Последний день Масленицы. В городах и весях завершаются масленичные гуляния, под песни ряженых и дудки скоморохов смельчаки пытаются залезть по шесту за призом. Люди, прежде никогда не видевшие друг друга, говорят: «Простите меня, прошу вас»; им отвечают: «Бог вас простит, и меня простите тоже». Прощёное воскресение — хороший повод разобраться в себе, забыть обиды, наладить дружеские и родственные отношения. Но достаточно ли просто встретить человека и сказать ему слово «прости»? Как приблизиться к тому прощению, которое мы ожидаем от Господа? Кто назвал воскресенье «прощёным днём» и когда? Об этом мы беседуем с клириком храма великомученика Пантелеимона города Пушкино Московской епархии иереем Вячеславом Зуевым.
— Прощёное воскресение имеет довольно длинную и трагическую историю. Устав Русской Православной Церкви, который был принят монахами, ведущими аскетический образ жизни, достаточно суровый. Именно они установили традицию до Пасхи в пост уходить из монастырей в пустыню. Сами понимаете, что такой поход не был безопасным, и не все могли из него вернуться в обитель, вновь встретиться. Для некоторых иноков более чем сорокадневное путешествие по пустыне оканчивалось смертью. Одни погибали в лапах хищников, другие — от кочевых племён; или попадали к ним в плен. Именно поэтому монахи просили друг у друга прощения и, кстати говоря, пели тропарь Пасхи.
К сожалению, не всякому современному человеку понятно, что даёт ему прощение, особенно в этот день, зачем оно ему. Следует уяснить: под такими хищниками и пленами скрываются наши греховные страсти, и когда мы просим прощения, то как бы уходим в духовное путешествие на период Великого поста. Это довольно серьёзное испытание духовного уровня, и именно потому мы просим друг у друга прощения, чтобы встретить Христово Воскресение с неповреждённым духом, а то и более возросшим.
— Но, отец Вячеслав, ведь, бывает, кажется, простил своего обидчика, но стоит его увидеть, и сердце начинает больно жечь, вспоминаются неприятные моменты… Есть ли «рецепт» от обид?
— Все наши беды происходят от незнания Священного Писания. А Господь говорил: «Молитесь за обижающих вас». Если у человека есть обида, и он молится за обидчика, желает ему здравия, спасения души, то довольно скоро неприятное чувство проходит. Потому всем рекомендую такой способ преодоления розни.
— Батюшка, действительно ли люди, которые часто причащаются, обычно и не ссорятся?
— Как правило, да, ведь прощение невозможно без покаяния. А собственное исправление должно начинаться с осознания своей осквернённости, греховности и доброго взгляда на других людей, доброго отношения к ним. Однако и тут бывают исключения. Все мы, люди, немощные, искорёженные грехом, земной путь каждого в сплошных ухабах. Но если хотя бы немножко заглянуть в глубину, а она огромна, как всякое духовное явление, то увидим очевидное —
мы нуждаемся в прощении, а значит, должны научиться прощать. И мера нашего отношения к другим может оказаться мерой того, как Господь отнесётся к нам. Раз мы не простили обидчика, то и Бог не простит нас. Христос ставит знак равенства между Собою и любым другим человеком. Он говорит: «Так как вы не сделали это одному из сих меньших, то не сделали Мне». Вот в чём заключается универсальность христианства: служа любому человеку, мы служим Самому Христу. Ибо каждый человек — достоверная икона Бога, Который создал человека по образу и подобию Своему.
— Отец Вячеслав, объясните, почему Великий пост предваряется прощёным воскресением?
— По правде говоря, я не представляю, как непрощённому грешнику начинать пост. К Воскресению Христа надо духовно подготовиться, очиститься. Пост имеет в своём арсенале и более глубокие средства, чем просто очищение. Прежде всего, это духовное преображение человека. Неупотребление пищи — не главный, как думается многим, а лишь один их аспектов Великого поста. Увы, большинство людей сегодня, играя в конце Сырной недели в прошение прощений, не чувствуют в душе потребности переходить к решению духовных задач Великого поста. Хотя учители Церкви учат нас, что прощёное воскресение — не просто традиция древнего египетского монастыря. Всё гораздо глубже. Неделями подготовки Церковь проявляет к нам любовь и призывает к любви, которая, испепеляя все обиды, преображает человека, делает его счастливым и радостным. А какое красивое богослужение в этот день! Было бы замечательно потратить прихожанам это дивное время не на доедание непостных продуктов, а на посещение храма, вечерни с чином прощения.
— Батюшка, неужели, чтобы попросить прощения у того, с кем вышла размолвка, нужен особый день в календаре?
— Скорее всего (это моё мнение), узаконенность такого конкретного дня с возложенной на него задачей помогает человеку собраться с силами и выполнить то, что необходимо. Когда я беседую о прощёном воскресении с прихожанами или людьми, впервые переступившими порог Божиего дома, всегда вспоминаю слова архимандрита Иоанна (Крестьянкина): «Нужно и простить тех, кто нас обидел, и испросить себе прощение у тех
, кого мы вольно или невольно обидели. Иначе напрасны будут все наши труды в предстоящем посту. Не примет Господь наших многочисленных земных поклонов, если в сердце нашем будут продолжать жить обиды на брата, зло и недоброжелательность к ближним». В этом и смысл прощёного дня —
примириться и пребывать в мире Божием, к которому человек призван.
Беседовала Татьяна СОКОЛОВИЧ
Рассказать друзьям:
Друзья!
Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект. Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога, может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами.
Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея.