14 марта — память преподобномученицы Евдокии
Древний город Илиополь прославили христианские святые первых веков христианства — преподобномученица Евдокия, великомученица Варвара, мученик Геласий, священномученик диакон Кирилл Илиопольский. И первой в этом ряду угодников Божиих стоит святая Евдокия.
Великомученица Варвара - Мученик Геласий
На современных картах мы не найдём город Илиополь. Даже поиск в интернете не сразу покажет, что искомый объект не что иное как древний город Баальбек, известный своими мегалитическими сооружениями (из огромных каменных глыб). В Библии несколько раз упоминается город Илиополь (Быт. 41:45, 41:50, 46:20). Но это город в Нижнем Египте, по-египетски — Он, по-гречески — Гелиополь (Илиополь — в Синодальном переводе), по-еврейски — Бефсамис (Иер. 43:13). Гелиополь-Илиополь-Баальбек, где подвизалась святая Евдокия, — город в Финикии (в современном Ливане). Был известен как один из центров поклонения языческим богам, в частности, Ваалу (отсюда и название Ваалбек или Баальбек).
По происхождению Евдокия была самарянкой. Самаряне, в отличие от иудеев, не знали истинного Бога, но всё же их нельзя назвать отъявленными язычниками. Евангелие от Иоанна (гл. 4) показывает нам, что, по крайней мере, некоторые из них тоже жили в ожидании прихода Мессии. Но Христос далеко не сразу стал путеводной звездой для юной самарянки, которой Господь даровал необыкновенную красоту. К сожалению, как и в случае Марии Египетской, языческое воспитание и окружение толкнули её на превратный путь, и она долго вела жизнь греховную, хотя и безбедную.
Неправедно нажитое состояние грело душу грешницы и даже иногда позволяло оказывать милость беднякам и нищим. Однако Всеведущий Господь в нужное время послал вестника, который призвал её на путь спасения.
Однажды в полночный час уставшую блудницу разбудили звуки молебного пения — некто молился и читал Священное Писание — на другой половине дома, там, где жил христианин. Евдокия услышала и о вечном блаженстве, которое Господь уготовал праведникам, и о возмездии, что ожидает грешников после Страшного суда. Сердце женщины исполнилось благодати, и утром она поспешила увидеть человека, чьи молитвы она слышала ночью. Гостем её соседа оказался инок Герман, что возвращался из паломничества по святым местам. После долгого разговора Евдокия по совету старца затворилась в своём доме и на несколько дней предалась посту и молитве.
Затем последовало оглашение, и епископ Илиопольский Феодот крестил рабу Божию Евдокию. Вскоре она, как и Мария Египетская, удалилась в пустынную местность, в одну из женских общин, в которой проживало несколько десятков христианок, чтобы понести бремя покаяния, предварительно раздав всё своё немалое богатство Церкви и нищим. Спустя некоторое время Господь даровал прощение раскаявшейся грешнице, поставил её во главе общины и наделил благодатными духовными дарами, среди которых главной оказалась способность по воле Божией в особых случаях воскрешать умерших.
Христос и самарянка
Этот дар не однажды проявлялся в дальнейшей жизни святой Евдокии, само имя которой в переводе с греческого означает «благоволение». Священное Предание Церкви повествует, по крайней мере, о пяти случаях воскрешения по молитвам святой.
Первым был один из бывших поклонников Евдокии, некий Филострат, попробовавший вернуть святую к её прежнему ремеслу и обманом проникнувший в женскую обитель. За это он поплатился жизнью. Но после искренней молитвы святой Евдокии, совершённой по велению Господа, искуситель воскрес и, раскаявшись в своих скверных намерениях, восславил истинного Бога.
Впоследствии по молитвам преподобномученицы восстали из мёртвых её гонители: сын Илиопольского правителя Аврелиана, ставший позднее диаконом, а со временем и епископом; следующий наместник Илиополя язычник Диоген и его слуги, преследовавшие христиан. Кроме того, святая Евдокия умолила Господа воскресить скоропостижно скончавшуюся супругу комита (должностное лицо в Риме и Византии — ред.) Диодора Фирмину и некоего отрока, умершего от укуса ядовитой змеи. Все возвращённые по молитвам святой к земной жизни и свидетели этих чудес, приняв крещение, стали последователями Христа и в дальнейшем свидетельствовали о величии Господа, сотворившего такие дивные дела.
И всё же преподобной Евдокии было суждено принять смерть от руки правителя Илиополя. После Диогена им стал Викентий, жестокий гонитель христиан. 14 марта (около 160–170 гг.) святая преподобномученица была предана казни через усечение главы.
О почитании святой
По мнению болландистов (членов католической конгрегации учёных-иезуитов, занимающейся собиранием и изданием житий святых), житие святой Евдокии является легендарным как из-за обилия чудес, так и ряда анахронизмов (в житиях неоднократно упоминается женский монастырь, в котором подвизалась святая, хотя во II веке монастырей в привычном для нас смысле этого слова ещё не было, а епископская кафедра в Илиополе была учреждена лишь во время правления императора Константина Великого — в IV веке). Также существуют предположения, что в житии преподобномученицы смешаны истории Евдокии Илиопольской и Евдокии Персидской, жившей в IV веке.
Впрочем, другие исследователи, например, архиепископ Сергий (Спасский) (1830–1904), известный русский агиолог (агиология — наука, исследующая богословские и историко-церковные аспекты святости, — ред.), полагает, что в жизнеописаниях святой речь идёт не о монастырях в современном их понимании, а о неких сообществах мужчин или женщин, посвятивших свою жизнь служению Богу. А епископская кафедра Илиополя могла существовать с апостольских времён и быть уничтоженной в ходе гонений на христиан. Император Константин, скорее всего, лишь восстановил её.
Тем не менее, широчайшая известность имени святой Евдокии в прошлые века и её многочисленные иконы свидетельствуют о глубоком почитании этой угодницы Божией в православном мире. Нам, православным христианам XX-XXI веков, возможно, трудно поверить в такое количество чудес, сопровождавших святую Евдокию в её земном служении. Впрочем, это касается и других святых первых веков христианства. Однако здесь уместно вспомнить слова Спасителя: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк. 16: 17-18).
На Руси почитание святой Евдокии было связано ещё и с тем, что со дня празднования её памяти — 1 марта по старому стилю — начинался новый календарный год (так было до 1492 года или (по другому летоисчислению) 7000-го со дня Сотворения мира, когда новолетие стали отмечать 1 сентября).
География икон и фресок, написанных в честь святой, охватывает практически весь православный мир, от иконописной годовой минеи Синайского монастыря (XI–XII вв.) до миниатюры минология из Патриаршей библиотеки в Иерусалиме (XII в.). Есть её изображения в минологии церкви Успения Богородицы македонского монастыря Трескавец (между 1334 и 1343 годами) и в храме Успения Богородицы монастыря Грачаница в Косово (около 1320 года).
Павел АНТОНОВ, г. Минск
14.03.2020