Крестный ход: шаг навстречу Богу


Крестный ход — это торжественное шествие верующих с иконами, хоругвями и другими святынями. Он совершается в специально установленные дни: в Светлое Христово Воскресение — Пасхальный крестный ход, в праздник Богоявления — для великого освящения воды в память Крещения Господа Иисуса Христа в водах Иордана, в праздник второго Спаса (1 (14) августа) — для водоосвящения. Также шествия совершают в честь святынь и великих церковных или государственных событий. Церковью может быть установлен крестный ход по иному важному случаю.
 
Крестный ход: шаг навстречу Богу
 
История возникновения
 
Крестные ходы получили начало ещё в ветхозаветные времена. Тогда совершали торжественные шествия с пением, трубными звуками и ликованием.
 
Первые прообразы крестных ходов — это путешествие сынов израилевых из Египта в обетованную землю; шествие всего Израиля вслед ковчегу Божию, от которого последовало чудесное разделение реки Иордан; торжественное семикратное обхождение с ковчегом вокруг стен Иерихонских, когда совершилось чудесное падение неприступных стен Иерихона от гласа священных труб и возглашений народа; торжественные всенародные перенесения ковчега Господня царями Давидом и Соломоном.
 
Крестный ход: шаг навстречу Богу
 
Из книги Иисуса Навина известно: когда он осматривал укрепления Иерихона, то увидел человека, от которого получил откровение, как нужно брать этот город. Священникам было велено выступить с ковчегом завета и нести его вокруг стен Иерихона. Семеро из них должны идти перед ковчегом и трубить в трубы, а вооружённым воинам — молча следовать впереди и позади ковчега. Так они обходили город шесть дней по одному разу. В седьмой день шествие прошло семь раз, а в конце последнего обхода раздался возглас молчавшего до этого народа. Высокие стены упали от чудесного сотрясения, оставив Иерихон беззащитным перед израильтянами.
 
Святитель Иоанн Златоуст — установитель крестных ходов
 
До IV века христиане совершали традиционные шествия с мощами или, например, к святым местам, однако установителем первого крестного хода, привычного для современного православного человека, считается святитель Иоанн Златоуст. Церковные историки Сократ и Созомен описывали, как во времена правления императора Феодосия за городом собирались ариане и в праздничные дни пели песни, звучавшие весьма провокационно: «Где те, которые три называют одной силой?» Поэтому святитель, опасаясь того, чтобы никто из его паствы не принимал участия в таких процессиях, решил проводить шествия, сопровождавшиеся несением серебряных крестов и восковых свеч.
 
Крестный ход по случаю крещения Руси
 
Потом крестные ходы стали совершать не только в противоположность арианам, но и в дни общественных бедствий. В первые годы правления святителя произошло страшнейшее землетрясение. Здания распадались, погребая под развалинами людей. Да ещё на Босфоре случилось наводнение, а преступники поджигали дома, пытаясь скрыть следы грабежей. Люди начали паниковать. И только архипастырь Церкви сумел ободрить народ и с верой совершить моление: «За три дня перед этим лился проливной дождь, — говорит Иоанн Златоуст, — и у нас были молитвы и моления, и весь наш город, подобно потоку, стекался к местам апостольским, и мы умоляли наших защитников — святого Петра и блаженного Андрея. Тогда гнев Божий прекратился». Святитель ночью совершил торжественное перенесение мощей святых мучеников в устроенный для них храм на противоположном берегу Босфора. Это торжественное шествие многочисленного народа с зажжёнными свечами и песнопениями производило вдохновляющее и умилительное впечатление. В процессии участвовала императрица Евдоксия.
 
Из «Церковной истории» Сократа мы узнаём чинопоследование тогдашнего крестного хода: народ, идя, пел псалмы, а священнослужители шествовали с народом без каких-то определённых прошений.
 
На Руси всегда любили крестные ходы и ценили их молитвенную силу. Сама история Святой Руси с начальных дней своего существования связана с крестным ходом: первому крещению киевлян предшествовал торжественный крестный ход к месту крещения — реке Днепр.
 
На Руси всегда любили крестные ходы и ценили их молитвенную силу
 
Не раз и Москва спасалась от нашествия покаянными крестными ходами. Например, икону Божией Матери «Владимирская» вокруг Москвы обносили в 1395 г. во время нашествия Тамерлана и в 1480 г. при нашествии Ахмата. В Великую Отечественную войну осаждённый Ленинград обошли крестным ходом с иконой Божией Матери «Казанская». А к 2000-летию Рождества Христова через всю страну прошёл многомесячный крестный ход.
 
Ксения ВЕСНОВА



к содержанию ↑
Рассказать друзьям:

Друзья!



Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект.
Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога,  может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами.


Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея.

 
 
 

На первой полосе:

Лаконично о главном

Православный календарь:

Галерея альбомов: