До сих пор на северо-востоке Грузии проживает немногочисленный народ, сохранивший верность православию. В отличие от своих родственников вайнахов — чеченцев, ингушей, кистинцев, аккинцев, орсхойцев, — которые исповедуют ислам, бацбийцы остались верны Христу. Они — православные христиане, и веру свою менять не собираются.
Существуют разные версии происхождения этого малочисленного народа. По одной из них, они могли прийти в Грузию в XVI веке из-за набегов калмыков и кабардинцев, полностью разоривших их родной аул Эрзи в современной Ингушетии.
По другой — переселение произошло в XIII веке. По мнению некоторых антропологов, поводом послужил сильный голод на Северном Кавказе, вызванный нашествием монголов. Либо же гонения на христиан со стороны резко усилившихся в ту эпоху языческих жрецов.
Существует также предположение, что бацбийцы — это христианские чеченцы-кистинцы, которые оказались в изоляции от других вайнахов (общее название чеченцев, ингушей и других родственных им этнических групп — ред.) в XVIII-XIX веках. Не исключается и такой вариант — бацбийцы ниоткуда в Грузию не приходили, а являются коренным догрузинским населением Тушетии.
В любом случае, в последние столетия бацбийцы всегда держались особняком от других вайнахов — не участвовали в Кавказской войне ни на одной из сторон.
В своё время бацбийцы имели самоуправление и представляли собой, по сути, средневековое государство. Автономию бацó потеряли в XVI веке, когда кахетинский царь Александр II захватил земли Тушетии. В первой половине ХХ века бацбийцев власти Грузии пытались переселить вглубь Кахетии, в сороковые годы в ходе сталинских репрессий часть бацó высылали с обжитых мест.
Все эти перипетии, а также массовое заселение Тушетии грузинами в 70-х годах ХХ века способствовали постепенной утрате бацбийцами многовековых связей с чеченцами и ингушами.
Сегодня численность бацбийцев (их ещё называют цова-тушинами) всего около 3 000 человек. Облюбовал гордый кавказский народ северо-восточную горную область Грузии — Тушетию, больше всего бацó проживает в селе Земо-Алвани. Как много веков назад, летом они пасут стада в горах, а на зиму спускаются в свои селения.
Несмотря на политику грузинизации, которая активно проводится в стране со времён Звиада Гамсахурдия, бацбийцы сохранили свой родной язык — бацбур мотт (при этом очень хорошо говорят и по-русски, и по-грузински). Язык бацбийцев не имеет письменности — при необходимости они, когда пишут, используют грузинский алфавит или же просто пишут по-грузински.
Предки вайнахских народов до нашествия Тамерлана в XIV веке поддерживали связь с Грузинской Православной Церковью, после чего христианское влияние среди горцев существенно ослабло, и вайнахи стали возвращаться к языческой культуре. А в XVII– XVIII веках чеченцы, ингуши и другие родственные народности в большинстве своём приняли ислам.
Конечно, исторически-родственное единение чеченцев, ингушей и бацбийцев даёт о себе знать, но это никак не сказывается на соблюдении религиозных обрядов. Например, сидя за одним столом с чеченцами, бацó может спокойно есть свинину, сперва перекрестившись перед трапезой, как и положено православному. Хотя в большинстве своём бацбийцы не употребляют мясо этого животного, как, впрочем, и другие жители горных районов Грузии — пшавы, хевсуры и прочие.
Окормляет бацбийцев Грузинская Православная Церковь, хотя этнографы в различные периоды, особенно в дореволюционный, отмечали засилье языческих традиций. Молодые девушки и женщины в Великий пост частенько «подслушивали чертей» — угадывали по определённым признакам, какое в конкретном доме бацбийского селения должно произойти событие — радостное или горестное.
В силу своей малочисленности бацбийцы испытывают мощное грузинское культурное влияние. Фамилии представителей народности имеют типично картвельские окончания на -дзе, -швили, -ур или -ури. В то же время это обстоятельство позволило бацбийцам избежать депортации в 1944 году, когда остальные вайнахи в связи с обвинениями в пособничестве немецким оккупантам были отправлены в ссылку в Казахстан и Киргизию. Но бацбийцы были признаны субэтносом грузинской нации, и советские власти оставили их на земле предков.
Впрочем, есть свидетельства и обратного влияния. Так, например, именно этот маленький вайнахский народ принёс в Грузию традиции уникальной башенной архитектуры.
Подготовили Татьяна СОКОЛОВИЧ,
Павел АНТОНОВ, г. Минск
13.08.2020
Рассказать друзьям:
Друзья!
Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект. Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога, может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами.
Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея.