Через эти воды началось обновление мира


Какие бывают животворящие и какие бывают страшные воды!.. В начале Книги Бытия мы читаем о том, как над водами носилось дыхание Божие, и как из этих вод возникали все живые существа. В течение жизни человечества — но так ярко в Ветхом Завете — мы видим воды как образ жизни: они сохраняют жаждущего в пустыне, оживотворяют поле и лес, являются знаком жизни и милости Божией; и в священных книгах Ветхого и Нового Заветов воды представляют собой образ очищения, омовения, обновления.
 
Через эти воды началось обновление мира
 
Но какие бывают страшные воды: воды Потопа, где погибли все, кто уже не мог устоять перед судом Божиим; и воды, кото­рые мы видим в течение всей нашей жизни, страшные, губительные, тёмные воды наводнений...
 
И вот Христос пришёл на Иорданские воды; в воды уже не безгрешной, а нашей земли, до самых недр своих осквернённой человеческим грехом и предательством. В этих водах омывались люди, кающиеся по проповеди Иоанна Предтечи; как тяжелы были они грехом людей, которые ими омывались! Если бы мы только могли видеть, как эти омывающие воды постепенно тяжелели и становились страшными человеческим грехом! И в эти воды пришёл Христос окунуться в начале Своего подвига проповеди и постепенного восхождения на Крест, погрузиться в воды, носящие всю тяжесть человеческого греха — Он, безгрешный.
 
Момент крещения Господня — один из самых страшных и трагических моментов Его жизни. Рождество — это мгновение, когда Бог, по Своей любви к человеку желающий спасти нас от вечной погибели, облекается в человеческую плоть, и она пронизывается Божеством, обновляется, делается вечной, чистой, светозарной — той плотью, которая путём Креста, Воскресения, Вознесения сядет одесную Бога и Отца. Но в день Крещения Господня завершается этот подготовительный путь: теперь созревший уже в Своём человечестве Господь, достигший полной меры Своей зрелости Человек Иисус Христос, соединившийся совершенной любовью и совершенным послушанием с волей Отца, идёт вольной волей, свободно, исполнить то, что Предвечный Совет предначертал. Теперь Человек Иисус Христос эту плоть приносит в жертву и в дар не только Богу, но всему человечеству, берёт на Свои плечи весь ужас человеческого греха, человеческого падения, и окунается в воды, которые являются уже водами смерти, образом погибели, несут в себе всё зло, весь яд и всю смерть греховную.
 
Крещение Господне
 
Крещение Господне, в дальнейшем развитии событий, больше всего походит на ужас Гефсиманского сада, на отлучённость крестной смерти и на сошествие во ад. Тут тоже Христос так соединяется с судьбой человеческой, что весь её ужас ложится на Него, и сошествие во ад является последней мерой Его единства с нами, потерей всего — и победой над злом.
 
Вот почему так трагичен этот величественный праздник, а воды Иорданские, носящие всю тяжесть и весь ужас греха, прикосновением к телу Христову, телу безгрешному, всечистому, бессмертному, пронизанному и сияющему Божеством, телу Богочеловека, очищаются до глубин и вновь делаются первичными, первобытными водами жизни, способными очищать и омывать грех, обновлять человека, возвращать ему нетление, приобщать Кресту, делать его чадом уже не плоти, а вечной жизни, Царства Божия.
 
Как трепетен этот праздник! Вот почему, когда мы освящаем воды в этот день, то с таким изумлением и благоговением на них глядим: они сошествием Святого Духа делаются водами Иорданскими — не только первобытными водами жизни, но водами, способными дать жизнь не временную только, но и вечную. Вот почему мы приобщаемся этим водам благоговейно, трепетно. Вот почему Церковь называет их вели­кой святыней и призывает нас иметь их в домах на случай болезни, душевной скорби, греха, для очищения и обновления, для приобщения к новизне очищенной жизни.
 
Будем вкушать эти воды, будем прикасаться к ним благоговейно. Через эти воды начались обновление природы, освящение твари, преображение мира. Так же как в Святых Дарах, так и тут мы видим начало будущего века, победу Божию и начало вечной жизни, вечной славы — не только человека, но и всей природы, когда Бог станет всем во всём.
 
Митрополит Сурожский Антоний
 
Слава Богу за Его бесконечную милость, за Его Божественное снисхождение, за подвиг Сына Божия, ставшего Сыном человеческим! Слава Богу, что Он обновляет и человека, и судьбы наши, и мир, в котором мы живём, и что жить-то мы всё-таки можем надеждой уже одержанной победы и ликованием о том, что мы ждём дня Господня, великого, дивного, страшного, когда воссияет весь мир благодатью принятого, а не только данного Духа Святого! Аминь.
 
Митрополит Сурожский АНТОНИЙ (1914–2003)
19.01.2021



к содержанию ↑
Рассказать друзьям:

Друзья!



Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект.
Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога,  может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами.


Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея.

 
 
 

На первой полосе:

Лаконично о главном

Православный календарь:

Галерея альбомов: