5 июля — Собор преподобных отцов Псково-Печерских
Вот какую простую и мудрую сказочку сказывал своим чадам иеросхимонах Михаил (Питкевич) — один из богомудрых и смиренных старцев XX века, ушедший в вечность в 1962 году:
«Жила-была Правда на земле. Плохо ей было: где ни появится, куда ни придёт — везде её гонят, везде ей нет места, всем она мешает. «Пойду, — думает Правда, — поближе к храму Божиему, пойду в храм».
Пришла, встала, но и в самом храме её стали толкать: тут не стой — это мое место, туда не иди — там для почётных, богатых.
Придвинулась Правда к амвону, но и здесь ей не нашлось места. Поднялась она, вошла в самый алтарь, стала у Престола. Один говорит:
— Я старше!
Другой:
— Я саном выше, я — заслуженный, я — учёный.
— А здесь я должен стоять!
— А тут — я!
И вот даже там Правда не нашла для себя места…
А потому не ищи правды на земле. Ищи её в себе.
Царица Небесная, Честнейшая Херувим и Славнейшая Серафим, разве не видела кругом Своего Божественного Сына неправду, клевету, ложь, несправедливость, которыми платили Спасителю за Его бесчисленные благодеяния и чудеса, но Она молчала. Она никого не упрекнула, никого не осудила. Вот как Она отнеслась к неправде мира!»
Иеросхимонах Михаил почти всю свою монашескую жизнь провёл в стенах Валаамской обители. А с 1957 года стал насельником Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря (который называл раем духовным). Здесь и упокоился от праведных трудов своих — в «Богом зданных» монастырских пещерах.
Своё служение людям, молитву за всех, старец совершал на фоне тяжелейших и скорбных событий, затронувших его монашескую жизнь: двух войн, двух эвакуаций Валаамского монастыря, многолетнего раскола в обители.
Более тридцати лет, до самой кончины, старец жил или в отдалённых скитах, или в одиночной келье, где каждый день (!) служил Божественную литургию, стараясь никуда не выходить и даже не посещая общей трапезы.
Стремление к подобному отшельничеству даже в условиях общежительного монастыря было для него вполне естественным, ибо он всегда стремился к тому, чтобы молитвенное делание охватывало его душу целиком.
Зная многое о вере и постоянно изучая святоотеческое наследие, возрастая духом в христианской любви, отец Михаил никогда не мог отказать вопрошавшим у него о верных путях ко спасению. И вот благодаря духовным чадам старца, записавшим его поучения, у нас есть возможность напитаться его мудростью.
Приведём лишь несколько высказываний иеросхимонаха Михаила. Если же душа попросит больше — можно почитать книгу «Любовь покрывает всё», изданную Сретенским монастырём (авторы-составители диакон Георгий Малков, П. Ю. Малков).
***
Никто не спасся без смирения. Помни, что до конца жизни ты будешь впадать в грехи, тяжкие или лёгкие, гневаться, лгать, тщеславиться, обижать других, жадничать. Вот это-то сознание и будет держать тебя в смирении. Чем тут гордиться, если ежедневно грешишь и обижаешь ближнего. Но на всякий грех есть покаяние. Согрешил — и покайся, опять согрешил — опять покайся, и так до конца.
***
То послушание спасительно, что тяжело даётся, а что нравится и легко — дёшево стоит.
***
Больше всего храни мир сердца. Поведёшься со многими — всё вынесут от тебя, что успеешь собрать в себе. Знакомства и разговоры опустошают и рассеивают. Кто-то должен быть, с кем поделиться, без этого очень тяжело и трудно. Иногда это необходимо даже. Но выбрать надо очень осторожно, надо быть уверенной в человеке — не поймут того, что для тебя ценно... Более молчи, учись молчанию...
***
Крепись всегда, на всякий день и час, будь очень внимателен к себе во всех мелочах — читай, рассуждай, — веруй, что Господь поможет тебе и подкрепит, пошлёт благодать восходить от силы в силу — «Аще верен и тверд пребудеши».
***
Царство Небесное, Христово силой берётся, усилием — постепенно, не вдруг, непрестанным вниманием, самоотвержением, терпением, хранением чувств, покаянием — самоукорением, главное — безмолвием: молчанием и молитвою.
***
А я смотрю так на пост, — говорил батюшка, — это воздержание, а не изнурение себя. Главное в посте — это сердце сокрушенное, с искренним покаянием и смирением: «сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит» (Пс. 50: 19). Надо тебе работать, живёшь в миру, нужны силы — не лакомься, не услаждайся, не позволяй себе излишества, и если по необходимости придётся съесть тебе и в посте яйцо или молоко, Господь не взыщет, не вменит во грех.
***
Какой бы ты ни соблюдала пост, даже самый строгий, если без истинного покаяния, то Господь не приемлет его. Такой пост не приведёт ни к спасению, ни к утешению. Главное — внутри очищай сердце.
***
Старец велел читать каждый день молитву святителя Филарета Московского (Дроздова): «Господи, не знаю, чего мне просить у Тебя? Ты один ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить Тебя. Отче, даждь рабу Твоему, чего сам я и просить не умею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения, только предстою пред Тобою, сердце моё отверсто; Ты зри нужды, которых я и не знаю. Зри и сотвори по милости Твоей; порази и исцели, низложи и подыми меня! Благоговею и безмолвствую пред Твоею святою волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе; научи меня молиться. Сам во мне молись. Аминь».
***
«Многими скорбями — вот жертва Богу», — говорил батюшка. «Какая бы ни была тучная жертва — не угодна она Богу, если хоть капля жаления в ней есть, хоть малая доля стяжания и пристрастия. Всё главное — в искренности, правдивости, чистоте сердца. Жертва, угодная Богу, была жертва бедной вдовицы, потому что была всецелая, от чистого сердца — такую жертву Он приемлет с любовью».
***
Если случится не преодолеть искушение, если не выдержишь вражеских нападений, а они всегда будут со всех сторон и неожиданно, если и не делом, — помыслами увлечёшься — есть покаяние.
***
Один брат, впадавший в грех прелюбодеяния, горько каялся, сокрушался всем сердцем — было так до семи раз; и так он каялся и боролся, что было ему прощено и старцу было открыто, что ради сокрушения и борьбы был этот брат увенчан венцами. Он не допустил отчаяния.
***
Главное же — это смирение и любовь. Кто много любит, тому многое и простится (ср.: Лк. 7: 47). Проявление любви к ближнему может спасти и большого грешника. Любовь покрывает всё (ср.: 1 Пет. 4: 8).
Подготовила Елена БУКША, г. Минск
5.07.2020