21 сентября Православная Церковь празднует Рождество Пресвятой Богородицы
Она — заступница всего мира. Ей поклоняются православные, возносят молитвы католики, Её почитают мусульмане. Вся наша история, по сути, сводится к рождению Пречистой Девы, ибо через Неё, как через открытые двери, вошёл в мир Господь Иисус Христос. Что мы знаем о Царице Небесной, Которой монархи посвящали величественные соборы и даже целые страны? Кто Она — благовестница Неба? Почему и как Богородице удалось стяжать такую праведность? Об этом наша беседа с настоятелем храма Святителя Николая Чудотворца деревни Пережир Минского района протоиереем Анатолием Солдатовым.
— Батюшка, 1 сентября по старому стилю начинается исчисление нового богослужебного года. Как связаны Рождество Пресвятой Богородицы и начало церковного года?
— Начало богослужебного года, на протяжении которого мы вспоминаем важнейшие события, связанные со спасением рода человеческого, всегда сопряжено с двунадесятым праздником Рождества Пресвятой Богородицы. Она, Пречистая Дева Мария, послужила делу нашего спасения, родив Иисуса Христа — сына Божия и человеческого; стала началом новой эпохи человечества. Ибо впервые за время существования мира Бог открыл людям, что главным законом жизни должен быть закон любви, основанный на способности жертвовать.
Успением нашей Небесной Матери церковный год завершается. И четыре самых больших из двунадесятых праздников посвящены Пресвятой Богородице: Рождество Матери Божией, Успение, Введение во храм и Благовещение.
— Отец Анатолий, почему так мало говорится о Деве Марии в Священном Писании?
— Как говорят святые отцы, — «чтобы не давать повода богохульникам коснуться этой сокровенной тайны». Тем не менее, в Ветхом Завете Дева Мария описывается в разных прообразах: Она и скиния, и ручка для кадильницы позолочённая. Иоанн Богослов в Книге Откровения называет Её лестницей Якова, которая связала землю с небом (как мы славословим Иисуса Христа, спустившегося на землю, чтобы потом сделать нас богоподобными). Вот эта тайна боговоплощения связана с Девой Марией, ибо в Ней она осуществилась.
В Евангелии от Луки, где повествуются события, связанные с детством Иисуса, сказано, что их Мария складывала и бережно сохраняла в Своём сердце, чтобы потом поведать апостолам, евангелистам. Её удивительные слова они и описали.
На страницах Нового Завета Богородица предстаёт смиренной девой. Вспомните, как покорно Она восприняла благую весть Архангела Михаила... Дав обет девства, Она только спросила: «А как это будет? Я мужа не знаю», — показав тем самым Своё переживание вхождения Духа Святого в Себя.
Мы видим, как Она тихо страдала во время казни Христа (а ведь многие не выдерживали и убегали); даже не рыдала, понимая, что Её самообладание важно для Него, проходящего через крестные муки. Выразить Свою любовь Богородица могла только этим смиренным стоянием у креста.
Посмотрите, как Сын Божий любил свою мать. Находясь на Голгофском кресте, Он исполняет заповедь «почитай отца и мать». Когда Он посмотрел на Деву Марию и Иоанна Богослова, то сказал Ей: «Жена, се сын Твой»; а ему: «Се Матерь твоя». (Собственно, в этот момент величайшего страдания в лице Иоанна Богоматерью был усыновлён весь род человеческий.) Господь позаботился, чтобы после Его смерти, воскресения, вознесения Матерь Божия не оставалась одна. По преданию, Иоанн Богослов до последнего дня Богородицы заботился о Ней.
Потом мы видим Её в день пятидесятницы… Она была сердцем апостольской общины. Стала залогом крещения Духом Святым, которое приняла первой. А в пятидесятницу Она сподобляется второму излиянию Духа Святого, получает как бы помазание на царское достоинство. (В христианской традиции человека миропомазуют один раз, а второй — только при восхождении на престол.) И мы Её нарицаем Царицей Небесной…
— Почему в церковных молитвенных текстах Она называется после Святой Троицы первой в нашем уповании?
— Святитель Григорий Палама поставляет Богородицу сразу после Троицы и называет Её живой границей между миром тварным и нетварным бытием Пресвятой Троицы. Царица Небесная (и это важно усвоить) выше, честнее и славнее Ангелов, Архангелов, Херувимов и Серафимов. Почему? А кто из них, обращаясь ко второму лицу Святой Троицы, может сказать — «Сын мой возлюбленный»? Только Бог Отец и Пресвятая Дева Мария. Кто из Ангелов, Архангелов, Херувимов и Серафимов может любить второе лицо Святой Троицы родительской любовью? Только Бог Отец и Пресвятая Дева Мария. Тайна сия не будет нами до конца постигнута в земной жизни, но такова реальность. Пресвятая Богородица смогла в Себе совместить любовь к Богу с родительским чувством, и это наиболее уподобляло Её Богу Отцу.
— Батюшка, почему афонские монахи считают Пресвятую Богородицу своей игуменией, ведь на Святую Гору они не допускают женщин?
— Предание говорит о четырёх местах на земле, которые Богородица взяла под Своё особое покровительство. Вместе с апостолами Она участвовала в жребии, и Ей досталась Иверия — современная Грузия. Попала туда Она не сразу, ибо сказано, что сначала благовествовала Святая там, куда послал Бог, на горе Афон — монашеской республике с тысячелетней историей. Богородица оказалась в ней во время путешествия на Кипр. Это особая территория, заселённая монахами, которые создали для себя здесь своеобразный микрокосмос. Они живут по своим законам и не допускают в свой мир женщин, чтобы не нарушать тишину и покой монашеской жизни. Тем не менее, как говорят афонские монахи, единственная женщина, всегда присутствующая здесь, — Пресвятая Богородица. И в этом смысле Афон — Её второй удел. Место, где люди воздают Ей особое поклонение и воспринимают как игумению. Киево-Печерская Лавра — третий удел Пресвятой Богородицы. Дивеево — четвёртый.
— Отец Анатолий, как Богородице удалось стяжать такую праведность? Чему Она учит нас, смертных, какую роль играет в нашей жизни?
— Пресвятая Богородица была одной из нас, с человеческим естеством, и зачата подобно нам. Но Она, в силу благодати Божией и собственной святости, достигла состояния не только равноангельского, но и выше него. На отпусте каждой службы Церковь, поминая Богоматерь, поминает и Её родителей Иоакима и Анну, показывая, что Бог издревле готовил Деву Марию к принятию этого ответственного служения. Избранная из всего рода человеческого, в нерушимой чистоте Она родила Младенца, Который воплотился ради земного мира. Она — символ чистоты и заступничества. Великими скорбями и жертвенным служением Богу и человечеству был преисполнен жизненный путь Богородицы. Известный проповедник Александр Шмеман говорил: «Если Иисус Христос нам дал пример воскресения для всего мира, то Пресвятая Богородица дала нам пример любви: от Вифлеема до креста, на котором был распят Её Сын. Она любила не для Себя, а чтобы жертвовать во имя любви». Это и есть идеал, к которому христианин должен стремиться.
Пресвятая Богородица жила Христом. Она, как никто другой, выполнила главную заповедь: возлюби Господа всем сердцем, всей душой, всем разумением, всей крепостью; и ближнего своего — как самого себя. Богоматеринство возвращает человека к Богу, разворачивает к Нему наши сердца в лице Девы Марии. Она — ходатаица за весь род человеческий, защитница и помощница. И как важно, чтобы каждый из нас, обращаясь в своей немощной молитве к Царице Небесной: «Пресвятая Богородица, спаси нас», — говорил эти слова из сердца, с любовью.
Беседовала Татьяна СОКОЛОВИЧ