Радоваться жизни, не забывая, что впереди…


Славянская Масленица с её обильным, сытным угощением и безудержными забавами, играми да развлечениями. Шумные, яркие, самые фееричные и роскошные праздники на планете — карнавалы Европы и Нового Света. Чем они похожи и чем отличаются? Самое главное, что их объединяет, — все они проходят в разных странах мира накануне Великого поста. Они его предваряют и обозначают его начало.
 
Славянская Масленица с её обильным, сытным угощением
 
Можно встретить противоречивые мнения и сведения (правда, трудно доказуемые за давностью лет) о предыстории возникновения этих всенародных увеселений, о том, что всё началось ещё во времена язычества и из-за него. Однако и карнавалы, и Масленица имеют грандиозную популярность до сих пор, и не доказывает ли это, что в сознании современных людей сохранилось многое от наших предков, ещё не знавших христианства?
 
Какое же отношение имеют карнавальные и масленичные гулянья к христианству? Участвовать ли в них, позволять ли себе погрузиться в их веселье или нет, если серьёзно относишься к Великому посту и в итоге хочешь по-настоящему Пасхе порадоваться? Что это — пережитки язычества или уже часть христианской, церковной традиции?
 
На масленичных гуляньях бывать, думаю, всем доводилось, и блины печь, и наедаться ими до отвала — тоже. И сразу хочется задать вопрос православным: у кого-нибудь румяный, круглый блинчик ассоциируется с образом солнца и с желанием совершить перед ним некий акт поклонения? Не думаю. Ни одного такого «идолопоклонника» встречать не доводилось. Поесть вкусно перед постом — да! Это нормальное человеческое желание не чуждо и христианам. Хотя наесться впрок нереально, как ни старайся! Но, по всей видимости (что подтверждают многие исследователи), желание это — одна из причин популярности и живучести традиций Масленицы и карнавала.
 
Радоваться жизни, не забывая, что впереди… 
Но если с Масленицей жители Беларуси хорошо знакомы, то с карнавалами — не особо. Потому будем пользоваться найденной в разных источниках, проанализированной и наиболее содержательной информацией, чтобы узнать подробности и детали проведения время перед постом на Западе. Хороший повод для трезвого взгляда на то, что со стороны выглядит столь притягательно, загадочно сверкает и завораживает.
 
Карнавалы начинаются в разные сроки, но заканчиваются перед «Пепельной» средой, с которой у католиков начинается Великий пост. Бытует несколько версий происхождения названия «карнавал»; это сочетание слов «carne» (мясо) и «vale» (прощание) или «levare» (удалять). Получается что-то вроде — «прощание с мясом». Выходит, в отличие от Православия, где мясо перестают употреблять перед Масленицей (в «мясопустное» воскресенье), в западном мире мясо во время карнавала едят — и ещё как!
 
Самые популярные и пышные карнавалы проходят в Венеции и Бразилии. А вообще, в преддверии весны пьянящий и ликующий карнавал охватывает всю Италию (особенно Рим), Францию, Швейцарию, Австрию, Германию, Канары и Испанию, а также некоторые страны Южной Америки. Именно преддверие весны, радость по поводу завершения холодной (а может, и голодной), унылой зимы, — одна из важнейших причин возникновения ещё в языческие времена народных празднеств в период весеннего равноденствия, когда солнце, наконец, поворачивает к лету, и впереди — тепло, обилие плодов земных, расцвет природы.
 
Карнавалы и Масленица сопровождаются массовыми народными гуляньями, играми, театрализованными представлениями. Но самая отличительная часть любого карнавала — шествие по главным улицам города. Его основной мотив — изобилие. Оно может быть выражено в изобилии цветов, плодов и кушаний, которыми угощают всех желающих.
 
Самые популярные и пышные карнавалы проходят в Венеции и Бразилии
Празднование карнавала, да и Масленицы тоже, — ещё и выражение потребности избавиться от негативных эмоций, которые накопились за зиму. И потому на этих празднествах царят безудержные веселье, смех и юмор. Однако карнавальный юмор не так прост и однозначен, как может показаться на первый взгляд. Его природа и содержание затрагивают основы общественного устройства и глубины человеческой психологии. Это не преувеличение! Карнавальный смех всенароден, потому что смеются все и у всех на виду. Во-вторых, он направлен на всё и всех (в том числе и на самих участников карнавала), мир видится в своей весёлой относительности. В-третьих, этот смех жизнеутверждающий, ликующий и одновременно насмешливый, высмеивающий… В карнавальном веселье есть и негативная сторона, наиболее ярко проявлявшаяся в городах средневековой Европы. Тогда одной из характерных особенностей карнавала была профанация традиционно высоких понятий, ведь отменялись запреты на слова, которые публично употреблять не принято, — отсюда карнавальные кощунства, непристойности и даже вульгарные пародии на священные тексты.
 
Пародии на общественные, религиозные и прочие устои жизни способствовала и традиция надевать маски и костюмы, под которыми можно было спрятать и лицо, и общественное положение. На карнавале все становились равными. Если на официальных праздниках Средневековья подчёркнуто демонстрировалось, кто знатен и богат, а кто плебей или ремесленник, то карнавал демонстрировал временное упразднение существующего строя, временную отмену привилегий, норм и запретов. Человек надёжно скрывал свои лицо и одежду под карнавальным костюмом и мог ощутить себя просто человеком — без имени, без звания, без положения в обществе. Наступало утопическое царство свободы, равенства и изобилия. Игра становилась самой жизнью.
 
Карнавал всегда обладал особой привлекательностью 
И не удивительно, что карнавал, благодаря своим маскам, всегда обладал особой привлекательностью. Строго говоря, общество постоянно навязывает людям маски — не скрывающие лицо, а не дающие быть самим собой. Маски же из папье-маше предоставляют массу возможностей — положительных (о чём сказано выше) и неприглядных. Каких? Описано немало случаев, как во время маскарада, переодевшись врачом, монахом, надев женское платье, шутники позволяли себе самые смелые, а то и откровенно блудные выходки, оставаясь при этом неузнанными. Ряженые использовали маски, как нейтральные по содержанию, так и бывшие символами религиозных представлений, суеверий (в виде нечистой силы, ведьм, животных). Подобная языческая и откровенно демоническая атрибутика встречается и на современных карнавалах. Так, православный священник, служивший в течение нескольких лет в Рио-де-Жанейро, пишет, что там в некоторых карнавальных костюмах можно легко узнать элементы макумбической атрибутики (макумба — языческая африканская религия, где практикуются «общение» с духами и жертвоприношения). Ведь в Бразилии можно свободно приобрести вещи, необходимые для совершения обрядов этой религии.
 
В наше время маски и костюмы, скорее всего, вряд ли предоставляют возможности, подобные прежним векам, и на первом плане сейчас — зрелищность как часть шоу-бизнеса, а также эстетическая красота происходящего. В том же Рио-де-Жанейро главное событие карнавала — парад 12-ти школ самбы. Его участники в фантастически роскошных костюмах устраивают столь эффектное танцевальное шоу, что посмотреть на него съезжаются туристы со всего мира. В блеске и шуме этого шоу вряд ли кто-то уже помнит о приближающемся посте, о грядущей Пасхе и о весне, — это ведь южное полушарие, где поры года не совпадают с нашими.
 
Карнавалы и Масленица сопровождаются массовыми народными гуляньями 
Интересные детали: история Рио-де-Жанейро началась именно с карнавала, и в Европе карнавал, даже Венецианский, никогда не был таким масштабным событием, каким он стал в Новом Свете. Возможно, это случилось потому, что своим первооткрывателям Бразилия, с её диковинными флорой и фауной, показалась земным раем. И как выразился один остроумный автор, изумлённые колонисты, начав праздновать своё открытие, не смогли остановиться до сих пор. Только теперь самый яркий, феерический праздник на планете связан с началом Великого поста. Но, увы, праздник этот приносит не только радость, но из-за льющегося рекой алкоголя и употребления наркотиков порождает преступления, воровство, насилие…
 
Карнавал в ещё одной латиноамериканской стране, Аргентине, отличается особой языческой откровенностью. В жёсткий культурный шок приводят фото участниц уличного шествия с их практически неприкрытой наготой, обрамлённой, правда, роскошными перьями и сверкающими стразами.
 
И представьте себе, этот маскарад непрерывно продолжается весь Великий пост, и даже после него, — приблизительно два месяца! До полного «праздничного» изнеможения местных жителей и гостей. Для сравнения: наша славянская Масленица длится неделю, самый известный в Европе Венецианский карнавал — 10 дней, бразильский — 5 дней, и самый короткий в Норвегии — 3 дня.
 
Конечно, смысловое наполнение и карнавала, и Масленицы в наше время отличается от того, каким оно было в прежние века. Сместились акценты, изменились поводы и сроки. Иным стал образ жизни горожан, где нет больше деления на сословия… Да и Церковь в различные исторические периоды по-разному относилась к этим любимым народом праздникам — то более жёстко, категорично, то терпимее и снисходительнее. Но она всегда стремилась сдержать христиан, наблюдая, как обжорство, пьянство и вседозволенность этих весенних празднеств раскрепощает человеческие страсти, низменные стремления плоти и даёт массу поводов для искушения совершить вместе со всеми, в единой человеческой массе то, на что в другое время человек, может быть, и не решится.
 
Смысловое наполнение и карнавала и Масленицы в наше время отличается 
Так, папа Бенедикт XIV в 1748 г. в дни карнавала официально ввёл практику 40-часовых молений. Цель — отвлечь верующих от вредных в нравственном и духовном отношении развлечений и хоть как-то загладить грехи, совершаемые в это время. В наши дни, в 2000 г., в Бразилии одновременно со светским прошёл первый, так называемый католический, карнавал. Традиционный маскарад прославился в мире разгулом страстей, и Католическая Церковь стала в это же время проводить масштабные религиозные мероприятия, в том числе служить мессу на стадионе «Маракана» (в Рио-де-Жанейро).
 
Возвращаясь же к нашей славянской Масленице, подчеркну: нет церковного праздника с таким названием, а есть Седмица сырная. Вполне естественно ликовать и веселиться по поводу того, что, наконец-то, грядёт весна, и скоро погреемся на солнышке! Но во время масленичной недели верующим предлагается не праздновать конец зимы, не вдоволь наесться блинами, маслом и сыром перед постом. Церковь предлагает нам нечто большее — в преддверии духовной весны, Пасхи, найти возможность примириться с теми, с кем мы были в ссоре, обиде, лишний раз навестить родственников, друзей и согреть их своим вниманием, показать, что ценим душевную и кровную связь с ними. И как логично, красиво и значимо, что по церковному календарю Масленица завершается Прощёным воскресеньем!
 
Вот чего точно не нужно делать, так это грешить 
Масленица или карнавал. Совсем не грех христианам в это время есть блины, играть, танцевать и веселиться, даже смотреть, как сжигают чучело зимы; нынче это не более чем этнографическое или коммерческое шоу, устроенное атеистами, верящими в астрономию, а не солнцепоклонниками. И как хорошо подытожил в своей статье доктор богословия иеромонах Иоанн (Курмояров): «Вот чего точно не нужно делать, так это грешить: упиваться, объедаться и участвовать в откровенных языческих действах. Да и участие в других масленичных забавах не стоит наполнять языческим смыслом. Лучше поблагодарить Господа за то, что мы живём мирно, что сыты и одеты, за то, что можем радоваться жизни, не забывая о том, что впереди Великий пост и Пасха Христова!»
 
Елена НАСЛЕДЫШЕВА
12.02.2018
 



к содержанию ↑
Рассказать друзьям:

Друзья!



Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект.
Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога,  может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами.


Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея.

 
 
 

На первой полосе:

Лаконично о главном

Православный календарь:

Галерея альбомов: