14 декабря день памяти архиепископа Иннокентия (Летяева)
Владыка Иннокентий (в миру — Летяев Иннокентий Иванович) родился 7 июля 1881 г. в городе Бийске Алтайской губернии в семье священника. В 1909 г. окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия.
В 1907 г., ещё во время учёбы в духовной академии, Иннокентий был пострижен в монашество и посвящён в диаконский сан. В 1909 г. рукоположили в иеромонаха.
Дальнейшее церковное служение отца Иннокентия проходило в Иркутской церковно-учительской семинарии, где он трудился преподавателем до 1911 г., и в Иркутском духовном училище — с 1911 по 1913 гг.
В 1913 г. иеромонах Иннокентий был возведён в сан архимандрита и назначен заведующим Иркутской церковно-учительской семинарией. Помимо этого, с 23 августа 1913 г. архимандрит Иннокентий являлся настоятелем Иркутского Князь-Владимирского монастыря.
В 1914 г. начался новый этап в жизни архимандрита Иннокентия (Летяева) — служение в Полтаве: заведовал Александро-Николаевской церковно-учительской школой и одновременно являлся настоятелем церкви во имя преподобного Сампсона Странноприимца на поле Полтавской битвы.
Здесь отца Иннокентия и застали события октября 1917 г. В 1918 г. стали повсеместно закрываться духовные учебные заведения и отец Иннокентий был вынужден поменять место своих трудов: с 10 апреля 1918 г. он назначается в распоряжение Тульского епархиального архиерея.
За время Гражданской войны в полной мере стала ясна политика новой рабоче-крестьянской власти в отношении Православной Церкви. Поэтому можно назвать мужественным поступком согласие архимандрита Иннокентия (Летяева) принять епископский сан.
20 сентября 1921 г. он был хиротонисан в епископа Клинского, викария Московской епархии. Вскоре начался новый виток гонений на Православную Церковь: в мае 1922 г. Святейший Патриарх Тихон был арестован и, находясь под арестом, поручил управление Московской епархией Преосвященному Иннокентию (Летяеву), епископу Клинскому.
В 1922 г. в Русской Православной Церкви возник обновленческий раскол, инспирированный извне. Многие священнослужители и миряне первое время были дезориентированы в событиях церковной жизни. К началу 1923 г. в епархиях практически не осталось ни одного правящего архиерея в юрисдикции Патриаршей Церкви. Дело усугублялось тем, что раскол не имел однородной структуры, можно назвать три основные раскольнические группировки: «Живая церковь», «Союз общин древле-апостольской церкви» и «Союз церковного возрождения».
В противостоянии совершенно одиозной «Живой церкви» некоторые священнослужители и иерархи Церкви на какое-то время формально поддержали более умеренный «Союз церковного возрождения», не разделяя воззрений и этой раскольнической группировки. В их числе был и епископ Иннокентий (Летяев) вместе с уездным духовенством, тем самым он невольно попал в обновленческий раскол.
Смутное время продолжалось до июня 1923 г., когда был освобождён из-под ареста Святейший Патриарх Тихон. Появилась возможность преодоления внутрицерковных разделений. В связи с этим многие иерархи приносили покаяние в своём участии в обновленческом движении. В их числе и епископ Иннокентий (Летяев), который в июне 1923 г. по покаянии был принят в лоно Русской Православной Церкви и назначен епископом Ставропольским и Кавказским.
В это время в Кисловодске находился в ссылке и на лечении управляющий Полоцко-Витебской епархией архиепископ Иннокентий (Ястребов). Сохранился редкий снимок, на котором запечатлены оба архиерея, что свидетельствует об их общении. Монахиня Сергия (Клименко) в своей книге «Минувшее развёртывает свиток» называет епископа Иннокентия (Летяева) духовным чадом архиепископа Иннокентия (Ястребова).
Возможно, это обстоятельство повлияло на то, что 2 сентября 1924 г. епископ Иннокентий (Летяев) был назначен для духовного окормления и руководства староцерковных общин Витебска.
Уже 6 сентября 1924 г. в Витебской Никольской батальонной (железнодорожной) церкви витебское духовенство и многочисленные верующие торжественно встречали епископа Иннокентия (Летяева), который за короткое время снискал любовь и уважение православных Витебска. Его приезд повлёк за собой массовое возвращение духовенства Витебска из обновленчества. За исключением кафедрального Николаевского собора все храмы города признали власть патриарха Тихона. Переход из обновленчества в Православие ранее отпавшего от церкви духовенства сопровождался его всенародным покаянием, после чего храмы окроплялись епископом Иннокентием святой водой.
После смерти Патриарха Тихона, 12 апреля 1925 г. епископ Иннокентий (в то время он уже проживал в Москве) подписал акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому). Возможно, это стало причиной ареста владыки Иннокентия и заключения его в Бутырскую тюрьму в 1925 г. Скорее всего, в этот раз владыка не был осуждён, но находился в тюрьме всё время следствия.
После освобождения с 20 августа 1926 г. епископ Иннокентий (Летяев) управлял Краснодарской епархией, но в том же году был выслан в Белгород.
После окончания ссылки в 1927 г., владыка Иннокентий служил епископом Ростовским, викарием Ярославской епархии, а затем епископом Подольским, викарием Московской епархии.
С 18 мая 1932 г. епископ Иннокентий управлял Владимиро-Суздальской епархией. К 1934 г. он был возведён в сан архиепископа и являлся членом Временного Патриаршего Священного Синода при заместителе Патриаршего Местоблюстителя митрополите Сергии (Страгородском).
Но в декабре 1934 г. был убит первый секретарь Ленинградского обкома ВКП(б) С.М.Киров. Это событие положило начало новой широкомасштабной кампании репрессий, когда церковные организации и служители церкви всё более и более обвинялись в контрреволюционной и антисоветской деятельности.
В полной мере испил эту чашу и владыка Иннокентий. Сначала он был удалён от участия в управлении Русской Православной Церковью и с 5 февраля 1935 г. управлял Харьковской епархией. Но и здесь владыка не прослужил и полугода.
Архиепископ Иннокентий (Летяев) был арестован 20 июля 1936 г. и помещён тюрьму. Он обвинялся в антисоветской агитации среди церковников и хранении антисоветской литературы (книга Булгакова) и был приговорён к заключению в исправительно-трудовой лагерь сроком на 5 лет.
Не прошло и года, когда его, находящегося в исправительно-трудовом лагере, обвинили в участии в контрреволюционной повстанческой военно-шпионской диверсионно-террористической организации и подготовке восстания против Советской власти.
Постановлением тройки Управления НКВД Новосибирской области от 8 декабря 1937 г. архиепископ Иннокентий (Летяев) был приговорён к расстрелу. Расстрелян 14 декабря 1937 г. Место расстрела и захоронения неизвестно.
Владыка Иннокентий был реабилитирован в 1958 г.
Подготовил священник Владимир ГОРИДОВЕЦ
Рассказать друзьям:
Друзья!
Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект. Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога, может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами.
Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея.