Около 100 икон выставлены в Эрмитаже на постоянной выставке древнерусской иконописи


Постоянная выставка в Эрмитаже 
В Государственном Эрмитаже открыли постоянную экспозицию древнерусской иконописи XIV — начала XVIII веков. В экспозицию вошло более восьмидесяти икон.
 
Как сообщили  
Постоянная выставка в Эрмитаже 
Анна Иванникова, одна из кураторов экспозиции, рассказала, что большинство экспонатов поступили в Эрмитаж в 1950-1970-е годы, когда активно организовывались экспедиции в Ленинградскую, Новгородскую, Архангельскую, Мурманскую и Ярославскую области. Это в прямом смысле спасённые иконы: в основном они найдены в недействующих деревянных храмах и часовнях, вывезены и отреставрированы. Сами эти храмы и часовни в большинстве своём до наших дней не сохранились: некоторые сгорели, некоторые просто обрушились.
 
Постоянная выставка в Эрмитаже 
Не всегда удаётся определить, из какого храма экспонат попал в Эрмитаж: в период активной борьбы государства с Церковью храмы закрывались, и их имущество в буквальном смысле разграблялось, а потом без всякого учёта передавалось в различные музеи.
 
Выставка посвящена 100-летию со дня рождения сотрудницы Эрмитажа Александры Косцовой (1920-2006). Она была хранителем Фонда икон, руководила многочисленными экспедициями по сбору памятников, подготовила первый план этой большой постоянной экспозиции.
 
Постоянная выставка в Эрмитаже Постоянная выставка в Эрмитаже
Одна из жемчужин эрмитажного собрания — новгородская икона святителя Николая Мирликийского начала XV века. Целый ряд экспонатов отличается редкостью иконографического решения. Например, самый ранний из известных на Руси комплектов миней, созданный новгородскими мастерами во второй четверти XV столетия. Некоторые экспонаты демонстрируют оригинальность стиля иконописцев древнего Пскова и Москвы. В частности, образ «Богоявление», исполненный в экспрессивной манере, характерной для псковского искусства середины — третьей четверти XIV века, а также пятничная икона «Рождество Иоанна Предтечи».
 
Постоянная выставка в Эрмитаже 
На выставке представлены не только иконы, но и оклады, кресты, элементы архитектуры православного храма. Среди экспонатов — золочёные Царские врата начала 1680-х годов из московского Симонова монастыря. Украшенные сквозной объёмной резьбой створы врат являются ярким образцом так называемой флемской рези.
 
Постоянная выставка в Эрмитаже 
Предметы на экспозиции выставлены в витринах нового поколения. Иконы несколько десятилетий находились при низкотемпературном хранении с постоянным высоким уровнем влажности. Так как они чувствительны к любым, даже минимальным, изменениям климатических условий, была применена технология двухступенчатой стабилизации влажности и глубокой молекулярной очистки воздуха. Эрмитажные климатологи впервые в таком объёме осуществляют мониторинг за состоянием климата в витринах с помощью автоматической системы контроля через Wi-Fi, что позволяет круглосуточно наблюдать за изменением влажности в витринах. Подобные технологии в России никогда прежде не применялись в масштабах целой экспозиции.
 
Постоянная выставка в Эрмитаже 
— Мы открываем постоянную экспозицию русской иконописи, которая формировалась долгие годы. Многие не знают, что в Эрмитаже вообще есть русские иконы, — сказал на торжественной церемонии открытия выставки директор музея Михаил Пиотровский. — Эрмитаж — место памяти, и очень важно, что такая экспозиция появилась. Сегодня созданы абсолютно идеальные условия показа: все витрины выполнены по последнему слову техники. Наша коллекция — символ открытости Эрмитажа. Каждый входящий будет с восторгом смотреть на святого Николая Мирликийского, будет проходить через залы, где расположена эта замечательная коллекция.
 
Постоянная выставка в Эрмитаже 
К слову
 
Пятничная икона — икона, написанная для службы Великой Пятницы.
 
Флемская резь — золочёная резьба в стиле барокко, свойственная русским иконостасам XVII и начала XVIII вв. Название «флемский» произошло от «der Flame» (фламандец) или «flamisch» (фламандский) и указывает на происхождение этого стиля: похожая резьба практиковалась в католических монастырях Фландрии, откуда членами ордена перенесена в Польшу и Великое княжество Литовское, а белорусские мастера, приглашённые московскими государями, принесли эту технику в Россию.
 
Фото предоставлено Государственным Эрмитажем, Санкт-Петербург
 
10.03.2020




Рассказать друзьям:


Читать другие новости   

На первой полосе:

Лаконично о главном

Православный календарь:

Галерея альбомов: