— Отец Марк, для начала давайте познакомимся. Расскажите о себе.
— Я родился в Канаде, в Онтарио. Вырос на ферме в деревне. Мои родители из Нидерландов. Они ещё в детстве переехали в США.
Я посещал Протестантскую Церковь Нидерландов. В университете постигал историю Византии. Именно там познакомился с Православной Церковью. Мой преподаватель предложил начать изучение Православия, и меня ещё больше заинтересовала эта тема. Прочитал книгу Ярослава Пеликана «Оправдание традиции». Она изменила моё восприятие того, как мы понимаем Священное Писание, интерпретируем его.
Однажды, посетив храм Украинской Православной Церкви в Канаде, я почувствовал некую сильную духовную связь с Православием и уже вознамерился поменять религию, но жена ещё не была готова к этому. Прошло семь лет, прежде чем она пришла к Православию.
В тот период я ходил в болгарский храм святого Иоанна Рыльского, находящегося в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей, где в дальнейшем крестился и служил в качестве чтеца, иподиакона, потом — диакона. До сих пор остаюсь в хороших отношениях с прихожанами.
В связи с тем, что Болгарская Церковь хотела перейти на новый календарь, я попросил благословения остаться в лоне Русской Зарубежной Церкви и одно время служил в Американской Церкви (
Православная Церковь в Америке. — Д.А.).
— Как Вас рукополагали?
— Это было в 2009 году, в день Святителя Николая, в Свято-Никольском соборе РПЦЗ Монреаля. Рукополагал архиепископ Монреальский и Канадский Гавриил. Пять лет служил диаконом в Американской Церкви — меня как бы «одолжили» у Зарубежной Церкви. 12 февраля 2016 года, на праздник трёх святителей, был рукоположен в иереи. Теперь служу вторым священником в Покровском храме города Гамильтона в Онтарио, недалеко от Торонто, где настоятелем отец Пётр Шашков.
— Так вы «молодой» священник, двухлетний…
— Да, пожилой человек, но молодой священник. Мой сын Георгий заканчивает Свято-Троицкую семинарию в Джорданвилле. Там же находится мой духовный отец. Восемь раз в году туда езжу.
— У вас один сын в семье?
— Нет, два сына и две дочки. Старшая окончила театральный факультет. Вторая дочь работает в городе, занимается животными — причёсками и прочим. А младшему, приёмному, сыну четырнадцать лет. Он обучается дома, родом из Гаити.
— Священники в Канаде работают и только по выходным служат?
— Да, большинство. В крупных храмах не работают, а в небольших все должны дополнительно трудиться. Моя мирская деятельность связана с программированием.
— Какая самая большая духовная проблема православных людей, живущих в Канаде?
— Наверное, одна проблема во все века и у всех народов — борьба за спасение. В Канаде, как и в других странах, есть то, что отвлекает человека от спасения: мирские хлопоты, работа, когда сорняки подавляют духовную жизнь. У эмигрантов больше опыта, чем у коренных канадцев. Но эмигрантам, конечно, очень тяжело в первые годы: они пытаются стать на ноги и потому больше работают. Это отвлекает их от духовного развития.
С другой стороны, местные жители, пришедшие в Православие, имеют свой, так сказать, «багаж», с которым тоже должны бороться. Но я вижу большую перспективу в росте Православия. В США много новых миссий, приходов появляется. За пятнадцать лет столько храмов построено! Динамика хорошая. Я надеюсь, что она распространится на всю Америку.
— В жизни часто бывает, что человек приходит в храм, участвует в таинствах, причащается, а потом вера ослабевает — и он уходит. Как сделать, чтобы человек пришёл в храм и остался?
— Приведу пример из Ветхого Завета. Наша жизнь подобна истории иудеев, томившихся в плену у египтян. Когда они чудесным образом прошли через Красное море — это было их крещение. Возрадовавшись, они ощутили духовный подъём. Но не знали, что впереди их ждёт пустыня. Путешествие по пустыне можно сравнить с богооставленностью. Но Бог всегда был с ними и помогал им, давал всё насущное для жизни. Переход Иордана стал для иудеев как бы вторым крещением, то есть уже смертью.
После крещения человек чувствует особую благодать, особенную приближённость к Богу. Но потом Господь попускает в жизни период некой богооставленности. Однако человек должен помнить: Бог никогда его не оставляет, — это просто момент для работы над собой, духовного развития и укрепления духовных сил; подобие пустыни, через которую человеку надо пройти, дабы в конечном счёте приблизиться к Богу.
Потому мы должны укреплять друг друга: не хочется молиться — подталкивать к молитве, нет желания идти в храм — помогать идти туда. Нужно стать опорой один другому в эти моменты искушения. Тяжёлый путь! В Канаде из пяти человек, принявших Православие, только один, может, остаётся на правильном пути веры и не покидает Церковь.
— Но ведь этот период может длиться годами. Человек ушёл, и есть ли гарантия, что вернётся?
— Бог даёт нам столько, сколько мы в состоянии вынести. Даже святые отцы, уходившие в пустыню и молившиеся по сорок лет, иногда не чувствовали ожидаемой благодати. Но они не сдавались, продолжали пребывать с Богом, молиться, не замечая происходящего вокруг.
— Какой совет вы можете дать людям, которые колеблются: хотят пойти в храм, и в то же время не против поспать в воскресный день?
— Я рад быть священником, ибо иначе превратился бы в одного из тех, кто ленится на диване. Потому желаю людям, которые могут стать священниками или духовно служить Церкви, сделать это. Возьмём, к примеру, тренажёрный зал. Человек должен заставлять себя идти туда и постоянно повышать нагрузку, вырабатывать определённую привычку. Так же и с храмом, но, конечно, в духовном смысле. Особенно важно поддержать детей в храме: дать им потом некое утешение — сводить за мороженым или в кафе. Тогда и Литургия для них станет торжеством, а не суровой обязанностью, истинной дорогой их церковного и духовного развития.
Беседовал Димитрий АРТЮХ
02.03.2018
Рассказать друзьям:
Друзья!
Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект. Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога, может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами.
Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея.