В кино показано столько страдания…


28 декабря 1895 года в Париже состоялся первый платный киносеанс фильмов братьев Люмьер. Именно эта дата стала Международным днём кино. Кинематограф — особый, универсальный вид искусства, вобравший в себя все другие проявления творческой деятельности человека — живопись, музыку, литературу, театр... Кино такое разное… И возвышающее душу, и откровенно её оскверняющее, смешное, страшное и просто нейтральное. Вопрос, пожалуй, в том — кто и зачем его снимает.
 
Мысли, изложенные в этой статье, принадлежат известному и неординарному российскому писателю, кандидату филологических наук, журналисту Мирославу Бакулину, который скончался в этом месяце после тяжелой болезни…

 
В кино показано столько страдания…
 
Мой друг Андрей Николаевич включил посмотреть кино Гая Риччи «Большой куш» и с омерзением выключил через 10 минут, потому как там слишком много насилия и убийства. Конечно, ищущему тишины духовной лучше молиться, читать книги и смотреть на детей и деревья. А я вот считаю фильм того же Гая Риччи «Револьвер» по сути одним из самых христианских фильмов, потому как я — киноман, а в этом деле бдительность важна, как отцовская ответственность. Многие, отказавшиеся от бдительности, видимо, считают, что человеческое сознание — большая ошибка. Всё не так. Дело в отношении к смерти.
 
Почитайте фундаментальные монографии Филиппа Арьеса «Человек перед лицом смерти» и Мишеля Фуко «Надзирать и наказывать» — и вы увидите, что отношение к смерти радикально изменилось за совсем небольшой период. Реальную смерть стали скрывать от людей. Человек теперь умирает в больнице или хосписе. Похоронные корпорации обмывают и обряжают тело, кладут в лаковый гроб, укрывают церковным покрывалом так, что печальное и обострившееся лицо покойника видно только на отпевании (если оно есть), а далее всё очень быстро: закопали — и всё, никакой драматургии.
 
В кино показано столько страдания…
 
Как у Вертинского:
 
И какая-то женщина с искажённым лицом 
Целовала покойника в посиневшие губы 
И швырнула в священника обручальным кольцом…
 
Ещё раз повторюсь: всё очень быстро. Возраст мой таков, что встречаюсь с друзьями только на кладбище, и единственное ощущение от похорон — всё происходит очень быстро.
 
А ведь раньше смерть, как любой конец, была жизни венец. Как в какой-нибудь пьесе: понятно, почему герой умирает в третьем акте, и почему умирает именно так. Он умирает заслуженно, он как-то пошумел, отбегался. Человек ведь умирает только тогда, когда он спасён или спасение уже невозможно. Отсюда в ад идут только добровольцы.
 
Кино, как и любая имитация жизни, прямо пропорционально увеличивает количество смертей — настолько, насколько смерть прячут от живых. В кино показано столько страдания, насколько велик в реальной жизни набор болеутоляющих.
 
В кино показано столько страдания…
 
Смерть в кино либо героизируется (а это уже имеет пасхальные ноты), либо демонизируется — и тогда киноперсонажи, забрызгивая экран кровью, мрут, как электронные человечки в компьютерной игре, — они недостойны жизни: некий жестокий бог выхватил душу из небытия, сделал её мясом и бросил в молотилку.
 
Нам кажется, что вокруг нас в реальной жизни нет перестрелок, фонтанов крови и сотнями гибнущих несчастных людей. Нам кажется, что это всё там — на экране. Но это только кажется. Потому что в сердце человека незримо идёт борьба между Богом и диаволом. И в этой непримиримой войне есть перестрелки и взрывы бомб, свои герои, предатели, жертвы, массовка, частные охранники, лихие ковбои и даже ходячие мертвецы. Поэтому смерть на экране не должна пугать нас, ведь смерти мы не познаем. Нам уготовано жить вечно. Мы же веруем во Христа.
 
Смерть постоянно улыбается нам в лицо, человек может умереть от капли воды и от дуновения ветра, как говаривал Паскаль. Так давайте и мы будем улыбаться ей. Чтобы не обиделась. А то вот поэт Владимир Богомяков, перефразируя святого Иоанна Златоуста, написал:
 
Я встретил смерть и спросил: «Где твоё жало?»
Она заплакала и убежала.
 
В кино показано столько страдания…
 
Смерть может плакать, если в нашем сердце живёт Христос. В противном случае кинематограф будет компенсаторным средством при отсутствии духовной войны, он будет замещать отсутствие у человека напряжения духовного боя, напряжения жизни, отсутствие духовных пуль, летящих у лица, взрывов богословских истин и вестернов противостояния со злом. Богослов Павел Евдокимов как-то заметил, что перемирие крадёт у Церкви самое главное её сокровище — мучеников. Поэтому, наверное, нужно заступиться за кино. Оно всё-таки рассказывает какую-то историю. И из этой истории, даже кровавой, если вы уж взялись её смотреть, можно извлечь пользу.
 
Святой Василий Великий в «Беседе к юношам о том, как получить пользу от языческих сочинений» разрешает читать многое (телевизора-то не было), но не принимать порок, не увлекаться пестротою красок, но, уподобившись пчёлам, собирать мёд, где только возможно, запасаться им с пользою для души:
 
«Поэтому, во всём уподобляясь пчёлам, должны мы изучать сии сочинения. Ибо и пчёлы не на все цветы равно садятся, и с тех, на какие нападут, не всё стараются унести, но, взяв, что пригодно на их дело, прочее оставляют нетронутым. И мы, если целомудренны, собрав из сих произведений, что нам свойственно и сродно с истиною, остальное будем проходить мимо. И как, срывая цветы с розового куста, избегаем шипов, так и в сих сочинениях, воспользовавшись полезным, будем остерегаться вредного».
 
Вы скажете, что я апологет боевиков и триллеров. Ничуть! Я поклонник тишины. Если вы научитесь тишине при включенном телевизоре, вы достигнете совершенства. Тишина — не отсутствие звуков, но их гармония.
 
В кино показано столько страдания…
 
И всё же вспомню, как в юности ко мне во сне приходил чёрный человек и говорил со мной о литературе, музыке и живописи, что тогда питали мою душу. Однако же разговоры с ним были неприятны и даже страшноваты. И когда я вконец утомился этой тревожной полудрёмой по ночам, я обратился за советом к старшему христианину: как мне быть? Он улыбнулся и спросил меня:
 
— Ты видел игру «Doom»?
 
— Видел.
 
— Ты можешь представить себе во сне свою руку как некое оружие?
 
— Наверное, могу…
 
— Вот представь свою руку и перекрести ею этого чёрного человека.
 
Я сделал так следующей ночью, и собеседник с дикими воплями исчез. Навсегда. «Doom» помог.
 
Но всё же нужно тщательно выбирать то, на что направлять глаза. Потому что тот же святой Василий Великий предлагает «не насыщать глаз нелепыми представлениями чудодеев». Наверное, поэтому один знакомый духовник «смотрит» православные фильмы без телевизора, только слушает их через динамики и поясняет:
 
— А то я встану потом на молитву, а эти образы из фильма будут скакать у меня перед глазами.
 
Мирослав БАКУЛИН (+2020), г. Тюмень
pravoslavie.ru
25.12.2020



к содержанию ↑
Рассказать друзьям:

Друзья!



Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект.
Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога,  может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами.


Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея.

 
 
 

На первой полосе:

Лаконично о главном

Православный календарь:

Галерея альбомов: