп и кости. На расспросы о том, чьи это останки, пришли к выводу, что, вероятно, кости были найдены при постройке колокольни и не были погребены…»
Добавлю факт посещения Дзержинской церкви комиссией в другом составе. В неё входил Высокопреосвященнейший Митрополит Филарет и архимандрит Алексий (Шинкевич). Отец Алексий утверждает, что в руках владыки всякий образ с подсохшим миром тут же стремительным потоком от изображения глаз и рта изливал ручьи елея. Не особый ли это знак? О нём и прочих подробностях было сообщено афонским старцам, где ситуацию оценили крайне неприглядной… в Беларуси. Но пытливой прессе информацию «слили» иначе.
Ещё один фрагмент статьи священника Александра Шрамко: «Но в частных разговорах митрополит Филарет очень сетовал на запущенность и неопрятность в храме и вроде бы высказывался в том роде, что это всё результат каких-то «внутренних дел» на приходе. Есть даже сведения (опять же туманные), что митрополит, якобы, связывался с некими старцами на Афоне, и такие выводы — результат этих консультаций… Какие могут быть «внутренние дела» в захолустном храме… в запущенном и неопрятном, чтобы вызвать такое неординарное знамение и привлечь к себе такое внимание?»
Уважаемые читатели, упаси меня Бог плохо упоминать о митрополите Филарете, с которым ваш покорный слуга неоднократно общался при наитеплейших обстоятельствах! Тем не менее, у любого «руля» и в те годы, и нынче хватает, к сожалению, с избытком рулевых. И никому из них не хотелось делиться информацией с московским руководством. Вдруг делегация-проверка? Они ж не «рыжие», поди! А «птичек певчих» в клетки золотые запереть! В общем, кто хочет, тот поймёт...
А Беларуси таких «дзержинсков» хватало. Например, Борисов — общеизвестный город Минской области. Однажды митрополит Филарет собственноручно «помазал», точнее, обмазал, лицо настоятеля Свято-Воскресенского собора этого города чёрной пылью-грязью, снятой пальцами с алтаря. Другого священника, адреса указывать не стану, владыка срамил, тыкая пальцем в его личный роскошный коттедж и церквушку-развалюшку…
Прежде чем перейти к дальнейшей хронологии событий 2005 г. в Дзержинске и их анализу, сделаю небольшое отступление. В ответ на вопрос маловеров: «Ну как же в Церкви может происходить такое?!», — многоуважаемый мной архимандрит Антоний (Гулиашвили) в своей книге «День священника и другие грузинские рассказы» поминает притчу, с сутью которой не поспоришь.
«Бредущему в монастырь старичку повстречался бес. На вопрос удивлённого дедули, что будет делать нечистый в святом месте, тот ответил, мол, странного в том ничего нет. Мир и так весь уже его!..»
2 марта 2005 г. в церковь передан новый антиминс. Однако «паспорта» хватило лишь на одну Божественную литургию. Он исчез из алтаря непонятным образом. Как? Никто не знает. Следов возгорания не нашли. К тому же, вопреки возмущениям иереев, настоятель продолжает благословлять к посещению алтаря посторонних, невоцерквлённых представителей прессы.
В итоге в церковь доставлен очередной антиминс из старых запасов Экзархата. Мироточение пошло на спад.
Итого, минус два, плюс один антиминс в храм… И никаких глобальных действий в Белорусской Православной Церкви. Тишь да гладь да Божья благодать?
3 марта 2005 г. замечено, что выделяемый иконами елей стал иным. Теперь он схож с обычным вазелином, без цвета и запаха.
И вдруг!..
12 марта 2005 г. в субботу, вновь сильно замироточило Евангелие, а из илитона в присутствии церковнослужителей исчез предварительно завёрнутый туда очередной антиминс. На этот раз подозрения на конкретные личности были неуместными.
Минус три! Извините за словесный каламбур, но бездумное упрямство с трёхкратной утратой «паспорта» заставляет задуматься о «визе на Небеса»…
Именно в тот день на вечерней службе в церкви возникло новое непонятное явление. Во время пения «На реках вавилонских» после погашения освещения храма, непонятно, с какой стороны, в нём возник потусторонний, чужой звук металлического оттенка, схожий со звенящим гвоздём.
13 марта 2005 г. Прощёное воскресенье. Новая серия возгораний. Но, в отличие от прежних, огонь не щадит ничего. Сгорают не только хлам и старьё. Обгорает святое: престол, жертвенник… Закрытый Апостол загорелся изнутри! Перед очередным воспламенением словно… звучит громкий звук, схожий с «виу!!» Вспышки внутри церкви, под куполом, видны даже с улицы. Свидетели воспринимали происходящее единодушно: Господь отвернулся от храма…
А в покинутое Богом место лезет нечистый!..
Страстная неделя. Лукавый шалит! Под хитрые звуки, чуть тише воскресных, сгорает то церковная утварь, то одежда постоянных прихожан или певчих, то свечной ящик.
Без антиминса Божественная литургия невозможна. Настоятель по состоянию здоровья храм не посещает. Иереи организовывали водосвятные молебны с окроплением храма, чтение акафистов, панихиды.
И опасались широкой огласки событий…
Итак, дорогие братья и сёстры, обобщим ситуацию и упомянем слова Господа нашего Иисуса Христа (Лк. 13: 1-5):
«В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все так же погибнете».
Но в феврале-марте 2005 года белорусы, подобно галилеянам и жителям Иерусалима времён Сына Божиего Иисуса Христа, покаяться не стремились, да и наставляемы на это не были.
***
Хочется вспомнить о добром, заботливом отце, наказывающем нерадивого сына. Но на ум приходит иное — пророчество Исаии (Ис. 6: 9-10):
«И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите и не уразумеете; и очами смотреть будете, и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтоб Я исцелил их».
Далее цитировать эту главу страшно. Почитайте сами.
Итак, для белорусов монета информации о дзержинских реалиях представлена однобоко, застряла ребром в щели прогнившего пола. Возможно, читатель подумает, почему я с сарказмом упоминал о нездоровой активности отношений настоятеля и журналистов? Поясню. СМИ в подобной ситуации вторичны. С моей «колокольни», первичными должны быть выводы духовные, из уст рукоположенных наставников. Но где эти выводы духовного руководства? Где проповеди в приходах? Где всеобщее покаяние с крестными ходами и молитвам православных людей о прощении грехов и помиловании?
Несусветную фантастику автор «залепил», правда? То есть… Библией забредил, вот и пророка Иону в «помощники» призвал (Ион. 3: 5-9):
«И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого. Это слово дошло до царя Ниневии, — и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение своё, и оделся во вретище, и сел на пепле; и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили; и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих. Кто знает, может быть, ещё Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем».
Конечно, с одной стороны, это было давным-давно, да с какими-то ниневитянами… Но, с другой стороны, мы с вами православные христиане! По крайней мере, многие на территории Белорусского Экзархата таким образом крещёны. Нам ли Господу не верить?..
А сделано что? Ладно, пусть не сразу, пусть погодя…
В Дзержинске за минувшие годы закрашены следы мироточения и кровоточения икон, восстановлена церковная утварь. Всё!
Берём широко и объективно. На основании исследования, проведённого Gallup (Американский институт общественного мнения) в 2009 г., Беларусь из 114 изученных стран занимала 11 место снизу по степени влияния религии на повседневную жизнь. Кстати, и Россия, и Украина выглядели лучше. Что-то свежее? Согласно данным за 2014 г., еженедельно церковь посещают лишь 8,2% православных белорусов, 14% — раз в месяц, 53,1% — пару раз в год, четверть крещёных не ходят в дом Божий вовсе. Хотите поспорить и уточнить источники? Спросите у первых восьми процентов. Они подтвердят!..
В 2005 г. в интернете о происшедших в Дзержинске событиях были опубликованы комментарии архимандрита Алексия (Шинкевича): «Это тревожный знак… Народу надо изменить свой образ жизни… Подумать только — крещены у нас 80 процентов населения, а по-христиански живут единицы. Многократно выходят замуж, разводятся, делают аборты, рождённых детей бросают на произвол судьбы… Когда икона кровоточит — это очень серьёзно»…
Постараюсь не надоедать читателю статистикой упомянутых архимандритом социальных проблем. Но обойти их вовсе не могу. Достаточно вернуться хотя бы к двум из показателей. К 2014 г. Беларусь уверено заняла второе место в мире по количеству разводов, а число абортов с той самой «дзержинской поры» до нынешнего дня колеблется между 25-30 случаями на сто родов!.. Оставим для «колокольного звона» на следующий раз особенности бытового белорусского лексикона, исключительно потребительское мышление подрастающего поколения и процесс вымирания на корню педагогики не только духовной, но и, опять же, бытовой.
Интересно, что далее архимандрит Алексий приводил в пример лабораторное исследование крови, выделенной кровоточащей иконой, ранее завезённой из Оренбурга в Беларусь и выставленной для поклонения в Доме милосердия. Согласно анализу — четвёртая группа, как на Туринской плащанице.
Кстати, «море» елея и крови из церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Дзержинске учёным Беларуси оказалось безразлично. Может быть, этот факт явился своеобразной «лакмусовой бумажкой» общественного безразличия к проблемам собственной духовности?..
«
Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы-пророка. И, оставив их, отошёл» (Мф. 16: 4).
Тогда, в 2005 г., — яркие события в Дзержинске, теперь — показательная статистика и ежедневная духовная убогость крещёного народа. Христианам Беларуси и их пастырям мало? Глобальных религиозных перемен станем ждать?
«
И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своём посаженную смоковницу, и, придя искать плода на ней, и не нашёл; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби её: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! Оставь её и на этот год, пока я окопаю её и обложу навозом: не принесёт ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь её» (Лк. 13: 6-9).
Лишь Господь непостижимо для нашего разума милостив и человеколюбив. Но…
Не боюсь утомить читателя Священным Писанием!
«У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моём. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошёл. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошёл. Который из двух исполнил волю отца?..» (Мф. 21: 28-32).
Представьте, что Божия притча демонстрирует реакцию людей на официальное разрешение креститься и веровать от 1989 г. — это сын номер один. Нынче он уж ближе к старичку. Второе детище — современный крещёный человек «в соку». Не занимается ли сегодня большинство православного белорусского народа лишь пустой болтовнёй и самообманом без истинной веры и покаянием пред Господом, уподобляясь не агнцам одесную Христа, а грядущему вслепую ослиному стаду?..
Пишу в Великий пост. Могу лишь посочувствовать не ведающим силы поста и молитвы. Не одолеет её Касьян!
Всё труднее с уверенностью думать о посторонних людях, что каждый из них… мой ближний. Не придётся ли вскоре с великой надеждой ближнего угадывать?
Простите, братья-сёстры!..
Матвей ИВАНОВ