Обряд всеобщего прощения, которым завершается масленица и открывается Великий пост, заставляет даже неверующих задуматься о том, что значит прощать и принимать прощение и зачем это нужно.
Масленицу празднуют даже неверующие: интересно ведь «откушать» блинов под водочку и повеселиться на свежем весеннем воздухе! Всерьёз поститься большинство веселящихся и не собирается, но почти все знают, что последний день масленицы, который вводит верующих «во дни печальные Великого поста» (А. Пушкин), называется Прощёным воскресеньем.
К концу этого дня в православных храмах служится вечерня; к завершению её настоятель и все клирики выходят из алтаря к прихожанам и просят прощения за вольные или невольные обиды и огорчения. В исполнении хора звучит пронзительный плач Адама об утерянном рае, а прихожане по очереди подходят к священникам и просят прощения у них. На обратном пути сквозь толпу каждый сможет сказать знакомым, полузнакомым и незнакомым людям:
— Простите меня, пожалуйста!
— Бог простит, а ты меня прости!
Кто-то в этот день позвонит после службы своим родным и близким по телефону, кто-то пошлёт е-mail… Техника расширяет границы прощения.
Мне рассказывали об одном человеке; для него главным доказательством подлинности Православия стало Прощёное воскресенье, которого нет ни у католиков, ни у протестантов. Но неверующие, к кому в этот день обращаются с просьбой о прощении их родные и знакомые христиане, обычно бывают очень удивлены: а чего это они? Вроде всё нормально…
В современной светской культуре принято говорить «извините», когда наступают на ногу или просто хотят привлечь внимание, чтобы спросить, который час. Но просить прощения у того, перед кем действительно виноват, — не принято. Истинная вина обычно прячется за громкими словами, за идеологическими штампами, за экономической выгодой или политической целесообразностью, за «все так делают», наконец…
Но христианство, призванное воплотить Царство Небесное в обыденной жизни, говорит: все мы виноваты перед всеми, с кем доводилось сталкиваться; хотя бы потому, что не смогли, да и никогда не сможем, осуществить в полной мере евангельские заповеди по отношению друг к другу. Все виноваты, но у всех есть возможность простить и получить прощение.
Каждый верующий призван поставить себя на место блудного сына, который обращается к отцу со словами: «Я согрешил против неба и пред тобою». Всякий грех, всякий промах, всякая ошибка делают человека виновным прежде всего перед Богом, и во вторую очередь — перед ближним. Потому и на просьбу о прощении отвечают: «Бог простит», — предполагая, что каждый из нас находится в одинаковом положении перед Высшим Судьёй, и мелочные обиды и недоразумения между нами сами по себе значат не так уж и много.
Наступающий пост есть время покаяния перед Богом. По-своему его могут переживать и те, кто щедро сыплет зелёные купюры в церковную кружку и не обращает внимания на людей, слезами, потом и кровью которых эти купюры оплачены. Главное — договориться с Тем, Кто наверху. Но в Евангелии мы видим другой подход: «Если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой»; так передаёт слова Христа евангелист Матфей. Почему же примирение с Богом открывается только после примирения с людьми? Не логичнее ли, наоборот, начинать с главного? Ответ содержится в Новом Завете, у апостола любви Иоанна: «Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает… Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?». Наши отношения с ближним есть самый верный показатель наших отношений с Богом и одновременно — школа этих отношений.
Митрополит Антоний Сурожский рассказывал историю об умиравшей пожилой женщине, которая пригласила его исповедать и причастить её перед смертью, и на исповеди сказала, что из всех людей в мире не готова была простить только своего зятя. Он отказался читать над ней молитву о разрешении грехов, пока она отказывала в прощении хоть одному человеку, — и тем самым добился перемены. Она позвонила зятю, помирилась с ним, позвала его к своей постели и умерла на его руках, приняв таинства с надеждой на прощение своих грехов в вечности.
«Прощайте, и прощены будете» — вот ещё замечательные слова из Евангелия; но что означает прощать? Для кого-то это просто ритуальные действия — рукопожатие, поцелуй, приветливое слово, за которыми по-прежнему скрываются обида и недоверчивость. Кто-то идёт дальше и старается не вспоминать сделанного ему зла. Иные, как, например, отец из притчи о блудном сыне, сами бегут навстречу провинившемуся и делают всё возможное, чтобы восстановить разрушенные добрые отношения. У каждого своя мера.
Не менее сложно, чем простить, — принять прощение и поверить, что всё действительно прошло. Люди могут годами приносить на исповедь одни и те же грехи, не разговаривать с теми, кто, как им кажется, по-прежнему что-то имеет против них. В несении подобного груза они находят свою сладость, которую иногда почему-то называют смирением или скромностью. «Я — негодяй»; такое признание ничем никому не поможет, если не добавить к нему: «Но я попробую стать лучше».
Слова, конечно, трудные, налагающие на меня новую ответственность, но без них прощение, которое я надеюсь получить, остаётся недействительным, потому что я его на самом деле не принимаю. Я хочу остаться таким, какой я есть.
Да, истинное прощение — ещё и попытка перемены себя. Пост, начинающийся сразу после Прощёного воскресенья, для христианина и служит способом достижения изменения. Христиане называют это покаянием и хотят вступить в него все вместе, никого не потеряв, и потому откладывают у порога поста то, что мешает их единству хотя бы в рамках отдельного прихода, круга родных и знакомых. На пути к Богу важно никого не оставить за бортом.
Покаяние начинается с возможности прощения.
Андрей ДЕСНИЦКИЙ