О богослужении Православной Церкви (катехизис)


Каждый православный христианин должен молиться Богу. Когда он молится или один, или со своею семьёй, его молитва называется домашней или частной. Когда же христиане собираются на молитву в храм Божий, их молитва называется церковной или общественной.
 
Вечерня 
Молитвы и песнопения, совершаемые в храме священнослужителями, церковнослужителями и всем верующим народом, называются церковным богослужением или церковной службой. К церковным богослужениям относятся Божественная литургия и приготовительные к ней службы.
 
Главное отличие общественного или церковного богослужения от частного состоит в том, что общественное совершается в указанное Уставом время для всех христиан вообще. А частное — по просьбе отдельных верующих (требы).
 
Повечерие 
Местом общественного богослужения является храм. Храмом называется особое, посвящённое Богу здание, в котором собираются верующие для возношения молитв Господу и для получения благодати Божией через таинство святого Причащения и другие таинства. Храм Божий по причине того, что в нём собираются верующие, называется церковью (народное собрание), то есть тем же словом, которым именуется общество верующих в Иисуса Христа.
 
Полунощница 
В течение суток Православная Церковь совершает девять богослужений. Это — вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый час, третий час, шестой час, девятый час и Божественная литургия. Вечерня — служба, совершаемая в конце дня, вечером. Этой службой мы благодарим Бога за проходящий день. Вечерня по своему составу напоминает времена ветхозаветные: сотворение мира, грехопадение прародителей, изгнание их из рая, надежда людей на Спасителя и исполнение этой надежды.
 
Первый час 
Повечерие — служба, состоящая из чтения ряда молитв, в которых мы просим у Бога прощения грехов и сохранения нас от козней дьявола во время сна. Полунощница — служба, предназначенная для совершения в полночь, в воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду (Мф. 26,36-46). Утреня — служба, совершаемая утром, перед восходом солнца. Этой службой мы благодарим Бога за прошедшую ночь и просим у Него милостей на наступающий день. Утреня напоминает нам времена новозаветные: явление Господа Иисуса Христа в мир для нашего спасения и Его славное Воскресение. Первый час, соответствующий нашему 7-му часу утра, освящает молитвой уже наступающий день. На третьем часе, соответствующем нашему 9-му, воспоминается сошествие Святого Духа на апостолов. На шестом часе, соответствующем нашему 12-му часу дня, воспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа. На девятом часе, соответствующем нашему 3-му пополудни, воспоминаем крестную смерть Господа.
 
Шестой час 
Божественная литургия — самое главное богослужение. На ней воспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается таинство святого Причащения, установленного Спасителем на Тайной вечере (Мк.14, 12-25). Литургия служится утром, перед обедом.
 
Все эти службы в древности совершались отдельно. Но потом, для удобства верующих, они были соединены в три богослужения: вечернее, утреннее и дневное. Накануне больших праздников и воскресных дней совершается служба, в которой соединяются вечерня, утреня и первый час. Такое богослужение называется Всенощным бдением (бодрствованием), так как у древних христиан оно продолжалось всю ночь. Совершается оно более торжественно и при большем освещении храма, чем в другие дни.
 
Всенощное бдениеВсенощное бдение 
О Божественной литургии
 
Литургия совершается в следующем порядке: сначала приготовляется вещество для таинства (Дары), потом верующие приготовляются к таинству, и, наконец, совершается само таинство и верующие причащаются. Таким образом, литургия состоит из трёх частей: 1) проскомидии; 2) литургии оглашенных и 3) литургии верных.
 
Проскомидия в переводе с греческого означает «приношение» (от обычая древних христиан приносить хлеб, вино и всё необходимое для совершения литургии) и совершается в алтаре на специальном столе-жертвеннике. Для проскомидии употребляются пять небольших хлебов (просфор) из чистой пшеничной муки (хлеб должен быть квасным, поднявшимся) и красное виноградное вино. При чтении уставных молитв и слов священник вырезает из первой просфоры её среднюю часть в форме куба (Агнец) и вливает в чашу (потир) вино, смешанное с небольшим количеством воды. Затем из остальных просфор вынимаются частицы: из второй одну частицу — в честь Божией Матери, из третьей девять — в честь Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников, Богоотец Иоакима и Анны (родителей Девы Марии) и того святителя, по чину которого совершается Литургия (обычно Иоанн Златоуст, Василий Великий). Из четвёртой и пятой просфор вынимаются частицы соответственно о здравии живых и упокоении усопших (при чтении поминальных записок, подаваемых верующими). Агнец и все частицы в уставном порядке располагаются на специальном блюде (дискосе).
 
Божественная литургия 
После совершения проскомидии начинается вторая часть литургии —литургия оглашенных, получившая ещё в древности такое названия потому, что во время неё имели право присутствовать не только верные (то есть крещённые), но и оглашенные (приготовлявшиеся к крещению через оглашение или изустное научение в христианской вере). Литургия оглашенных состоит из молебных прошений, обращённых к Господу, псалмов и песнопений в Его честь и чтения Слова Божия (Евангелия). Заканчивается она повелением оглашенным выйти из храма.
 
Третья часть называется литургией верных, так как на ней могут присутствовать только верные. Она состоит из следующих частей: 1) перенесения Даров с жертвенника на престол; 2) приготовления верующих к достойному присутствию при их освящении; 3) освящения Даров и поминовения членов церкви; 4) приготовления верующих к причащению; 5) причащения священнослужителей и мирян; 6) благодарения за причащение и окончания литургии.
 
Божественная литургия 
Кульминационным моментом Божественной литургии является трёхкратное призывание священником Святого Духа на Дары и благословение им Даров (что является видимым знаком освящения и преложения Даров в Тело и Кровь Господни).
 
В краткой публикации можно осветить лишь основополагающие моменты православного богослужения. Тем, кто пожелает более тщательно познакомиться с ним, следует обратиться к учебникам Закона Божиего. Но ничто не сможет заменить личного участия в богослужении…
 
О богослужении Православной Церкви 
Ранее на Православном портале DeiVerbo:
 
Основы православной веры (катехизис)
Вселенские Соборы (катехизис)
О церковных таинствах (катехизис)
Девятнадцать заповедей (катехизис)
 
Протоиерей Павел БОЯНКОВ
Продолжение следует
15.11.2019



к содержанию ↑
Рассказать друзьям:

Друзья!



Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект.
Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога,  может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами.


Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея.

 
 
 

На первой полосе:

Лаконично о главном

Православный календарь:

Галерея альбомов: