Однажды Сократ с учениками шёл по улице, увлечённо рассказывая им о смысле жизни и природе. Неожиданно он столкнулся с собственной женой. Женщина стала выговаривать мужу, что он совсем забыл о ней, ни в чём не помогает, и в гневе, не стесняясь учеников философа, вылила на него ведро помоев, которое несла в руках. Невозмутимый Сократ, сбросив с себя остатки нечистот, спокойно сказал ученикам: «Это естественное явление: после грозы всегда идёт дождичек», — и продолжил путь. Удивительно, поступок жены, похоже, не рассердил философа, он сохранил мир в своей душе. Однако такое смиренномудрие не всякому достаётся. Нам, гордым, вспыльчивым и самолюбивым, переплетённым разными помыслами, тяжко даются тренировки в смирении. О том, возможно ли эту добродетель воспитать в себе, как обрести мир с Богом, с собой и окружающими, мы беседуем с настоятелем минского прихода Собора белорусских святых иереем Александром Веремейчиком.
— Батюшка, большинство людей сегодня воспринимает смиренного человека как слабого, который не может дать сдачи. Но если посмотреть на всё многообразие христианских традиций, то мы видим, что смирение — это невероятная сила и свидетельство внутренней мощи человека. Взять, к примеру, Александра Невского, которого новгородцы четыре раза изгоняли из города, а потом просили вернуться. Он их прощал и возвращался. Столь же смиренно великий русский полководец, дипломат и угодник Божий поехал в Орду замиряться с татарами, ибо так было нужно его народу. Что же на самом деле означает смирение?
— Вообще, смирение — не заниженная самооценка, как некоторые думают. Часто весьма полезно подставить щёку для удара, а бывает и наоборот, нужно ударить другого по щеке, чтобы он не наломал дров. Смирение — это когда человек не мнит о себе. Живёт так, как и переводится само славянское слово, — в мире с Богом, исполняя заповеди Творца. Однако, что греха таить, каждый из нас считает себя если и не выше других, то достойным всяческих наград и похвал.
Вот что такое заповеди Божии?.. Иные полагают: некие заборы, поставленные для того, чтобы нам жилось невольготно. Глупость неимоверная! Заповеди — это свойства души человека, позволяющие жить счастливо. Мы же не можем дышать под водой, есть стекло и запивать его расплавленным металлом, прыгнуть с небоскреба и не разбиться. Физиологически человек не создан для этого. Вот и душа умирает, когда человек не исполняет заповеди Господни, — ворует, нецеломудрен, не любит ближнего, радуется чужим падениям, собирает сплетни… Совершая грех, человек в первую очередь ранит свою душу, делает хуже себе.
— Отец Александр, а что такое смиренномудрие?
— Преподобный Иоанн Лествичник говорил: «Не тот показывает смиренномудрие, кто осуждает себя, но тот, кто, будучи укорён другим, не уменьшает к нему любви…» Мы же, когда у нас что-то не так, сразу начинаем нервничать, возмущаться, гневаться, кричать, обвинять ближнего своего. А нужно, наоборот, всякую подобную ситуацию использовать для тренировки в смирении. Этот, скажем так, самовоспитательный процесс и называется смиренномудрием.
— То есть смиренномудрие представляет собой путь к смирению?
— Совершенно верно. Есть мирская пословица: «Выше головы не прыгнешь». Из-за неё, разумеется, не нужно впадать в депрессию, занижать самооценку. Смиренномудрие — это когда человек начинает видеть себя глазами Евангелия. Стремится понять, кто он есть, и начинает исправлять грехи, чтобы идти к вратам вечности максимально подготовленным. Смиренномудрие очень облегчает жизнь, ибо благодать Божия помогает преодолеть многие трудности. Дух смиренномудрия — это дух Христов, дух целомудрия. А смирение — одно из имён Самого Бога.
— Есть ли жизненные ситуации, когда смирение неуместно?
— Нет таковых. Смирение человеку нужно всегда и везде, не только в больнице или в тюрьме, поломав руку или потеряв кров. Давайте разберём примитивную ситуацию: вы едете в троллейбусе, и вдруг какой-то нехороший персонаж начинает приставать к ребёнку, а потом даже применять физическую силу. Что вы будете делать — упадёте на колени и станете молиться или дадите отпор хулигану? Конечно, постараетесь защитить ребёнка. Вот в этом и проявляется смирение — вы ради мира, ради любви готовы пойти на самопожертвование.
Помню, как много лет назад в Петро-Павловском соборе воришка украл сумку у женщины. Уборщица, бывшая спортсменка, погналась за ним и одним приёмом уложила его на землю. Тут он и вскричал: «Дорогая сестра, во имя пролитой крови Иисуса Христа, отпусти меня!» Она его держит. «Ради Иисуса, Его крестной жертвы, я умоляю тебя, отпусти», — просит преступник. Тогда женщина ему и говорит: «Ради пролитой крови Христа, я вызову милицию, чтобы ты больше не воровал, не приносил людям горе». Парня осудили на три года, а она каждый месяц посылала ему посылки. Вот пример христианского смирения; в нём всё христианство…
Преподобный Исаак Сирин называл смирение «одеянием Божества». Как Бог Он во всех Своих проявлениях смирён. А поскольку слово Божие нас призывает: «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный», — то смирение необходимо человеку, если он хочет идти путём христианской жизни. Здесь важно понять, что смирение — не просто «ручки в брючки, а ножки в травку». Тот, кто это понимает, несмотря на любовь к себе, желание отдохнуть, принимает волю Спасителя и всю жизнь свою полагает на то, чтобы доблестно трудиться.
— Отец Александр, скажите, существует ли критерий смиренности, по которому можно судить о поступке?
— Есть, конечно. Этот критерий — Господь наш Иисус Христос, Который сказал про Себя: «Я есть путь, истина и жизнь». Потому земное бытие следует вести по христианскому пути в вечную жизнь. Тем, кто желал научиться смирению, святые отцы говорили, что для достижения такого состояния «ум должен плавать в Священном Писании».
— Обычно на исповеди люди старательно перечисляют свои грехи. Интересно, просил ли кто-нибудь смирения?
— Отвечу еврейской пословицей «Все жалуются на отсутствие денег, а на отсутствие ума — никто». Конечно, встречаются люди, правильно понимающие сию добродетель, и стараются её в себе взрастить. Но большинство прихожан сравнивает смирение с негневливостью, поэтому просят Бога избавить их от гнева, раздражительности и зависти.
— Батюшка, где же набраться такой мудрости, чтобы обрести смирение? Как стяжать «дух мирен»?
— Молиться и читать Евангелие. Другого источника нет. Сравнивая ситуацию, в которой оказался с евангельским повествованием, человек всегда сможет безошибочно определить, как ему поступать дальше. А вообще, за две тысячи лет Церковь накопила такой уникальный духовный опыт, что его хватит на всех. Учитесь терпению, долготерпению, смиренномудрию — и вы обретёте смирение.
Беседовала Татьяна СОКОЛОВИЧ