4 ноября — День народного единения, установленный в память объединения народа для освобождения Москвы от польских захватчиков в 1612 г. Православные совершают празднование в честь иконы Божией Матери, именуемой «Казанской». Икона эта была у воинов, когда во главе с Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским русские войска, проявив героизм и сплочённость, освободили Кремль и Москву от врага. Видимо, по Божиему Промыслу у нашего Отечества появился первый государственный праздник, по смыслу и значению совпадающий с церковным торжеством.
А тогда, 4 ноября 1612 г., по городам и весям торжественно звонили колокола, в храмах и под открытым небом звучали благодарственные молебны к Господу и Его Пречистой Матери. Народ праздновал окончание Смутного времени — сильнейшего политического, духовного и нравственного кризиса общества, мучительных и скорбных испытаний для каждого человека. Праздновал начало возрождения России. И радость эта была с печалью в сердце, ведь своё грехопадение Русь искупила кровавыми слезами…
Смутное время
1612 г. Россия в изнеможении. Её западная часть захвачена мощнейшей Речью Посполитой. На севере господствуют шведские оккупанты. Москва сожжена, в городах царит разруха. Народ раскололся, брат шёл на брата. Страной неофициально правят несколько знатных боярских семей под покровительством польского короля Сигизмунда. Занять трон собирается уже третий по счёту Лжедмитрий. Нет единства и в Православной Церкви, во главе её сразу несколько патриархов: Игнатий, ставленник Лжедмитрия Второго, Филарет, прозванный тушинским вором, и Гермоген — противник польской власти. От этой неразберихи, которую народ потом назовёт смутой, общество пребывает в полном смятении. Государство рушится, под его обломками вот-вот окажутся и национальная независимость, и православная вера. Россия, как никогда, нуждается в людях, способных вывести страну из надвигающейся катастрофы, сплотить и вдохновить народ на борьбу с воцарившимся хаосом.
Соратники
Торговец мяса, раздражающий русских князей и вызывающий пренебрежение у поляков, и не заслуживающий внимания служака при дворе, подававший платье царю, прозванный из-за ранения «Хромым». Мясник и стряпчий — Минин и Пожарский. Почему именно от них зависела судьба России? Увы, история располагает весьма скудными данными об этих неординарных личностях.
О Кузьме Минине летописец сообщает коротко, но ёмко: «Муж родом не славен, но смыслом мудр, смышлён и язычен». Видимо, благодаря этим способностям, нижегородскому торговцу мясом и одновременно городскому старосте Минину удаётся по-настоящему поднять людей на борьбу с поляками. Вообще, его появление в истории говорит о том, что наш народ способен к самоуправлению, созданию собственной структуры власти; и он не народ-раб, ждущий, когда ему сверху будет дана команда на то или иное действие. Пусть самодержавие много веков отучало русских граждан от самостоятельности и инициативы, но в критические моменты истории они умели сплотиться и выстрелить победным залпом, раскрыть своё созидательное нутро.
Современники уважали Кузьму Минина, особенно за исключительную честность и редкое великодушие. Так, после освобождения Москвы от поляков именно ему было поручено наблюдать за конфискованным имуществом тех, кто служил иноземным оккупантам. Он не оставляет на произвол судьбы детей и жён изменников, оказавшихся в прямом смысле на улице, без еды и одежды. Благодаря помощи Минина многим семьям врагов народа удалось выжить.
Дмитрий Пожарский — потомок Рюриковичей в двадцатом колене. Как и все дети знатных особ, службу начал стряпчим (помогал царю одеваться).
Ратное дело молодому князю приходится больше по душе. Доблестный воин не остаётся без внимания и назначается царём Василием Шуйским воеводой в Зарайск. Пожарский был не только удачливым и опытным военачальником, но и человеком безупречной репутации. За время смуты он ни разу не пристал ни к интервентам, ни к русским, поддерживавшим сомнительных царей, не участвовал в боярских интригах и расправе над Годуновым. Народ его уважал за верность, справедливость, но больше всего — за порядочность.
За эти качества Минин из всех воевод страны выбирает Пожарского и отправляет к нему послов с предложением возглавить ополчение. Князь отказывается, правда, обещает подумать. Почему? Пожарскому имя простого посадского ни о чём не говорит, ему нужно время, чтобы разобраться, кто он и чем занимается, наконец, надёжный ли он человек. И пока Пожарский думает, Минин начинает сбор средств.
Предприимчивость, решимость Минина, умение доводить начатое дело до конца убеждает Пожарского в успехе освободительного движения. Вопреки всем классовым устоям, князь поддерживает мясника. Он едет в Нижний Новгород и возглавляет второе ополчение.
Духовный вдохновитель Гермоген
Какая же сила смогла усмирить разыгравшуюся смуту? Это Русская Православная Церковь, ставшая идейным и организационным центром по собиранию народа на подвиг самоустроения. Она помогала средствами. И, конечно же, Патриарх Гермоген — духовный вдохновитель ополченцев, благодаря которому Бог спас русскую землю.
Он считался патриотом, несокрушимым человеком, выступающим за сохранение суверенитета России. Именно Гермоген разрешил русский народ от присяги польскому королевичу. Благословил ополчение, весь люд на борьбу с врагом. А для русского человека это означает Божие благословение «на труды своя».
Патриарх Гермоген не стоит на обочине Смутного времени, а ведёт самую настоящую информационную войну. Он пишет и рассылает по стране сотни грамот. Текст их настолько проникновенен и убедителен, что если бы гонец, отважившийся их везти, был бы схвачен, то неминуемо лишился бы головы. Каждая грамота заканчивалась словами: «Везде говорите именем моим». Его именем говорили многие. Стихийные протесты против власти поляков вспыхивают во многих городах и благодаря Кузьме Минину с Дмитрием Пожарским перерастают в единый патриотический фронт.
Как помешать этому освободительному движению? Самый быстрый способ — уничтожить врага идейно. Бояре требуют от главы Церкви придать анафеме лидеров ополчения. Но реакция Гермогена оказалась обратной — вместо Минина и Пожарского он проклинает боярскую верхушку и польский гарнизон. Восьмидесятилетнего патриарха заточают в темницу, где морят голодом. Но и оттуда великий старец не перестаёт писать свои обличительные грамоты. Весть о кончине Гермогена заставляет ополченцев выдвинуться из Нижнего Новгорода в Москву.
Победное единение
На Москву почти четырёхтысячная армия ополченцев двинулась через Ярославль. Такой маршрут был выбран не случайно. Город и его окрестности менее всего пострадали от интервентов, поэтому здесь планировалось получить дополнительное подкрепление, в основном в виде оружия и хлебных припасов. Пополняются одновременно и ряды ополченцев: к желающим помочь гибнувшему Отечеству присоединяются отряды мордвы, башкир и касимовских татар. В Ярославле, где ополчение простояло четыре месяца, властные функции на себя взял уникальный орган — Совет всея Руси. По сути, это было полноценное народное правительство, состоявшее из людей разного достатка и происхождения. Объединяло их стремление дать измученной стране закон, безопасность и порядок.
В июле 1612 г. Минин и Пожарский выступили к Москве, где встретились с остатками первого народного ополчения под командованием князя Трубецкого.
21 августа с запада на выручку польско-литовскому гарнизону, который уже больше года окапывался в Кремле, пришла армия гетмана Ходкевича. Она состояла из профессиональных наёмников и знаменитых польских гусар. На следующий день началось сражение за столицу. Жестокий бой, переросший к вечеру в кровавую рукопашную, продолжался 13 часов. В разгар сражения польский гарнизон совершил вылазку из Кремля и ударил в тыл русского ополчения, но эту атаку отбили.
Окончательный перелом в битву внесли пять отборных дворянских сотен, которые накануне Пожарский выделил Трубецкому. Видя начавшуюся резню, они, не дожидаясь приказа, бросились на помощь своим и опрокинули вражескую пехоту. Вторую попытку прорваться в Кремль Ходкевич предпринял через два дня. Ему с трудом удалось приблизиться к Кремлю, но его войска, понеся огромные потери, буквально валились с ног от усталости. Этим и решил воспользоваться Минин. Раненый Пожарский отдаёт ему три лучшие дворянские сотни и отряд ротмистра Хмелевского. 24 августа Минин сам повёл воинов в атаку, и этот внезапный удар решил исход битвы за Москву.
Но до полного преодоления смуты было ещё далеко. Отряды Трубецкого снабжались значительно хуже, чем Минина и Пожарского, поэтому казаки стали нападать на обозы второго ополчения и требовать немедленной оплаты жалования. Бывшие тушинцы даже предлагали убить князя Пожарского. Единство земской рати оказалось под угрозой. Чтобы предотвратить распад освободительной армии, монахи Троице-Сергиевой Лавры предложили казакам князя Трубецкого в качестве заклада священное облачение и утварь монастырской ризницы. Потрясённые казаки не смогли принять такой дар, они отправили в Троицу двух атаманов с покаянным письмом, в котором заявили, что никакие скорби не заставят их отступить от столицы.
Вражеский гарнизон, засевший в Кремле, насчитывал около трёх тысяч человек. Поляки до последнего надеялись на помощь короля Сигизмунда и всячески затягивали переговоры. Оккупанты полностью разграбили сокровищницу русских царей и едва не убили обломком кирпича главу семибоярщины Фёдора Мстиславского.
10 сентября 1612 г. князь Пожарский предложил польско-литовскому гарнизону сдаться. В ответ он получил надменное письмо, в котором говорилось: «Лучше ты, Пожарский, отпусти к сохам своих людей. Пусть холоп по-прежнему возделывает землю, поп пусть знает церковь, а Кузьмы пусть занимаются своей торговлей, — царству тогда лучше будет». Стараясь всячески выразить в письме своё презрение ополченцам, гордые шляхтичи в то же время в прямом смысле ели друг друга. Сначала наёмники убили и съели всех пленных, а потом начали «питаться» однополчанами: половина человеческой ноги «стоила» два злотых…
26 октября остатки вражеского гарнизона объявили о сдаче. На следующий день Кремль был полностью очищен от оккупантов. Москва снова принадлежала русскому народу. Это событие стало первым шагом к полному исцелению страны от ужасов смутного времени.
* * *
Смутное время дало нам разнообразные уроки… старые, как мир. Они в том, что нравственность лучше греха, добро лучше зла, верность и правда лучше предательства и самозванства. Что в единстве наша сила. Давайте об этом не забывать.
Юрий АЛЕКСЕЕВИЧ