В Самаре в Духовно-просветительском центре «Кириллица» состоялись встреча с автором фильмов о святом Паисии Святогорце игуменом Киприаном (Ященко) из Москвы и показ седьмой серии «Последние времена». Отец Киприан рассказал о паломничестве на Святую Землю и Афон, о создании фильмов о святом Паисии:
— В прошлом году праздник святых жён-мироносиц я проводил в Иерусалиме. Был потрясён, что в храме Гроба Господня причащалось пять тысяч женщин. Раз двенадцать был на схождении Благодатного огня.
Есть другое место, которое притягивает, — Афон. Будучи там в очередной раз, встречался со своими друзьями, монахами, со старчиками афонскими. Есть такой отец Арсений, который написал икону Божией Матери. Она явилась ему и попросила изобразить Себя такой, какой он Её видел. Отец Арсений — удивительный человек. Когда мы с ним фотографируемся, то все получаются, как надо, а его… не видно. Разными фотоаппаратами его снимали, а результат — один. Это остаётся загадкой.
Рассказал я ему о нашем кинофестивале «Лучезарный Ангел» (я — один из его главных инициаторов), который проходит в Москве более двенадцати лет (находится в пятёрке крупнейших российских фестивалей). Идея его такова: делать добрые фильмы, чтобы их могли смотреть и семьи, и люди верующие и неверующие; а главный герой — или святой, или человек, живущий правдой, совестью. Словом, о том, чего не хватает нашему кинематографу, телевидению и кинопрокату, которые опустились до падших американских фильмов с примитивнейшими, как для обезьян, сюжетами, но, на удивление, пользующихся зрительским «спросом».
На Рождественских чтениях телевизионщики провели круглый стол. Были великие мира сего из нашего кинематографа, крупнейшие артисты; состоялись жаркие споры о нравственности, безнравственности кино. Мы обличали современный кинобизнес в перманентной греховности, низкой морали. Наши оппоненты приводили простой корыстный аргумент: дескать, если вы такие умные, сделайте кино, чтобы его смотрел массовый зритель, чтобы оно многим нравилось; а кино нравственное, духовное не может быть кассовым. Понятно, что ключевое слово здесь — «кассовое»…
Слава Богу, нам повезло. Буквально через год появился фильм «Остров». Самый массовый, самый кассовый, и никакой грязи. Павел Лунгин начал его снимать как кинокомедию о Русской Православной Церкви. А начались съёмки… многие заболели, некоторые даже пытались умереть. Пётр Мамонов воскликнул: «Слушайте, если мы будем смеяться над Церковью, все умрём к концу фильма. Что делать? Давайте молиться. Над Церковью можно улыбаться, но смеяться не надо»…
Изменили сюжет, картину. Вспомните, как фильм начинается: идёт по болоту главный герой отец Анатолий и читает Иисусову молитву. И, оказывается, в течение двух месяцев съёмок Иисусову молитву читали… операторы, актёры, осветители — все. На этой молитве был создан фильм. Кинокритики руками разводят, и батюшки — тоже. Нет главного героя, которому хотелось бы подражать: ходит какой-то странный батюшка, юродствует. Есть батюшки и более юродивые, но фильм удачен. Его смотрят по всему миру…
В Греции зашёл в один исихастирий, подарил копию фильма игуменье. В греческом варианте «Остров» называется — «Отец Анатолий». Матушка на меня очень обиделась, сказала: «Отец Киприан, что вы себе позволяете? Мы только чётки перебираем с утра до вечера, молимся за весь мир. У нас нет киноаппаратов». Я «схитрил»: «Матушка, у вас так много прихожан, вся интеллигенция Салоников, элита приезжает; пусть посмотрят фильм». Она согласилась с этим аргументом. И все, кто у неё брал фильм, посмотрев, потом спрашивали: «Матушка, а как вы относитесь к отцу Анатолию?» Она месяц терпела. Потом попросила ноутбук, закрылась у себя в келье и фильм посмотрела — один раз, второй… Собрала всех сестёр исихастирия — вместе просмотрели. Прислали мне телеграмму на русском языке: «Отец Киприан, спасибо за фильм об Иисусовой молитве». Кто чем занимается, тот то и видит…
На Афоне, мне сказали, что здесь есть восприемник знаменитого афонского старца Паисия, и предложили с ним встретиться. Отец Евфимий слушал меня терпеливо, почти час, пока я рассказывал ему о нашей большой общероссийской общественной программе повышения духовно-нравственной культуры подрастающего поколения. Терпение монаха объяснимо: на Афоне хотели такую же программу создать. И когда речь зашла о фильмах, он перекрестил меня и сказал: «Вы должны сделать фильм о Паисии Святогорце». Я возразил: «Почему мы должны снимать фильм о греческом святом, а не сами греки?» Он сказал жёсткие слова, которые меня убедили: «Греки такие националисты, что не могут уловить суть Паисия Святогорца. Паисий Святогорец — вселенский святой. Единственный вселенский народ на земле — русские. Только они могут понять, кто такой Паисий Святогорец. Отец Киприан, если вы сделаете фильмы, то сами спасётесь, и миллионы людей спасутся».
Я тоже так думаю. Потому перестал сопротивляться и сказал: «Как благословите… А сколько серий надо снять?». Он помолчал и ответил: «Не больше ста». Я решил сначала, что это юмор...
Великий оказался труд: приехать на Афон, снимать часами в жару, с утра до вечера разговаривать с людьми.
Когда начинали съёмки, мы ничего не знали о Паисии Святогорце, не представляли, не понимали, с кем имеем дело. Старцы афонские убеждены: такой монах, как Паисий, бывает раз в тысячу лет. Ближайший монах, его сосед, отец Гавриил говорил: «Если сейчас всех монахов на Афоне собрать и выжать, как сок из апельсина, то из этого Паисия Святогорца не получится».
Он — величайший гений духовный, которого Господь подарил в последнее тысячелетие. Его сравнивают с Серафимом Саровским. Паисия Святогорца с детских лет благословили стать монахом. Его крестил Арсений Кападокийский. Духовником у него был русский старец Тихон. Произошёл некий гибрид строгого афонского монашества под духовным руководством русского старца. Он принимал тысячи людей. Господь ему даровал такие дары, особенно в конце жизни. Когда человек к нему заходил, он каждого называл по имени и отвечал на вопрос, с которым тот пришёл (причём вопросы приносили на разных языках), исцелял от множества болезней. Монахи Свято-Пантелеимонова монастыря свидетельствуют об этом в фильме. Паисий мог являться в Греции, Австралии, Америке, не покидая Афона. От него было такое свечение, что многие люди, видя это, чувствуя благодать от него, ощущали в себе мир, тишину и спокойствие.
Паисий Святогорец оставил триста пророчеств. По несколько раз в год к нему приходила Божия Матерь, и он беседовал с Ней. Спрашивал у Богородицы: «Почему столько людей умирает от рака?» Богородица открыла ему: это — Божие благословение, чтобы многие люди достигли рая как мученики, без мытарств.
Когда я рассказывал об этом откровении Паисия Святогорца своим знакомым, больным раком, они причащались, соборовались, и многое в их жизни изменилось. Рак, оказывается, легко излечим. Господь просто закрывает людям глаза, потому и не могут найти лекарство научно-исследовательские институты.
В основе сюжета — дорога и реконструкция событий. Фильм — путешествие в Грецию к могилке старца Паисия. Многие говорят, что ощущение от картины такое, будто побывал в келье у старца: кто хотел молитвы — получал молитву, кто хотел решить житейские нужды — решал их. Если во время просмотра фильма пребывать в молитве, то общение со старцем Паисием даст благодать и поможет победить себя, свои многолетние страсти, греховные плотские удовольствия.
Седьмая серия посвящена прославлению Паисия Святогорца, особенностям его святости и понимания им последних времён, в которых мы сейчас живём.
Готовится восьмая серия — «Преподобный Паисий в России». Паисий — всероссийский старец. Много чудес происходит по молитвам к нему.
Уже было несколько пробных показов в Сочи, Петербурге, Москве. И нечто необычно взаимное произошло в нашем общении со зрителями; и некоторое время назад мы приняли неожиданное решение: отснять ещё 12 тематических серий для молодёжи, для женщин, о воспитании детей, о монашестве. Просим ваших молитв, чтобы их завершить.
Ксения НОВОСЁЛОВА