Открыты два выставочных проекта, посвящённых старообрядчеству


Открыты два выставочных проекта, посвящённых старообрядчеству
 
Два значимых культурных события, посвящённых истории и современности старообрядчества, происходят этим летом.
 
С 14 июля и по 4 октября 2020 года Российская академия художеств и Московская митрополия Русской Православной старообрядческой Церкви представляют выставку «Нетленное наследие», которая является частью художественного образовательного проекта, приуроченного к 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума. Этот знаковый проект призван познакомить зрителей с художественным наследием старообрядчества, в первую очередь с иконописанием и литьём, и показать действительное значение старообрядчества в истории и культуре нашего Отечества.
 
Открыты два выставочных проекта, посвящённых старообрядчеству
 
Аввакум Петров (1620–1682), сын священника из села Григорово под Нижним Новгородом, отличался бескомпромиссностью убеждений и строгостью духовной жизни. В иной исторической обстановке он, возможно, пользовался бы общим почитанием как аскет и подвижник. Однако в середине XVII столетия назрела необходимость в редактировании текстов богослужебных книг, поскольку они иногда не совпадали ни друг с другом, ни с греческими оригиналами. Протопоп Аввакум и приверженцы его идей призывали править книги по древним русским рукописям, а патриарх Никон —  по греческим изданиям, отпечатанным в Италии. Это роковое противоречие, к сожалению, положило начало расколу Русской Православной Церкви. Претерпев неоднократные ссылки и заточение в Пустозерске на Печоре, Аввакум не отрекся от своих убеждений и был сожжён.
 
Протопопу Аввакуму приписывают 43 сочинения, в которых он проповедовал свои взгляды. Он и его сподвижники, невзирая на суровые гонения, заложили основы мощного духовного течения, упорно противостоявшего официальной Церкви. Выставка, созданная в первую очередь в просветительских целях, познакомит зрителей с историей старообрядчества, с основными его направлениями в их историческом формировании (старообрядцы, приемлющие священство: беглопоповцы и белокриницкая иерархия; старообрядцы, не приемлющие священство — поморцы, федосеевцы, филипповцы, часовенные, нетовцы и пр.).
 
Открыты два выставочных проекта, посвящённых старообрядчеству
 
Структура выставки позволяет охватить это непростое и обширное явление. Старообрядцами активно развивалась книжная и музыкальная культура, печатное дело (гравюры), литьё и иконописание. Акцент в подаче выставочного материала сделан именно на иконописании разных старообрядческих центров. Каждый центр представлен несколькими показательными произведениями, с характеристикой стилистических особенностей и с развёрнутыми экспликациями. Основными экспонатами, производящими наиболее сильное художественное впечатление, станут три крупноформатных иконы: Господь Вседержитель (Спас в силах), созданный до начала раскола или в его первые годы (собрание В. А. Бондаренко); св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, и св. митрополит Алексий, в житии, из храма Рождества Христова Рогожского кладбища — эталонные образцы старообрядческого искусства, которым подражали в других центрах. Также экспонатами этого уникального проекта станут подлинные книги из собрания Московской митрополии Русской Православной старообрядческой Церкви и частных собраний, документы и фотографии (копии), а также отдельные подлинные предметы, характеризующие историю и быт российского старообрядчества.
 
В рамках проекта запланированы: научное заседание, виртуальный тур и рассказ куратора о некоторых знаковых экспонатах выставки, что наглядно продемонстрирует современному зрителю этапы развития идеологии и культуры старообрядцев.
 
А 17 июня в Музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств Галерее искусств Зураба Церетели в онлайн-режиме открыта выставка картин «Русь Заповедная». В экспозиции представлены около 50 живописных произведений, посвящённых истории и современности старообрядчества в России. Эта выставка также приурочена к 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума и проходит по инициативе Московской митрополии Русской Православной старообрядческой Церкви.
 
 «Обращение к старому — это не отказ от нового, это новое понимание старого. Это не задержка в развитии, какой была бы простая приверженность к старому, а скачок вперёд… Человеческая культура в целом не только обладает памятью, но это деятельная память человечества, активно введённая в современность», — цитирует слова академика Д. С. Лихачева официальный сайт галереи.
 
Открыты два выставочных проекта, посвящённых старообрядчеству
 
Все участвующие в выставке художники являются выходцами из древних старообрядческих родов или прихожанами РПСЦ: академик РАХ, народный художник России Д. А. Белюкин; академик РАХ, заслуженный художник России О. А. Леонов; академик РАХ, заслуженный художник России Е. В. Ромашко; член-корреспондент РАХ, заслуженный художник России Д. А. Слепушкин; художники Д. Гусев, Л. МиловановФ. Москвитин. Координатором проекта выступил член-корреспондент РАХ, заслуженный художник России О. И. Молчанов.
 
Участники выставки О. Молчанов, Д. Слепушкин, Д. Гусев, Л. Милованов, Ф. Москвитин принадлежат к кругу художников Рогожской заставы, с XVII являющейся духовным центром и средоточием жизни всего старообрядчества Москвы. В настоящее время здесь находится митрополия Русской Православной старообрядческой Церкви. Вдохновлённые особым бытом и строем жизни, обрядами и условиями, которые трепетно сохранялись в общине испокон веков в их первозданном виде, живописцы старались воссоздать образ Рогожской заставы как «хранительницы старых заветов».
 
Талантливые художники продолжают лучшие традиции русской реалистической пейзажной живописи и создают лирический образ России, искусно передавая поэзию родной природы. К представленным на выставке картинам по праву можно отнести слова писателя В. Распутина — «чистые, добрые, спокойные, тихие, располагающие к размышлению, к молитве, к пониманию глубоких истин».
 
Проект «Заповедная Русь» словно даёт возможность зрителю проникнуть в замкнутый мир старообрядческой общины с его богатейшей культурной традицией и духовной историей. Живописные интерьеры храмов, запечатлённые сцены церковных богослужений, яркие праздничные наряды жителей старообрядческой общины, фрагменты домашнего быта и пейзажи святых мест — все эти сюжеты, собранные в едином выставочном пространстве, дают возможность представить современную жизнь старообрядчества.
 




Рассказать друзьям:


Читать другие новости   

На первой полосе:

Лаконично о главном

Православный календарь:

Галерея альбомов: