" /> " />

На заседании Священного Синода утвержден документ «О христианском погребении усопших»


5 мая 2015 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви был утвержден документ «О христианском погребении усопших». Архипастырям, пастырям и мирянам было предписано руководствоваться им в своей практике.
 

Справка:

В 2009 году президиум Межсоборного Присутствия определил одной из тем к изучению комиссией по вопросам церковного права «Отношение к кремации». Включение этой темы в повестку дня указанной комиссии было подтверждено президиумом Межсоборного Присутствия в 2012 году. В сентябре 2013 года подготовленный комиссией документ, озаглавленный «О христианском погребении усопших», был разослан на отзыв в епархии и опубликован для проведения открытой дискуссии. Поступившие отзывы и предложения рассматривались редакционной комиссией в декабре 2013 года. По итогам работы редакционной комиссии по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла документ выносится на рассмотрение Священного Синода.


Подобающее погребение тел усопших христиан от самого начала бытия Церкви составляет одну из важных сторон ее жизни. В древней Церкви христианская община заботилась о том, чтобы ее члены не лишались должного погребения, сопровождаемого заупокойными молитвами.
Погребальные обычаи христиан определяются верой в телесное воскресение умерших (Ис. 26: 19; Рим. 8: 11; 1 Кор. 15: 42-44, 52-54; Флп. 3: 21) и отношением к телу христианина как к храму Божию (1 Кор. 3: 16). «В обряде христианского погребения Церковь выражает почитание, подобающее телу скончавшегося человека» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, XII, 7). Захоронение тела в земле, а также в высеченных в камне гробах или пещерах соответствует вере Церкви в то, что наступит день всеобщего воскресения, когда
«земля извергнет мертвецов» (Ис. 26: 19) и посеянное «в тлении восстанет в нетлении» (1 Кор. 15: 42). «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12: 7), — говорит слово Божие.


Церковь верует, что Господь властен воскресить любое тело из любой стихии (Откр. 20: 13). «Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле», — писал раннехристианский автор Марк Минуций Феликс.

Учитывая древнюю традицию благоговейного отношения к телу христианина как храму Духа Святого, Священный Синод признаёт нормой захоронение почивших христиан в земле.

В том случае, когда такое погребение не предусмотрено местным светским законодательством, или связано с необходимостью транспортировать умершего на большие расстояния, или же невозможно по иным объективным причинам, Церковь, считая кремацию явлением нежелательным и не одобряя её, может со снисхождением относиться к факту кремации тела усопшего. После кремации прах должен быть предан земле. При этом пастырям следует напоминать родственникам усопших и лицам, ответственным за организацию захоронений, о церковном отношении к кремации.

Церковь молится об упокоении душ тех своих чад, тела которых в силу различных обстоятельств оказались погребены в водной стихии, покинуты на поле брани, сгорели в огне, стали пищею животных или рыб, безвестно пропали в результате землетрясений и различных катастроф. Не получили христианского погребения, в том числе молитвенного напутствия, многие святые мученики Христовы как в древние, так и в недавние времена, что не лишило их вечного спасения и славы Небесного Царства. Памятуя об этом, Русская Православная Церковь не лишает молитвенного поминовения христиан, по различным причинам не сподобившихся погребения, соответствующего церковной традиции.
Заочное отпевание, то есть чин погребения без принесения тела усопшего христианина в храм (или без приглашения священника для его совершения в ином месте), совершается, когда родственники не имеют иной возможности участвовать в погребении христианина, павшего на поле брани, либо утонувшего при кораблекрушении, либо погибшего в результате авиакатастрофы, террористического акта, либо в иных чрезвычайных обстоятельствах, а также в ситуации многолетнего безвестного отсутствия при установлении факта смерти. При невозможности установить факт смерти вопрос о заочном отпевании решается исходя из сроков человеческой жизни. Заочное отпевание возможно и в отношении лиц, близкие и родственники которых не желают совершения над ним чинопоследования погребения.

Однако и в таких обстоятельствах пастырям следует призывать к участию в молитве за усопшего членов его семьи и близких ему людей, дабы все умершего, его братья и друзья, родные и знакомые отозвались на последнюю нужду преставившегося от временного жития и вознесли о нём усердную молитву Христу Богу. Во всяком случае, к участию в отпевании следует призывать тех, кто обратился с просьбой о таковом. Недопустима практика «выдачи земли» и «выдачи разрешительной молитвы» в отрыве от чина отпевания, совершаемого в присутствии родственников или близких почившего.

Не следует забывать и о том, что совместная молитва при погребении близкого человека для многих из наших современников, не получивших должного христианского воспитания, может оказаться первым опытом осмысленного участия в церковной жизни и соприкосновения с реальностями иного, вечного бытия. Поэтому пастырям надлежит сопровождать чинопоследование отпевания подобающим словом, обращённым к родственникам и близким.

По сообщениям
ttp://www.patriarchia.ru/index.html



Читать другие новости >>
Рассказать друзьям:

Друзья!



Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект.
Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога,  может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами.


Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея.

 
 
 

На первой полосе:

Лаконично о главном

Православный календарь:

Галерея альбомов: