В день Торжества Православия мы празднуем церковное событие: завершение эпохи семи Вселенских соборов. На VII Вселенском соборе был провозглашён догмат об иконах, который говорит нам, что, став человеком, Бог стал изобразим, что воплощением Своим невидимый, непостижимый Господь приобрёл человеческий лик, и что лик Божий может быть запечатлён линиями и красками. Не как портрет, а как внутренний, таинственный образ Божий, познанный, пережитый, знаемый в Церкви.
Как это дивно: у Бога — лик, и этот лик мы можем созерцать; и перед иконой, которая выражает церковный опыт, церковное знание о Боге, мы действительно можем преклонить колена с любовью, с благоговением, с нежностью. Бог стал одним из нас, не переставая быть непостижимым, великим Богом, самой Жизнью, самой Святостью, самой Непостижимостью. И вместе с этим по-новому озаряется слово Ветхого Завета о том, что мы созданы по образу Божию: каждый из нас — икона. Как это дивно! Взирая друг на друга, так же, как когда мы взираем на икону, мы можем взором веры, взором любви, взором богопочитания прозреть образ Божий.
Есть в Новом Завете слово о том, что нам надо отдавать кесарю кесарево, а Богу — то, что принадлежит Ему. Сказано было это слово, когда Спасителю Христу был представлен динарий с образом римского кесаря, и Он отозвался: отдавайте то, на что легла печать мира, власти, земли, тем, кому это дорого; а Богу отдавайте то, что запечатлено Его печатью... И каждый из нас — образ Божий, на каждом из нас эта печать, которая делает нас Божиими, и этого мы не можем отдать никому — только Богу.
Сегодняшний праздник икон говорит нам не только о рукописных иконах, не только о том, что Бог изобразим, что Он стал человеком и у Него человеческий лик и образ; но говорит также, как нам надо относиться к тому, что каждый из нас — святая икона Божия. Как должны мы относиться к себе и друг другу, если только понимаем это, если можем об этом вспомнить!
Бывают иконы осквернённые, попранные, изуродованные человеческой злобой; и эти иконы нам делаются так дороги, словно это иконы-мученицы. Нам хочется их беречь, окружить любовью, потому что они пострадали от человеческой неправды... Так мы должны смотреть и друг на друга, когда человека изуродовал грех, когда он ранен, когда так трудно прозреть в нём красоту и славу Божию. Тогда-то нам надо глубоко вглядеться в этот святой и осквернённый образ, тогда-то надо приложить весь труд, всю любовь, всё благоговение наше, чтобы эта икона, не на древе написанная, а в душе человека — в облике и в образе его — очистилась, исцелилась, вновь освятилась, стала иконой во славу Божию!
И вот, вступим сегодня во вторую седмицу Великого поста, в конце которой святой Григорий Палама будет провозглашать славу человека, будет говорить, что Божия благодать, живущая в человеке, почивающая на нём, касающаяся его, исцеляющая, творящая его новым, что эта благодать — Сам Бог, вселяющийся в нас. Как благоговейно должны мы глядеть друг на друга, как трепетно и благоговейно относиться друг к другу, невзирая на наши немощи, слабости, грехи, ибо мы — образ: осквернённый и, однако же, освящённый.
Митрополит Сурожский АНТОНИЙ
08.03.2020
Узнать больше о празднике можно в материале «Торжество Православия»
Добавьте сайт в закладки, чтобы не пропустить важную для Вас статью
Рассказать друзьям:
Друзья!
Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект. Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога, может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами.
Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея.