Православие в Стране восходящего солнца


Когда узнаёшь, среди какого народа и в каких условиях говорил о Христе святитель Николай (Касаткин) и чего достиг, то понимаешь: этот человек — воистину избранник Божьего Промысла. Потому что сумел посеять семя Православия в такой удивительно иной и преданной своим древним традициям стране, как Япония.
 
В каких условиях говорил о Христе святитель Николай (Касаткин) 
Прошло более века с момента кончины равноапостольного Николая. А православных за этот немалый срок в Японии больше не стало. Причин этому, причём крайне неожиданных и непонятных для нашего славянского менталитета, воспитанного на христианских ценностях, очень много. А религиозность японцев основана на синтоизме и буддизме.
 
По свидетельству бывшего российского консула Василия Саплина (прожил на островах 14 лет), современные приходы Японской Православной Церкви во многом состоят из православных династий. Большинство местных жителей, которые принимают крещение, — выходцы из православных семей. Это связано с традиционными устоями этого народа: если японец воспринял от кого-то что-то хорошее, он хранит это всю жизнь и старается передать своим детям. Таким образом, те, кто сейчас ходит в Церковь, — потомки тех, кого крестил ещё святитель Николай или его ученики. Вновь пришедших не так много. Если они приходят, то обычно из католичества или протестантизма.
 
Современные приходы Японской Православной Церкви
Современные приходы Японской Православной Церкви 
Православная община похожа на большую семью, новообращённого принимают тепло, как новорождённого в обычной семье. Приход живёт жизнью устоявшегося, хорошо организованного коллектива. Все свои обязанности японские православные выполняют дружно и радостно.
 
Благотворительностью Православная Церковь в Японии занимается не очень активно — она не слишком богата, в отличие от католических или протестантских приходов. Приходы существует на добровольные пожертвования, а среди православных японцев, в основном, люди среднего достатка.
 
Одной из ценных традиций Японской Православной Церкви является практика раздавать во время Литургии всем прихожанам тексты Евангелия и Апостола, чтобы легче было воспринимать Священное Писание.
 
Крестные ходы бывают только на Пасху и на престольные праздники. Чтобы на Пасху ночью звонить в колокола, священнику необходимо заранее предупредить соседей, иначе они могут выразить недовольство.
 
По словам наместника православного Свято-Никольского монастыря в Токио архимандрита Герасима (Шевцова), в 2005 году приехавшего служить в Японию, здесь имеется своего рода «мода» на христианство. Точнее, на венчание. В Японии построено большое количество католических и протестантских часовен, в которых японцам очень нравится венчаться, но, к сожалению, большинство из них дальше этого не идёт.
 
В этой стране очень распространён культ предков 
Безусловно, есть люди более глубокие, которые, начав серьёзно изучать буддийские книги, а также христианскую литературу, тянутся к Православию. Японцы — приверженцы традиционности, но любопытство — основная черта, которая подталкивает их к принятию чего-то нового. Они любознательны, и многие заходят в православные храмы.
 
Ещё один из важнейших моментов, который заставляет японца решиться на принятие Православия, — это идея связи с усопшими сродниками. В этой стране очень распространён культ предков. Например, широко празднуется буддийский праздник О-бон — День поминовения умерших. В буддизме есть и панихиды, и дни особого поминовения.
 
— Я думаю, — поделился своими наблюдениями отец Герасим, —многие японцы готовы принять христианскую проповедь потому, что учение о любви, о том, что Иисус Христос пришёл на землю, чтобы спасти нас, а также тема распятия и воскресения — близки им.
 
Миссионерское служение святителя Николая продлилось 50 лет 
Но есть вещи, которые среднестатистическому японцу трудно воспринять, в частности, понятие греха. Японское слово «цуми» означает не столько грех, сколько преступление. Им трудно понять, что все мы грешники — звучит это как «преступники». Кроме того, исторически сложившиеся стереотипы японского сознания нередко препятствуют восприятию Православия, в частности, понятие о христианском смирении не стыкуется со стремлением не потерять лицо. То есть элемент гордости присущ японской культуре. С этим связан, например, большой процент самоубийств в современной Японии. Японец привык считать, что лучший выход из неловкого положения — это смерть. Японскую культуру принято считать «культурой стыда», но с православной точки зрения это ложный стыд, замешанный на гордыне и отчаянии. И изменить это непросто.
 
У католиков и протестантов, число которых в Японии достигает нескольких сотен тысяч, представителей духовенства значительно больше, есть свои университеты. Католичество проникло в Японию ещё в XVI веке — его принес Франциск Ксавье. Католичество имело огромный успех. По разным данным, во время гонений на христианство при Иэясу Токугаве, который правил в XVI — начале XVII века, погибло до миллиона японских христиан. Потом, в период Эдо (1600-1868 годы), христианская проповедь была запрещена. В это время количество христиан резко сократилось. Но тайные католические общины всё равно оставались. В эпоху Мэйдзи (1868-1912 годы) Япония была вновь открыта, католики вышли из подполья, прибыли новые миссионеры и стали проводить активную деятельность. В дневниках святителя Николая можно прочитать, что количество католических и протестантских миссионеров было совершенно несоизмеримо с числом православных. Он, по сути, был один.
 
Православные японцы в начале 20 века 
Сейчас в Японии отношение властей к Православной Церкви, в целом, благожелательное, но, скорее, равнодушное. Общее количество христиан всех конфессий составляет около одного процента населения страны. А вот сект в Японии — несколько тысяч.
 
XX век был очень сложным для Японской Православной Церкви, она пережила революцию, страшное землетрясение 1923 года, когда был полностью разрушен Воскресенский собор в Токио, войну. Перед войной, как известно, в стране происходили гонения не только на христиан, но и на традиционный для Японии буддизм. Несмотря на всё это, Японская Церковь всё-таки сохранилась, и дело святителя Николая продолжает жить.
 
К слову
 
Святитель Николай ЯпонскийИеромонах Николай (Касаткин) прибыл в Японию в возрасте 25 лет, в то время (1861 г.) проповедь христианства каралась смертной казнью, а к христианам относились как к секте, членов которой считали настоящими преступниками. Миссионерское служение святителя Николая продлилось 50 лет — до 1912 года. И подытожить его можно так:
 
— святитель перевёл на японский язык Новый Завет и многие богослужебные книги;
 
— православие приняли более 33000 местных жителей;
 
— построен Кафедральный собор в Токио, в целом по Японии создано более 250 приходов, в которых служили 1 архиепископ, 1 епископ, 35 священников, 6 диаконов, 14 учителей пения, 116 проповедников-катехизаторов;
 
— ежегодно созывался Поместный Собор Японской Церкви;
 
— при Миссии действовала семинария, два женских училища в Токио и Киото, общество переводчиков и два издательства.
 
Сегодня Японская Автономная Православная Церковь состоит из трёх епархий — Токийской, Сендайской и Киотоской. В 2017 году действовали 65 общин, в которых служили 2 архиерея и почти 30 священников. Предстоятель Церкви — митрополит Токийский и всей Японии Даниил (Нуширо Икио).
 
В Японии почти 10000 постоянных прихожан, хотя крещёных православных больше. В Японской Церкви принято так: если верующий регулярно ходит в храм и делает пожертвования, только тогда его имя вносится в списки постоянных прихожан. А японцев, называющих себя православными, примерно 36000. И это всеголишь 0,03% (!) от общей численности коренных жителей Японских островов.
 

Подготовила Елена БУКША
16.02.2019




к содержанию ↑
Рассказать друзьям:

Друзья!



Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект.
Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога,  может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами.


Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея.

 
 
 

На первой полосе:

Лаконично о главном

Православный календарь:

Галерея альбомов: