Плач по отринутой истине


архиепископ Мелетий (Смотрицкий)27 декабря день памяти архиепископа Мелетия (Смотрицкого)

Жизнь уготовила архиепископу Мелетию (Смотрицкому) и высоту постижения веры, и глубину отречения от неё. Судьба этого человека — словно отражение судьбы всей многострадальной белорусской земли, испытавшей на рубеже XVI и XVII столетий тяжёлый удар церковного раскола — Брестской церковной унии. Личная трагедия владыки Мелетия неотделима от трагедии народа, но так же как Белая Русь пронесла православную веру через все испытания и скорби, проповедь Мелетия (Смотрицкого) и сегодня сохраняет искренность и остроту.

Имя Смотрицкого в наши дни, к сожалению, редко отожествляется с Беларусью. В трудах отечественных и зарубежных историков, он именуется «украинским» либо «южно-русским учёным и церковным деятелем», хотя большая часть его жизни прошла именно на территории современной Беларуси. Причина тому — место рождения Смотрицкого, его связь с культурой не только Белой Руси, но и всего многонационального Великого Княжества Литовского.

Мелетий (в миру Максим) Смотрицкий родился в 1577 г. в местечке Смотрич (теперь в Дунавецком районе Хмельницкой области), родовом имении своих предков, в семье каменецкого городского писаря Герасима Смотрицкого.

Детство и юность Максима тесно связаны со знаменитой Острожской академией, основанной князем Константином Острожским, одним из немногих защитников православной веры, подвергавшейся в то время в Великом Княжестве Литовском притеснениям. Это было трудное время для православных — всего несколько лет оставалось до унии 1596 г., до открытых гонений на веру. В Острожской академии собрались лучшие преподаватели, учёные-богословы, пользовавшиеся покровительством князя Константина. Одним из них был и Герасим Смотрицкий — автор предисловия знаменитой Острожской Библии 1581 г.

Князь Константин ОстрожскийБлагодаря отцу Максим получил блестящее по тем временам образование. Наставником молодого человека стал учёный грек Кирилл Лукарис, будущий патриарх Константинопольский. Заметив талант юноши к наукам, князь Константин Острожский в 1594 г. отправляет его в иезуитскую коллегию в столичную Вильну. В то время там имели право обучаться не только католики, но и православные. И Максим, познакомившись с католической учёностью, ещё больше укрепляется в вере отцов и дедов. Блестяще окончив философский факультет коллегии, он начинает преподавать в православных братских школах, где получает известность благодаря своей образованности.

В 1600 г. двадцатитрёхлетнего богослова приглашает к себе на службу князь Богдан Соломорецкий. Максим Смотрицкий становится наставником и личным секретарём его сына, подолгу живёт в имениях князя в Соломоречье возле Минска и Баркулабово на могилевщине. Пользуясь покровительством князя, Смотрицкий на протяжении нескольких лет продолжает образование в Европе: слушает лекции в университетах Лейпцига, Нюрнберга, Виттенберга (где преподавал Лютер, что даёт Смотрицкому возможность познакомиться с учением протестантизма); много путешествует по Германии, Силезии. Очевидно, в это же время он получает степень доктора медицины. Вернувшись на родину и поселившись в Соломоречье возле Минска, Смотрицкий сталкивается с разгулом гонений на Православную Церковь со стороны униатов. Он был поражён открывшимися ему переменами. Всего за несколько лет существования унии Православная Церковь оказалась лишённой не только своих монастырей и храмов, но и всех прав, поставленной вне закона.

С горячей верой Смотрицкий решает посвятить себя защите гонимого Православия. Около 1608 года он отправился в Виленское православное братство при монастыре Святой Троицы, где в то время находился один из центров оппозиции наступающей унии. В 1610 г. под псевдонимом Феофила Орфолога он издаёт талантливо и горячо написанное полемическое сочинение против униатов: «Фринос, или плач Восточной Церкви, с объяснением догматов веры».

В центре этого произведения читатель видит образ страдающей Православной Матери Церкви. В аллегорической форме Смотрицкий говорит о трагической судьбе простого народа, плачущего от бессилия в неравной борьбе с униатами, раскрывает противоречия в жизни Церкви в Речи Посполитой, которые привели к возникновению унии, увещевает верных и клеймит грешников.

«Фринос» имел огромный успех. Смотрицкий снискал уважение среди православных белорусов, увидевших в нём своего защитника. Униатский историк архиепископ Яков (Суша) писал: «К нему, как к оракулу, стекались люди со всех сторон».

Смотрицкий продолжает писать. Около 1615 г. он издаёт на польском языке «Трактат об исхождении Святого Духа» и «Палинодию». Силу его слова, мастерство оратора современники сравнивали с даром Иоанна Златоуста. В последующие годы появляются одно за другим новые сочинения Смотрицкого, критикующие унию, полемизирующие с униатскими «богословами», тщетно пытавшимися опровергнуть доводы Смотрицкого против догматов католицизма и несостоятельности самой идеи унии. Яков (Суша) так говорил о книгах Смотрицкого: «Никогда никто из еретиков не делал на святой престол таких злостных нападок, какими наполнен «Фринос». Тут что ни слово, то язва, что ни мысль, то отрава, тем более губительная, что автор разбавил её привлекательностью стиля».

Примерно с 1615 по 1617 гг. Максим жил в Киеве, исполняя обязанности ректора школы при киевском братстве; в 1617 г. перебрался в местечко Евье (теперь Вевис) в 40 км от Вильны, преподавал там свободные науки и славянский язык.

Грамматика славенская правилное синтагмаВ 1617 г. Максим Смотрицкий принял монашество с именем Мелетий и стал вести строго подвижническую жизнь, что снова снискало ему уважение народа. Он не оставил учительской и научной деятельности, результатом которой стала изданная в 1619 г. в Евье «Грамматика славенская правилное синтагма...» Эта книга прославила имя Мелетия как выдающегося учёного не только в славянском мире, но и во многих странах Западной Европы. «Грамматика» повсеместно использовалась в Московском государстве в духовных и светских школах вплоть до середины XIX столетия. М. В. Ломоносов называл труд Смотрицкого «вратами учёности».

В 1619 г. Москву и Киев посетил Иерусалимский Патриарх Феофан. В то время на все православные епископские кафедры Великого княжества незаконно возводились только униаты. Патриарх Феофан, видя положение православных в Великом Княжестве Литовском, не ставя в известность польского короля и униатские власти, рукоположил православного митрополита и шесть епископов, одним из которых был избран Мелетий (Смотрицкий), хиротонисанный с титулом Архиепископа Полоцкого, Витебского и Мстиславского. Узнав о действиях Патриарха, король издал указ, согласно которому все новопоставленные епископы объявлялись вне закона и подлежали аресту. Таким образом, владыка Мелетий вынужден был скрываться, но его послания с призывами к защите веры расходились по всей территории Великого княжества.

Грамматика славенская правилное синтагмаКоролевской грамотой 1621 г. Смотрицкий объявлялся заговорщиком, самозванцем и врагом державы. Трижды его вызывали в суд, но он не являлся. Из-под пера архиепископа Мелетия продолжали выходить книги, в которых он отвергал все обвинения униатов в адрес Православной Церкви.

В скором времени начались народные волнения в Витебске, Могилеве и Полоцке. 12 ноября 1623 г., когда жители Витебска, доведённые до отчаяния жестокими действиями униатского архиепископа Иосафата (Кунцевича), расправились с ним и бросили его тело в Двину; архиепископ Мелетий был объявлен главным виновником «пролитой крови Иосафата». Мелетий (Смотрицкий) бежит от преследований. В конце 1623 г. он навсегда покинул Вильну. Обстоятельства отъезда Смотрицкого и причина до сих пор обсуждаются историками. Существует мнение, что именно тогда Смотрицкий под влиянием иезуитов, опасаясь за свою жизнь, или в результате шантажа решается отречься от своих взглядов. В его поступках наступает резкий перелом. Ещё недавно твёрдо настаивавший на неприятии унии и католичества, Смотрицкий отправляется сначала к Константинопольскому, а затем к Иерусалимскому Патриархам с предложением нового объединения Церквей. В 1625 г. он возвращается на родину с грамотами, упраздняющими самоуправление православных братств, бывших единственными оплотами православной веры в Великом княжестве. Сложно объяснить мотивы, которыми руководствовался Мелетий, стоявший у истоков деятельности многих православных братств Беларуси и Украины, в том числе Виленского и Минского.

Этот поступок вызвал бурю негодования. Архиепископа Мелетия называли отступником и униатом. Архимандрит Захария (Копыстенский) не пустил его в Киево-Печерскую обитель. Чтобы как-то оправдаться, владыка Мелетий вместе с Митрополитом Киевским Иовом (Борецким), по благословению которого ездил на Восток, произнёс анафему на латинян и униатов. Но это ему мало помогло. Покинутый всеми, не имеющий средств к существованию, Смотрицкий вынужден скрываться в Баркулабово у князя Соломорецкого.

Доведённый до отчаяния, раздираемый противоречиями, опасавшийся за свою жизнь Смотрицкий тайно принимает предложение властей о переходе в унию в обмен на прощение и место настоятеля в богатом Дерманском монастыре. 6 июня 1627 г. он принимает униатство.

Смотрицкий пытается держать свой переход в унию в тайне, инициируя собор, на который выносит предложение о новом объединении Церквей. Он извещает Виленское братство о своих сношениях с униатами, которые будто бы хотят «папежа оставити». Одновременно Смотрицкий работает над «Апологией путешествия на Восток». В этом сочинении он высказался за полное подчинение папе, отрёкся от своих доуниатских произведений и осудил деятельность православных писателей-полемистов, утверждая, что целью его поездки было собрать верные сведения о догматах истинной веры, от которых отступили в последнее время русские богословы. Православные верующие с возмущением встретили «Апологию» и на соборе, созванном в 1628 г. в Киеве, потребовали от владыки Мелетия отказаться от своего произведения. Он признался, что частично виновен в отступлении от православных догматов, но большую часть содержания книги приписал вине издателя. 15 августа 1628 г. Мелетий (Смотрицкий) участвовал в анафематствовании своей книги, но спустя всего несколько дней составил письменный протест против своего отречения.

С этого момента Смотрицкий уже открыто объявляет себя униатом. Свою позицию он пытался объяснить тем, что сопротивление унии нарушает покой в государстве, приводит к бессмысленному кровопролитию. Смотрицкий будто бы снова и снова мысленно возвращался к убийству, произошедшему по вине его проповеди. Письма и произведения последних лет отражают душевные мучения владыки, предавшего идеалы молодости, пошедшего на какую-то страшную сделку со своей совестью. Остаток своих дней он провёл в Дерманском монастыре, наложив на себя строгий пост и уединившись. Скончался архиепископ Мелетий (Смотрицкий) 27 декабря 1633 г.

Виктор ПОПОВ



к содержанию ↑
Рассказать друзьям:

Друзья!



Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект.
Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога,  может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами.


Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея.

 
 
 

На первой полосе:

Лаконично о главном

Православный календарь:

Галерея альбомов: