Праздник Вознесения Христова — не только воспоминание о самом последнем событии в земной жизни Иисуса Христа. Вознесение ставит логическую, смысловую точку во всей чреде церковных праздников, начиная от Рождества, когда Бог вошёл в наш мир, став таким же человеком как каждый из нас. Теперь Сын Божий поднялся в Небеса и этим прославил человеческое тело.
Как это было
Сын Божий стал Сыном Человеческим, жил на земле, был распят, умер и воскрес. Но Он не остался на земле, а вернулся туда, откуда пришел, — на Небо. Наиболее подробно об этом событии говорится в книге Деяний апостолов. На 40-й день после Своего воскресения из мёртвых Христос собирает учеников, восходит на Елеонскую гору и в последний раз беседует с ними, благословляет их. Затем, оторвавшись от земли, поднимается ввысь. Он парит в воздухе, возносится всё выше и выше и, в конце концов, становится невидимым.
Икона Вознесения точно изображает всё происшедшее: Христа на облаке; Богородицу; учеников, напряжённо смотрящих вверх; двух ангелов, которые, указывая на Христа, утешают апостолов: «Сей Иисус, вознёсшийся от вас на небо, придёт таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо».
Ещё одна важная деталь иконы — Спаситель изображён посреди сияющего ореола, в одежде золотого цвета (а ведь при жизни Он никогда не носил такого хитона). Это символическое изображение Божественной славы.
Момент Вознесения стал, пожалуй, самым очевидным свидетельством того,
что Иисус не только человек, но и Бог. Ведь Его Воскресения не видел никто, это величайшее чудо совершилось втайне. А вот уход Иисуса с земли произошёл явно, так, что у очевидцев Вознесения не остаётся сомнений — это Сын Божий, обладающий силой и возможностями, недоступными никому из смертных.
Не призрак и не дух
Христианство учит, что Иисус был одновременно и Богом, и человеком, что в Нём соединилось, казалось бы, несоединимое — совершенно нематериальный дух и материя. Родившись ребёнком не земле, Бог стал человеком. Но не только это чудо совершил Господь. Воскреснув и возвратив к жизни Своё тело, Он кардинально изменил его. Плоть Сына Божия стала иной, не такой, какой была до Его крестной смерти, не такой, как у всех живущих в этом мире. И это очень важный момент.
Перед нами пример совершенно нового бытия, совершенно новой жизни, которая, согласно тексту Нового Завета, ждёт всех людей в будущем. В Евангелии записано, как ученики Христа после Воскресения не сразу узнают Его. Иисус проходит сквозь запертые двери — это совершенно ясно из описания того, как Он появился в комнате, где были собраны апостолы. А подобное совсем не свойственно человеческой природе, нашему физическому телу. Только что Христос находился в городе Эммаусе, и тут же оказывается в Иерусалиме, где беседует с апостолами. Пространство и время не ограничивают Его новое тело
, наполненное благодатью Божией, тело прославленное, преображённое. Однако это тело вполне осязаемо, ведь Фома прикасается к ранам на нём, ведь Иисус ест и пьёт вместе со своими учениками. Всё это важно для апостолов, они видят — рядом с ними не призрак и не дух, а тот самый Иисус из Назарета, их Учитель.
Шедевр Великого Художника
А наше тело, обычная земная плоть имеет ли какую-то духовную ценность? Многие философские и религиозные системы противопоставляют его духу... Так это нечто однозначно скверное, нечистое и страстное? Это «темница для духа», как говорили древние? Или нечто иное?
Евангелие утверждает: да, иное! В Новом Завете неоднократно звучит мысль, что тело — храм живого Бога, что тело имеет печать руки Всевышнего, сотворившего нас. Хотя нам и кажется, что всё физическое, телесное — это грязь, которая оскверняет дух, мешает духовной жизни. Плоть — не темница, а инструмент спасения человека. Ведь Сам Бог принял на Себя плоть со всеми её достоинствами и недостатками — воплотился и стал Сыном Человеческим. А вернувшись на Небо, Сын Божий вознёс туда и тело. Он не разрушил ту плоть, в которой обитал на земле, не сбросил с Себя, а преобразил её, очистил и поднялся вместе с ней на Небо, туда, где обитает Святая Троица.
Своим Вознесением Христос соединил мир небесный и мир земной. В первых главах Библии мы читаем о том, что человек пребывал в раю. После Вознесения Сына Божьего человек не просто получил возможность вернуться в рай, теперь человек
внутри Бога,
внутри Святой Троицы. Бог принимает нас в Самого Себя. И это величайший дар Божий! Это трудно себе представить, об этом трудно говорить простым, доступным языком, потому что, упрощая, можно исказить смысл того, о чём богословы и святые люди говорили возвышенно и благоговейно.
Вознесение говорит нам о ценности не только человеческой души, но и тела. Всего человека! Чудо жизни, которое теплится в немощном и хрупком сосуде плоти, не устаёт удивлять наш пытливый ум. Наука делает всё новые открытия, но впереди открываются всё новые глубины. Тело человека так уязвимо для природных стихий… Но сколько в нём гармонии и до конца не постижимой премудрости Божией!
Все части нашей телесной оболочки, скрывающей бесценное сокровище души, столь искусно и гармонично собраны и связаны воедино, что можно без конца изумляться красоте движений человека и многогранности его возможностей. Это, воистину, шедевр Великого Художника, сотворённый с любовью!
Через тело
C самого детства, ещё задолго до того, как мы научимся постигать мир умом, мы познаём нежность и любовь через наше тело, через заботу и ласку матери. Именно через наши телесные чувства мы получаем знание о мире, который сотворил Бог. Зрение, слух, осязание дают нам возможность созерцать вечную красоту Божию, сияющую в Его творении.
И в то же время жизнь нашего тела имеет неприглядные, а порой и отвратительные стороны. Как часто люди сами, собственными руками, низменными страстями оскверняют и обезображивают, разрушают свою плоть. Или, наоборот, в погоне за здоровьем и долголетием человек придумывает такие медицинские технологии, которые делают плоть, части человеческого тела предметом купли-продажи…
Христианский праздник Вознесения — напоминание о том, как Бог относится к человеку, как дороги Создателю и его душа, и его тело. В Евангелии сказано, что «и в телах, и в душах наших» мы можем прославлять Бога. Один известный современный богослов утверждает, что если бы мы позволили, Бог мог бы
сиять через наши души и тела! Как это было у святых, когда, глядя на их лица, люди видели особый свет и чувствовали присутствие неземного, благодатного, сверхъестественного во всём их существе.
Куда вознёсся Христос?
Вознесение Христово. Апостолы долго стояли и смотрели в небо. Их любимый Учитель исчез, растворился в небесах. О чём они думали тогда? Современное человечество совершенно точно знает, что находится там, за земной атмосферой. Так куда же вознёсся Христос?
Библия не говорит, что Христос перешёл в некий другой космический мир или в какое-то иное измерение. Образный язык Библии называет Небом не стратосферу, не другую галактику, не космос в целом… Воскресший Иисус из нашего материального физического мира уходит в мир Божественного бытия. Самый дерзкий полёт мысли фантастов или ученых не в состоянии представить себе этот мир. Эту иную, непостижимую для человеческого разума форму бытия.
Праздник Вознесения имеет глубокое значение для каждого верующего, потому что это праздник Неба, открытого для человека. Сам факт Вознесения Богочеловека говорит нам: ваш дом — Царство Божие, Небо ждёт вас. И путь туда указан в Евангелии. Мы можем идти этим путём, подниматься, восходить вслед за Христом, если только пожелаем этого …
Андрей СВЕТЛОВ, г. Минск
28.05.2020