Читайте в № 6 журнала «Врата Небесные» отрывки из записей святителя Димитрия Ростовского, святителя Феофана Затворника, игумена Никона (Воробьёва), схиархимандрита Гавриила, протоиерея Димитрия Смирнова, священника Виктора Иванова, Николая Пестова; притчи; духовную поэзию, а также статьи, заметки и рассказы:
Ниспровергатели вечных истин
Дорофей Вятич анализирует пороки человечества. Мятётся дух всякого человека и отчаянно ищет утешения; и где найти его, как не в Боге? «Сегодня одни заняты поисками Ноева ковчега (даже, якобы, «узрели» его на склоне Арарата), другие увлекают куда-то «цивилизацию», иные молятся и грешат, молятся и грешат… «Цивилизация» достигла уже таких «высот», что дышать нечем, воду пить страшно, уединиться для отдохновения или молитвы негде…»
Маркуша-«чудотворец»
Свой очередной рассказ
Елена Кучеренко начинает интригующе: «У меня есть друг. Скажу больше — брат во Христе. Зовут его — Марк. Он же — вор-рецидивист по кличке Филолог. Он же — Маркуша-«чудотворец». И он же — алкоголик «в завязке». Живёт Марк в маленьком восточно-украинском городке, куда я часто езжу в гости к своей свекрови…»
Забытая «Вышибалочка»
Во что играют на улице нынешние дети? А ни во что! И хорошо, если рядом окажется взрослый, который, как
Лариса Калюжная, захочет вспомнить и показать им игры своего детства: «Игра, о которой я расспросила её участников, оказалась без особых правил, просто все бегали друг за другом, кто кого “застрелит”. “А какие игры вы ещё знаете?” — спрашиваю у собравшихся вокруг меня новоиспечённых “бандитов”. В ответ — молчание, пожимание плечами. “В «Штандер» умеете?”»
Если бы не Ангел Хранитель…
Вы верите в существование Ангела Хранителя? Если нет, то прочтите три необыкновенные истории, записанные
Марией Сараджишвили, и в вашей жизни, может быть, станет немного больше радости о Боге и чуда.
Чудны дела Твои!
Рассказы
Раисы Серебряковой о скорой Божией помощи тем, кто её просит.
«Небольшая пробка» — история про водителей. У всех у них проблемы в дороге случаются. Только одни на Бога надеются, а другие… «“А ты, поп, Бога своего позови, пусть поможет” — “Обязательно”. Мы с батюшкой синхронно перекрестились, он подобрал рясу и спокойно, чётко произнося каждое слово, сказал: “Мы сейчас, как ты выразился “поп с дамочкой”, заправимся, разъедемся по своим делам, и всё у нас будет хорошо. А ты, чадушко великовозрастное, как в детстве, поскачешь домой на палочке верхом: цок-цок, цок-цок, цок-цок”.
Место действия
«Помолитесь тут» — в больнице, где, по словам автора, «место встреч и откровений, не хуже, чем купе вагона в поезде дальнего следования».
Император-победитель
В материале
Юрия Алексеевича любопытные биографические данные и размышления о судьбе великого русского императора: «Эпоха Александра I считается золотым веком России. А самого царя при жизни называли «благословенным». Именно он победил Наполеона — врага человеческого и освободил от его власти не только Российскую империю, но и всю Европу. Он возвратил престолы свергнутым королям, раздал благодетельные конституции, распространившиеся на все земли, подвластные его скипетру. Но почему с годами Александр I всё чаще говорил об оставлении престола? Неужели его волновало что-то большее, чем политика? И откуда взялся старец Феодор Кузьмич?»
Рождение философии у древа искушения
В своём богословском исследовании на тему грехопадения человека
архимандрит Рафаил (Карелин) постепенно подводит читателя к выводу: «В библейском повествовании об искушении праотцев мы имеем заключённую, как в генетическом коде, историю главных мировоззренческих систем, которыми человек пытался и пытается заполнить в своей душе бездонную пустоту — потерю Бога».
«Благословите, батюшка…»
Будучи людьми благочестивыми, наши предки знали — без Божиего благословения любое дело обречено на провал. Поэтому даже простое житейское занятие начинали после молитвы и с благословения священника. Чего не скажешь о современных христианах, которые (пусть и по уважительным причинам) чаще всего не понимают ни значения, ни смысла этих действий. Клирик храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
протоиерей Александр Пронин в беседе с журналистом
Татьяной Соколович поясняет, что на самом деле означает благословение и в чём его сила.
Облекая в слова невыразимое и непостижимое…
Своё краткое эссе
Елена Наследышева начинает со сравнения: «День Святого Духа всегда в понедельник и проходит как-то тихо, буднично, почти незаметно после солнечно-ликующей, звеняще-зелёной службы на Троицу, с её особыми коленопреклонёнными молитвами и большим стечением прихожан». Цитируя слова современных и древних богословов, священников, поэтов, автор пытается размышлять о тайне Духа Святого: «Как трудно уразуметь и облечь в слова всё, что связано с Ним, когда сам ты — тленная материя, пусть и с искрой духа, но плоть и кровь с земными страстями. В общем, грешный человече!»
Отеческие заветы
Проповедь
святителя Алексия, Митрополита Московского, память которого празднуется 2 июня, полна любви и тревоги за душу каждого, без исключения, христианина: «Я должен, дети мои, приняв от Бога талант, не скрывать его в земле, а раздать вам, добрым торжникам. Творите же куплю духовную с прибылью, чтобы и я, с великим апостолом Павлом, дерзнул сказать в день судный о вас: вы — похвала моя, вы и радость, вы и венец мой пред Богом!»
Зелёная пуговица
Священник Димитрий Шишкин описывает историю жизни обыкновенной бабушки, смерть которой, однако, была подобна кончине святых монахов-пустынников: «Баба Вера лежала ровненько, “как по струночке”, аккуратно сложив на груди руки, и лицо её выражало такое умиротворение, такой неземной восторг, что мама долго стояла притихшая и изумлённая…»
«Скверные» старички
Писатель умеет замечать в обыденном то, что другие не видят. Вот и
Елена Есаулова в очередной раз ярко проявляет это качество и рассказывает, как, на первый взгляд, глупая беседа старичков на уличной скамейке преподнесла случайному прохожему бесценный урок любви и терпения: «“Опять ты, Зинаида, забыла список продуктов, — бурчал дедок. — Учу тебя всю жизнь, а толку чуть? Калоша ты, Зина, старая, дырявая калоша! Всё-то у тебя не так и не то, пропала бы ты без меня, Зина”. Ответ старушки Лялю поразил: “Калоша, милый, калоша, всё верно”, — повторяла бабуля тонким успокаивающим голоском, каким поют колыбельные внукам. — “Пропала бы, Николаша, пропала”».
Письмо царю-батюшке
Своё краткое повествование
Юлия начинает так: «В то время мы с мужем и маленькой доченькой жили на съёмной квартире, я училась в медицинском институте, малышку только-только определили в детский сад. Неожиданно у мужа начались проблемы на работе, задерживали зарплату на неприлично долгий срок». Дальше автор рассказывает о множестве проблем из-за этого безденежья и о том, как у неё родилась смелая идея: «Матушке Ксении Блаженной мы всегда пишем записки с просьбами, почему бы не написать своему небесному покровителю?» И она написала… святому царю-страстотерпцу Николаю…
Верный залог успеха
«Веру нужно не только обрести — в ней ещё надо уметь устоять: слишком много желающих её расшатать и хорошо зарабатывающих на этом: от всё тех же «проповедников истины» до недобросовестных (их немало) служителей СМИ», — утверждает автор материала
Елена Чижевская. И продолжает излагать ход своих мыслей, которые приводят её к выводу, что «только читающий человек способен совершенствоваться и в вере, и в собственной жизни…»
«Благодарю Господа и преподобного Елисея»
Татьяна Шимко пишет про «одно из удивительных мест белорусской земли — Свято-Елисеевский Лавришевский мужской монастырь. На живописном берегу Нёмана, недалеко от древнего Новогрудка, он возник ещё в XIII веке. Много раз разрушался, но всегда восстанавливался». Основой материала стала беседа с сестрой Зинаидой Петрович: «Оказалось: она не только знала схиигумена Серафима, но и вместе с супругом помогала монаху, который многое сделал для возрождения обители».
18.06.2018