Небесная заступница земли Белорусской


5 июня православный мир чествует память преподобной Евфросинии Полоцкой. Княжна, монахиня, игумения Спасо-Преображенского монастыря в Полоцке, просветительница, паломница и благотворительница…Она и по сей день подобно неугасимой лампаде несёт свет веры и знаний в мир.

 
Небесная заступница земли Белорусской 
Читателям православного портала DeiVerbo наверняка будет интересно узнать, что можно почитать о жизни и деятельности самой первой из прославленных на Белой Руси и самой почитаемой среди белорусских святых женщины-подвижницы, небесной заступницы земли Белорусской, которая внесла существенный вклад в развитие белорусской культуры и науки. Вот на какие книги, посвящённые святой Евфросинии, порекомендовала обратить внимание секретарь Издательского совета Белорусской Православной Церкви Тамара Самойлюк:
 
— Советую начать с житийной литературы о преподобной, тем более, что до наших дней дошло около 130 списков «Жития преподобной Евфросинии Полоцкой», составленного  вскоре после её смерти в XII веке. Их можно найти в рукописных источниках XVI–XVIII веков, таких как Сборники, Степенные книги, Макариевские Большие Четьи Минеи, Прологи и «Книги житий святых» святителя Димитрия Ростовского.
 
Небесная заступница земли Белорусской 
В 2012 году нашим Издательством вместе с Национальной библиотекой Беларуси и Российской национальной библиотекой издано «Житие блаженной Евфросинии, игумении монастыря Вседержителя Святого Спаса во граде Полоцке». Это факсимильное воспроизведение рукописи середины XVI века. Две книги в искусно выполненном кожаном переплёте и вложенные в кожаный футляр представляют собой драгоценную жемчужину современного книжного искусства. Они дают возможность увидеть, с какой любовью и благоговением переписывались святые тексты, а также прочесть в оригинале житие преподобной.
 
Небесная заступница земли Белорусской 
Вообще, в житии Евфросинии Полоцкой много таинственного и загадочного. Например, никто не знает точной даты её рождения. Известно только, что её появление на свет было отмечено чудесным небесным знамением, которое описано в Ипатьевской летописи 1104 года. Семья, в которой появилась Предслава (так звали девочку до пострига), была княжеских кровей. Дед по материнской линии — Владимир Мономах, великий князь Киевский, писатель, мыслитель. Дед по отцовской линии, прозванный в народе Всеславом Вещим, герой «Слова о полку Игореве», правил в Полоцке 57 лет. В ней текла кровь Рюриковичей, великих князей, а позже и царей русских.
 
Руки Полоцкой княжны, которая славилась умом и образованностью, просили многие. Отец нашёл ей достойную кандидатуру, исходя из политических соображений. Как утверждают исследователи, в женихи Предславе прочили сына Смоленского князя Ярослава и княжны его Ольги. Но Евфросинию замужество не интересовало. В житии преподобной написано: «И столь любила она учение, что не достигши ещё и брачного возраста, научилась грамоте и умела прочесть и объяснить священные книги. И удивлялся отец и домашние таким её способностям…». Она не хотела повторить судьбу женщин Полоцкого княжеского дома. В конце концов, она сделала неожиданный выбор — тайком от отца и матери ушла в монастырь.
 
— Тамара Андреевна, но тогда не понятно, где Предслава могла принять монашеский постриг, ведь на то время женских обителей в Полоцке не было? Как 21-летней монахине удалось воздвигнуть Спасо-Преображенский храм, да ещё и всего за 30 недель? Где об этом можно прочитать?
 
 
 
— Ответы вы найдёте в современных переизданиях житий преподобной. Например, в книге «Дивен Бог во святых своих. Преподобная Евфросиния Полоцкая: житие, современные чудеса». В этом кратком популярном житии записаны уникальные свидетельства наших современников о чудесах, дарованных Господом по молитвам ко святой.
 
Небесная заступница земли Белорусской 
Или в «Житие преподобной матери нашей Евфросинии, игумении и княжны Полоцкой». Над книгой трудились сёстры Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря. Они сверили текст с подлинником («Повесть жития и преставления святой и блаженной и преподобной Евфросинии…» в переложении с древнерусского языка, по списку ХIV века), адаптировали его для современного читателя и дополнили необходимыми пояснениями и комментариями. Издание прекрасно иллюстрировано и отражает основные события жизни Евфросинии — от рождения преподобной до перенесения святых мощей из Киева в Спасский монастырь.
 
Советую обратить внимание на рукописный «Акафист преподобной матери нашей Евфросинии, княжне Полотстей», который издали в Спасо-Евфросиниевском женском монастыре к 840-летнему юбилею со дня преставления угодницы Божией. Это удивительный по красоте образец высокохудожественного книжного искусства, чтение  которого доставляет неизгладимое эстетическое удовольствие. Уникальный труд…
 
Небесная заступница земли Белорусской 
Почитание Евфросинии как святой началось вскоре после её кончины, ещё при жизни святителя Дионисия Полоцкого. Предполагают, что по его благословению была составлена и служба преподобной. А вот акафист был написан только в 1900 году иеромонахом Никодимом (Кононовым) в Петербурге по просьбе настоятельницы Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря игумении Евгении (Говорович). Впервые он был издан в Санкт-Петербурге в 1901 г. и с тех пор не раз переиздавался.
 
При прославлении угодников Божиих важным свидетельством их святости является нетление мощей. Преподобная Евфросиния почила на Святой Земле, в Иерусалиме, 23 мая (5 июня) 1173 года. Её честное тело было погребено близ Иерусалима в обители преподобного Феодосия Великого при паперти церкви Пресвятой Богородицы. В 1187 году город был захвачен войсками египетского султана Салах-ад-Дина, нетленные мощи святой христиане перенесли из Иерусалима в Киев, где более семи столетий покоились они в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры, в нише храма Благовещения Пресвятой Богородицы.
 
В 1910 году их перенесли в Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь. Это было одним из значимых событий в церковной жизни Белой Руси. В течение месяца, с 19 апреля по 23 мая, люди жили особой, возвышенной жизнью, с духовным восторгом и слезами выходя навстречу веками ожидаемой дорогой святыне и принимая участие в великих торжествах.
 
Столетию этого исторического события сёстры обители посвятили книгу «Полоцкое Радование. Торжества 1910 года». Три года (2000-2003) они собирали материал, вместе с монахиней Сергией (Бульчик) и фотохудожником Владимиром Сутягиным повторили путь следования святых мощей из Киева в Полоцк. Не сомневаюсь, свидетельства очевидцев, подкреплённые архивными документами, история самого монастыря, уникальные фотографии второй половины XIX – начала ХХ века, затронут читателя за живое.
 
Небесная заступница земли Белорусской 
— Тамара Андреевна, в «Житии Евфросинии Полоцкой» преподобная предстаёт ещё и как неутомимая созидательница храмов: на пути устроения земных церквей (церкви Святого Спаса, храма Святой Богородицы) она приходит к Небесному храму. Какие ещё книги рассказывают о святой Евфросинии как храмостроительнице?
 
— Одна из моих самых любимых книг этой темы — монография талантливого реставратора, историка искусства, специалиста по византийской и древнерусской живописи, к сожалению, безвременно ушедшего в мир иной, Владимира Дмитриевича Сарабьянова «Спасская церковь Евфросиниевского монастыря в Полоцке», изданная Полоцким Спасо-Преображенским женским монастырём в 2016 году.
 
В Предисловии к изданию игумения монастыря Евдокия (Левшук) и сёстры пишут: «В начале XXI века не только Полоцкую обитель преподобной Евфросинии, но и весь христианский мир ждало очень важное и значимое открытие — уникальная Спасо-Преображенская церковь XII века, подобно прекрасной невесте, вынужденной скрывать своё подлинное духовное богатство и величие, переоблачилась в дивные одежды и засияла первозданным совершенством и красотой. На сегодняшний день процесс реставрации древних фресок Спасского храма вступил в свою завершающую стадию. Два человека имеют к этому знаменательному событию самое непосредственное отношение — преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая, и московский реставратор Владимир Дмитриевич Сарабьянов. Удивительным образом Промысел Божий соединил этих двух людей в любви к прекрасному и возвышенному».
 
Небесная заступница земли Белорусской 
Книга представляет собой первое комплексное и детальное исследование древнейшего памятника монументальной живописи Древней Руси середины XII века. Владимир Дмитриевич лично возглавлял работы по раскрытию росписи и параллельно с этим подробнейшим образом изучал живопись, о которой ранее исследователи могли судить лишь по небольшим пробным раскрытиям, сделанным еще в 1930-х годах.
 
Он раскрыл росписи алтаря, алтарных столбов и жертвенника, разработал методику отслоения фресок, что позволило при раскрытии древней росписи сохранить изображения XIX века, а затем экспонировать их как движимый памятник.
 
Благодаря мастерству, таланту и большому усердию Сарабьянова, древние фрески Спасо-Преображенской церкви обрели новую жизнь, а у всех интересующихся церковным искусством появилась возможность прикоснуться к прекрасному духовному миру, который созидала в своей обители преподобная Евфросиния Полоцкая ещё в XII веке.
 
Говоря о Евфросинии Полоцкой, нельзя не вспомнить о напрестольном кресте-ковчеге, который по заказу преподобной изготовил Лазарь Богша в 1161 году. Уникальный памятник искусства, чтимый не только православными, но и всеми христианами, хранился в келии святой в Спасо-Преображенской церкви ещё в XIX веке. Не стану пересказывать, что на нём было изображено, насколько филигранной была работа ювелира, об этом знают все. Напомню лишь, что на обратной стороне и по бокам реликвии были нанесены надписи, одна из которых угрожала проклятием, страшной небесной карой тому, кто осмелится вывезти Крест из Полоцка. Тем не менее, древняя святыня пропала…
 
Но в 1992 году по благословению митрополита Филарета (Вахромеева) после изучения истории и эскизной реконструкции мельчайших деталей святыни XII столетия к работе по её воссозданию приступил художник-ювелир Николай Кузьмич. Спустя пять лет, в канун праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, воссозданный Евфросиниевский Крест был торжественно принесён в Полоцкий Спасский монастырь.
 
Об истории Креста, его судьбе, а также событиях, связанных с его воссозданием, рассказывается в книге «Крест — красота Церкви. История создания и воссоздания Креста преподобной Евфросинии Полоцкой».
 
Небесная заступница земли Белорусской 
И ещё одну книгу, на мой взгляд, нужно непременно прочитать — «Свет Полоцкой земли. Житие преподобной Евфросинии глазами детей». В её основу вошли рисунки и фрагменты сочинений воспитанников воскресной школы Спасо-Евфросиниевской обители. Это маленькие шедевры, которые появились благодаря образу святой, зажёгшему в чистых детских сердечках огонек любви к Богу и ближним. О том, как молитвенный покров преподобной сопровождает детей на пути к духовному совершенству и вечной радости. В книге также описаны случаи исцеления по молитвам святой.
 
Как видите, без имени Евфросинии Полоцкой невозможно представить себе духовную жизнь и культуру Беларуси, о которой в Житии сказано: «Небопарный орёл, попаривши от Запада и до Востока, яко луна солнечная, просветивши всю землю Полоцкую».
 
Беседовала Татьяна СОКОЛОВИЧ, г. Минск
5.06.2020



к содержанию ↑
Рассказать друзьям:

Друзья!



Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект.
Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога,  может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами.


Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея.

 
 
 

На первой полосе:

Лаконично о главном

Православный календарь:

Галерея альбомов: