С отцом Георгием Спасовым, настоятелем церкви святой Петки Самарджийской (Параскевьи Болгарской), что находится в самом центре Софии ─ столицы Болгарии, мы знакомы около десяти лет. Думаю, мнение доброго и усердного служителя Господа Бога этой православной славянской страны, высказанное по насущным вопросам, будет интересно читателям.
─ Батюшка Георгий! Раньше мне казалось, что церковь святой Петки ─ своеобразный духовный символ небогатой Болгарии. Каменная, старинная, низенькая, в своё время её стены подвергались надругательствам, что до реставрации было видно по выковырянным глазам святых, чьими образами изнутри расписан низкий купол. Со всех сторон церковь окружена подземными торговыми точками. Сверху по центральным городским улицам носятся машины. С десяток лет назад такой «затёртостью» вполне отражалось воцерковление болгар. Но сегодня я заходил в церковь святой Недели, русскую церковь святого Николая Чудотворца, собор святого Александра Невского ─ и в каждом храме многие прихожане задерживаются и после службы. Народа много и в будний день! Почему?
─ Да, теперь у нас действительно так. Конечно, я могу склонить свой комментарий в сторону описания хорошей организации церковной жизни, так сказать, некоего пиара в её деятельности. Но суть в главном ─ людям нужна любовь. Каждый человек особенный. Что-то понимает, а чего-то нет, нечто может творить, а в чём-то пассивен, за что-то осудится, за что-то будет обласкан… Однако он, как ребёнок, хочет любви. Именно за неё люди способны совершать подвиги. Болгары, как и любое человеческое общество, хотят, чтобы их любили. И не только в Церкви, но и в обыденной жизни. Но сегодня сложилось так, что объективные условия существования среднестатистического гражданина страны тому не способствуют. Если хочешь делать людям добро, ты должен их любить, а если будешь творить свои дела во лжи, то, в конце концов, общество поймёт твоё лицемерие и болезненно отнесётся к твоему порочному артистизму. А для болгар только Церковь ─ место истинной Божией любви, а не беспросветного человеческого предательства. Причём в стране есть противоборствующие Церкви силы, некие безбожники. Они постоянно пытаются компрометировать Церковь и духовную жизнь общества. Слава Богу, сегодня их усилия растворяются, словно капли грязи в море. Люди не обращают внимания на оружие богоборцев ─ газеты и прочие СМИ, где нет информации о любви и жизненных реалиях. В нашей стране СМИ хороши для тех, кто любит стрессы, космос, слушает глупую музыку и тому подобное: две минуты ─ новости, минута ─ о событиях в мире и десять минут рекламы. Так что источником любви в стране остаётся лишь Церковь. Вот потому и прихожан стало много.
─ То есть хоть в последние годы в стране мир и спокойствие, но болгары, участники Евросоюза, как обычно случается в жизни, активнее к Господу обращаются из-за неспокойствия на душе?
─ Так и есть, только в СМИ, повторюсь, об этом не пишут. Из бесед с прихожанами я многое узнаю и анализирую. Например, злободневная тема ─ отъезд за пределы страны молодёжи. Родители их плачутся, а я спрашиваю: что наше государство может предложить простым молодым людям? Хорошее доступное образование? Нет. Высокооплачиваемую интересную работу и спокойный образ жизни? Нет. Надёжное медицинское обслуживание? Опять нет! Сегодня даже в болгарском сельском хозяйстве начинаются проблемы из-за многочисленных отравителей, которыми поливают прекрасные натуральные фрукты и овощи, ссылаясь на евростандарты!.. А есть примеры, когда в заповедных местах втихую устраивают свалки ядовитых веществ, безмозгло загрязняя окружающую среду. Впрочем, таким олигархическим вариантом развития общества уже не удивишь Восточную Европу. А некоторые случаи и вовсе заставляют использовать выражение «геноцид православного болгарского народа». Вот иностранцы и не любят болгар, уезжающих в богатые страны на заработки или в надежде на ПМЖ. Для людей из развитых государств ЕС мы ─ иммигранты, не более!
─ Не могли бы вы, батюшка, нарисовать устный портрет современного православного болгарина? Как складывается его жизнь за пределами Церкви?
─ Мне легче привести образный пример с ребёнком. Мальчик лет двенадцати-пятнадцати. Он ничего не знает ни о мирской жизни, ни о Боге. Он доверчив. Ему могут солгать, всячески использовать для неблаговидных дел. И наоборот, иные люди, верующие, создадут для него здоровую духовную среду любви. Куда пойдёт мальчик? Дай ему волю, пойдёт туда, где любят! Иначе его ждут страх и постепенное уничтожение. Таков и наш простой человек-прихожанин.
─ В Болгарии позиция Церкви прямо или косвенно не находит единства с властями, что отражается или, наоборот, как вы утверждаете, замалчивается СМИ. В чём причины конфликтов?
─ Политики у нас очень сложные. Нельзя воевать против собственного народа! Они забывают главное: ты ─ предводитель избравших тебя, а действуешь как предатель. Не имеешь права настраивать людей против Освободителя, против православного вероучения. Несколько лет назад Церковь сделала попытку ввести в школьную программу уроки Православия. Дело закончилось народной демонстрацией. Пришли к министру, египтологу. (Самая подходящая для страны, где 85% людей православного вероисповедования, специализация министра образования; не правда ли?) Министр отправил наших ходатаев восвояси. Вам, видимо, непросто это понять, но болгарские политики болгарский народ не любят. Сегодня они лишь предают и продают интересы родины. Господь говорит: не ожидай хороших плодов от плохого дерева! А наш народ ─ замученный. Обычный гражданин вынужден трудиться порой на нескольких работах, чтобы прокормить семью, заплатить налоги и достойно выглядеть. Такой человек идёт в Церковь за любовью! Для меня одна его мысль о том, что нужно поторопиться к Господу, ─ уже подвиг! Вот в Западной Европе, Америке, Канаде, в других небедных странах ─ как дело обстоит? Человек размеренно работает. Получает хороший заработок, обеспечен, может позволить себе кредиты. А болгары лишь в Церкви могут жить в любви. Сегодня это понимается людьми острее. Но в нашей стране появилось и множество демагогов, организовавших кучу сект, ─ этакие волки в овечьих шкурах: мол, Болгария многорелигиозная. Католики, протестанты, буддисты, евангелисты и тому подобное. Однако большинство за православными прихожанами, которые равномерно заселяют города и деревни.
─ Есть ли в Болгарии благотворительные православные общества? Если да, то играют ли они реальную роль в воспитании молодёжи?
─ К сожалению, таких организаций нет. В Болгарии их заставляют оформлять юридическое лицо с обязательной выплатой налогов. Но иногда происходят удивительные случаи, можно сказать, чудеса, без участия священников и благотворительных обществ. Церкви центрального района столицы часто посещала нищенствующая женщина, мать пятерых девочек. Она просила милостыни на еду и место для ночёвки, жаловалась на болезни детей и на мужа, который выгнал их из дома на улицу. Однажды известный мне прихожанин объявил женщине, что обеспечит её квартирой, достойным финансовым содержанием при условии, что детей она вырастит прилежными православными прихожанками… Теперь двое из её дочек уже совершеннолетние и с ней не живут. А недавно я видел её вместе с остальными девочками на службе. Это организация помогала? Нет. Господь через людей действует, и никакие мирские законы Его не остановят!
─ Два с половиной десятилетия назад по инициативе грязных политиков, националистов, низких личностей типа Михаила Денисенко (лжепатриарха Филарета) в Украинской Православной Церкви произошёл глубокий раскол. Сегодня эта святая славянская земля залита кровью братоубийственной войны. Размышления о сложившейся на Украине ситуации не могут обойти современных православных людей. Выскажите, батюшка Георгий, об этом ваше мнение.
─ О том, как обстоят дела реально, надо смотреть с позиции Церкви, а не черпать материалы из витиеватых объяснений политиков. Всегда нужно помнить, что дьявол сначала придёт добрым царём, а на полпути покажет свои рога. Нечто похожее происходит и с Украиной. Однако вспомним майдан и героическое поведение киевского православного священства. Оно стеной встало между воюющими сторонами. Вот подвиг! Хотя нам в Евросоюзе никто на этом поступке УПЦ внимания не заострял.
─ Насколько очевиден в вашей стране антагонизм между безграничной свободой личности, пропагандируемой Евросоюзом, и догматами нашей ортодоксальной веры?
─ Уже упоминалось своеобразие болгарского правительства. Ни для кого в нашей стране не секрет, что хотя в нём и находятся личности, считающие себя людьми православными, в целом власть в Болгарии безбожна. И коррумпирована. Таким образом, сатанистам не составляет труда, отталкиваясь от продвинутых в Евросоюзе «свобод», покупать, приобретать в том или ином виде статус в нашей стране. Разумеется, Православная Церковь и народ протестуют против безбожия. В результате между нами и правящими структурами возникают конфликтные ситуации с открытым ущемлением интересов Православной Церкви Болгарии. Однако СМИ умышленно не отражает такого рода конфликты. А вот, например, со стороны российского правительства приятно видеть быструю реакцию на проблемы духовной жизни людей, согласующуюся с Русской Православной Церковью. А у нас мало того, что нет информации о навязываемой духовной политике, так ещё никто не хочет брать на себя ответственность при дискуссиях и за окончательные решения по спорным вопросам морально-духовного толка. Церковь в Болгарии живёт христианской жизнью без помощи болгарского правительства. Но Церковь никогда не была согласна с этими европейскими низостями. Опять же о русских. Когда-то мне было приятно и интересно наблюдать за выступлением президента Владимира Путина в Германии. Он сказал, что легализацию педофилии в Германии её парламентом можно представить, узаконивание однополых браков во Франции ─ тоже, в России же этого случиться не может никогда! Коротко и ясно!.. Кстати, и в Молдове, с подачи Евросоюза, парламент и президент протащили выгодный для гомосексуалистов закон «Об обеспечении равенства», а возмущённых и протестующих Православную Молдавскую Церковь и собственный народ попросту проигнорировали… Очень похоже на наши проблемы.
─ Что вы, батюшка, думаете относительно грани терпимости Церкви в отношении общественных грехопадений вплоть до узаконивания однополых браков, эвтаназии и тому подобной мерзости?
─ Мы не воюем против конкретных людей, нарушивших церковные каноны. Мы воюем против потворствующих им законов, которые создаются закулисно. Они разрабатываются политиками-ворами. Наша война ─ против лжи. Мы не судьи людей, но воюем за честь наших прихожан, нашего народа, за честь Церкви ─ гаранта любви к людям. Более того, нами не преследуется задача осуждать и самих политиков как людей. Если они себе позволяют совершать бесчестные поступки, они уже отравлены и, не замечая того, умирают. Вот только пускай ниспадают в одиночку, не пачкая других.
─ К сожалению, последнее десятилетие невольно приходится обращать внимание на рост исламизации в европейских странах. Ощущает ли каким-то образом эту тенденцию Болгарская Церковь на себе, хотя бы из-за географического расположения страны?
─ Многое зависит не только от тех, кто приходит жить на нашу землю или соседствует с ней. Многое зависит опять же от наших политиков. Если говоришь им о негативном отношении иноверцев к христианам, а они только руками разводит, ─ это угрожает плохими перспективами. Однако мусульмане мне никогда и ничем не досаждали, хотя их вера для меня неприемлема. Но эти люди с верой, а потому они имеют свои положительные духовные ценности. В Болгарии, после освобождения от турецкого рабства, вместе жили и православные, и мусульмане. Представьте, что в один из назначенных дней всей деревней, вне зависимости от вероисповедания, возводили мечеть, а в другой ─ церковь. Жили люди дружно, без амбиций. Ведь больше угрожают те, кто имеет власть и не защищает свой народ. Предатель ─ вот самый большой враг. Сегодня, располагая мобильными СМИ, он и войну учинить может. Есть откровенные передачи, как делать революции на ровном месте, как менять правительства и тому подобное. Кто завтра будет покупать предателя? Олигархи, коммунисты, сатанисты, террористы или какие-нибудь фанатики? Разве не это страшно?
─ И, тем не менее, отец Георгий, в Болгарии за счёт выезда из страны молодёжи, население меньше шести миллионов. Представим, что через несколько лет здесь осядут несколько миллионов исламистов…
─ Есть разница между мусульманами и исламистами. Последние ─ это обученные группировки террористов. Это уже не верующие, это убийцы. Но под маской веры. А мусульманство, хоть я и не должен его защищать, ─ вероисповедание. У них, мусульман, есть и законы, и Деву Марию они почитают, и святого Георгия. Уже хорошо, уже повод не конфликтовать, а терпеливо относиться друг к другу. Хотя в современном мире возникают отвратительные ситуации; например, с французским одиозным юмористическим журналом. Очень дурной сценарий! Причём европейские мусульмане зачастую осуждали убийц, а христиане, наоборот, осуждали политику журналистов. Глупости его сотрудники творили!
─ Как вы, отец Георгий, относитесь к тесным межрелигиозным взаимоотношениям в современном обществе, то есть к их объединению?
─ Скажу коротко. Взять всё в свои руки захочет антихрист. Но ему помешает Бог!
─ А к термину «экуменизм»? Не имеет ли это слово теперь двоякого значения, ведь тучи над христианством сгущаются всё откровеннее?
─ Стоит сказать следующее. Время неразумного атеизма прошло. Наступило время слащавого сатанизма. Понимайте это правильно! За сладкими словами человека ожидают обман и духовная смерть. И как может прийти в голову, чтобы православный патриарх сидел рядом с еретиком? Или сектантом, не важно, какой секты? Мы знаем, что сект много и их мысль одна ─ добраться до Православной Церкви и уничтожить её. Слава Богу, Болгарская Церковь вышла из Всемирного союза церквей. Неужели для общения патриарха с мусульманским муфтием необходим огромный союз с всемирным официальным статусом? Чем ещё подтвердить моё недоверие ко Всемирному союзу церквей? Если создался никчёмный союз, значит, он кому-то нужен, значит, в этом деле скрыт тайный смысл. Служить Литургию вместе с католиками? Не хочу! Мы делаем это правильно, они ─ нет. И есть апостольское правило: кто молится с еретиками, тот отлучён от Церкви. Итак, общая молитва с кем попало ─ дурость! С другой стороны, общаться с иноверцами, как говорится, на неслужебном уровне, вполне возможно. Ведь все мы люди, все добрые дела творить должны.
─ Иными словами, вы поддерживаете мнение о неоднозначности термина «экуменизм» в современных условиях. Различными источниками он может применяться как в прежнем, порочном, значении объединения церквей, так и подразумевать вполне приемлемую взаимопомощь, общение конфессий или частных их представителей по конкретному вопросу, скажем, при взаимодействии благотворительных фондов христианских церквей.
─ Согласен. Но вот что интересно: сегодня в Америке ни из русских или болгарских иммигрантов, а, если можно так сказать, из коренных американцев православные прихожане составляют около пяти миллионов. Американцы тоже ищут любовь! На их примере видно, где они её находят. И опять же вспомним Украину, майдан. Кто вышел между баррикадами? Экуменистически настроенные конфессии, секты? Нет. Золото веры в Бога ─ Православие!
─ Отец Георгий, на что бы вы советовали обращать внимание прихожанам в первую очередь?
─ Очень важно в жизни не бояться диавола, а бояться Бога.
─ Как в молитве: «Не даждь мне, Господи, убояться страха диавольского паче страха Божиего!»?
─ Именно так. И ещё помните о том, что должен носить в сердце каждый человек… Расскажу историю из жизни. Недавно было сорок дней после смерти очень почитаемого болгарского священника, отца Георгия из деревни Жидбарки. Он носил на плечах тяжёлые железные кресты.
─ Он был монашествующим?
─ Нет. Были у него три дочери и трое сыновей, тоже священники. Все мы относимся к нему как к человеку святому. Он заранее знал, когда умрёт. Поэтому сообщил всем близким людям и нам, своим духовным чадам, чтобы, если хотим с ним попрощаться, приезжали. Мы приехали, горько плакали, а он нас успокаивал. Говорил: жизнь наша прекрасна, несмотря на материальные трудности; проходит в любви. А главное ─ не нужно забывать, что Господь создал нас не для неё. Он создал нас для прекрасной вечности. Поэтому, подчёркивал он в своих прощальных словах, мой завет ─ наша православная вера! В вере мы должны быть укреплены! Должны ею жить! Веруя, со страхом Божиим мы идём в жизнь вечную!
Матвей ИВАНОВ