19 января Святая Православная Церковь празднует Крещение Господне, или Богоявление. Что оно собой представляет и действительно ли для нас Таинство Крещения означает перемену в жизни?
Об этом мы беседуем с настоятелем прихода храма иконы Божией Матери «Донская» города Минска протоиереем Евгением Свидерским.
— Батюшка, расскажите, пожалуйста, почему Крещение Господне ещё называют Богоявлением?
— На самом деле до Боговоплощения даже Ангелы не могли созерцать Божество. Это было непостижимой тайной для всех, пока Сын Божий не раскрыл характер Своего Отца, Его намерения относительно всего творения. В этот день Иоанн Креститель увидел Христа, стоящего в струях Иордана, Духа Святого в обличии голубя, парящего над водой, услышал голос Бога Отца из осеняющего облака, который свидетельствовал о Сыне. Поскольку тайна Божества ярко проявилась во время Крещения Господа, потому и день стали именовать Богоявлением. Существует и третье название праздника — Просвещение. Именно с этого дня началось общественное служение Спасителя, просвещение народа евангельской истиной.
— Размышляя об этом великом событии, определившем ход нашей земной жизни, иногда ловишь себя на мысли: зачем было Господу креститься, если Он безгрешен?
— Вопрос о том, почему безгрешный Мессия принял крещение, занимал уже первых христиан. Во втором-третьем веках даже появилось множество апокрифов, которые пытались это объяснить… Мы знаем: люди приходили креститься к Иоанну, чтобы через физическое омовение в воде оставить свой человеческий грех и духовно обновиться. Христос в очищении действительно не нуждался, так как был безгрешен. Зачем крестился?.. Он сошёл в воды, чтобы их освятить и наполнить Своим Божественным присутствием. Как сказал святой Иоанн Дамаскин, дабы водами погрести человеческий грех, исполнить закон Божий, открыть таинство Святой Троицы и, конечно, освятить «водное естество», подать нам образ и пример Крещения. Ведь человек, крещаясь в воде, просвещается тем, что усыновляется Отцом Света — за заслуги Сына и силой Духа Святого.
— Интересно, в чём различия крещения Иоанна Предтечи от традиционного христианского?
— Иоанново крещение представляло собой покаяние, сопровождавшееся исповеданием грехов, но не приобщало человека к Духу Святому. Спрашивается, какая в нём была необходимость, если оно не сообщало благодать? Ценность, значимость Иоаннова крещения заключается в том, что оно народ приуготовляло верою в грядущего Христа, к Его Крещению, которое должно стать вратами в Царствие Божие.
После того как Христос пришёл на Иордан к Своему пророку и принял Крещение, смысл этого Таинства стал иным. Сам Иоанн Предтеча говорил свидетелям события: «Идёт за мною Сильнейший меня, у Которого я не достоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым». Не может человек войти в Царство Божие, если не родится водой и духом. Ибо крестившийся (если он крестится по вере, осознанно, начинает жить по Христу) понимает, что до этого жизни не было. Одно дело, когда жизнь является отрезком времени, который начинается в роддоме и оканчивается на кладбище, и совсем другое, если жизнь начинается, чтобы потом больше никогда не заканчиваться.
Перед Вознесением Господь сказал апостолам: идите и научите народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча исполнять всё, что Я заповедовал вам. С этого момента и берёт начало христианское Таинство Крещения, которое ещё называют духовным рождением. И продолжается в течение всей истории Церкви.
— Часто слышишь от людей, что святость воды зависит от креста, которым батюшка её освящает. Неужели это правда?
— Нелепых суеверий по этому поводу существует великое множество. Кто-то даже придумал загадку, в которой спрашивал: какова степень освящения воды в Волге, если она течёт со скоростью пять километров в час, и сколько ионов серебра находится в проруби при освящении воды деревянным крестом?.. Святость воды зависит от милости Божией, которую Он являет миру. И хранить святыню следует не в качестве защитного средства от недугов и нечисти, как это делают многие люди, а чтобы, когда человек оказывается в обстоятельствах, не позволяющих посетить храм, мог освятить себя этой величайшей церковной святыней — крещенской водой, точно артосом (освящённый хлеб), который храним от Пасхи к Пасхе.
— Отец Евгений, бытует мнение, что, искупавшись в крещенской Иордани, можно смыть с себя все грехи. Так ли это?
— Думаю, такими высказываниями некоторые пытаются желаемое выдать за действительность. Грехи отпускаются священником в Таинстве Покаяния. Только через покаяние Господь исцеляет душу человека, позволяет получить прощение.
— А как вообще относится Церковь к купанию в проруби на Крещение?
— Православная церковь не поддерживает такое купание официально, но и не препятствует ему. Лично я ничего не имею против купания в «иордани», если оно происходит после богослужения и наполнено духовным смыслом, воспитывает силу воли и духа. К сожалению, сегодня этот обычай приобрёл искажённую форму. Всё чаще люди приезжают купаться куража ради, да ещё и нетрезвыми. В таком действе не вижу пользы.
— Как праздник Богоявления отмечается в главном храме столицы Свято-Духовом кафедральном соборе?
— По древней церковной традиции, богослужение на праздник Богоявления отличается особой торжественностью. Накануне совершаются Царские часы, Литургия Василия Великого и Всенощное бдение, которое начинается Великим повечерием. Особенность этого праздника заключается в двух великих водоосвящениях. Первое происходит накануне в храме, другое — в сам праздник, под открытым небом. Воду после Литургии, как правило, освящают на реке, озере или в колодце. В древности первое храмовое освящение совершалось для крещения оглашенных; второе — ведёт начало от древней традиции иерусалимских христиан, которые в день Богоявления выходили на реку Иордан и поминали Крещение Спасителя. Потому у нас Богоявленский крестный ход называется Крестным ходом на Иордан. Освящённая вода (великая агиасма, капля которой, по преданию, море святит) в этот день настолько пронизана Божественной энергией, что, по древнему церковному верованию, она не зацветает и не гниёт. Канонически крещенская вода может рассматриваться как своего рода низшая степень причастия для людей, отлученных от этого таинства по каким-либо причинам.
— Отец Евгений, что бы вы пожелали людям в этот великий день?
— Всем прихожанам и захожанам, являющимся в храм лишь раз в год за святой водой, хочу пожелать провести это торжество благоговейно. Не в бессмысленном стоянии в очереди, переругиваясь и пустословя, оскверняя свою душу раздражением, злобой и осуждением. Постарайтесь побыть в храме душой и сердцем. Подумайте об этом удивительном празднике и о величайшей милости Божией, которая выражается в освобождении нас от вечной смерти. Помолитесь о своих родных и близких, пребывающих в здравии и отошедших в мир иной, поделитесь с ними великой радостью Богоявления. Ведь Господь Бог в очередной раз даёт нам возможность прикоснуться к истине.
Беседовала Татьяна СОКОЛОВИЧ
Рассказать друзьям:
Друзья!
Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект. Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога, может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами.
Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея.