Спаситель рождается! Не должно быть места скорби там, где обретает рождение Жизнь


Возрадуемся, возлюбленные, — Спаситель наш ныне рождается! Не должно быть места скорби там, где обретает рождение Жизнь, которая, уничтожив страх перед смертью, дарует нам радость обладания обещанной вечностью. Никто не отлучён от соучастия в этом ликовании, ведь повод к радости общий для всех. Господь наш, ниспровергатель греха и смерти, не отыскав хотя бы одного безвинного, пришёл, дабы всех сделать свободными. Пусть же ликует святой, ибо приближается к славе. Пусть радуется грешник, ибо даруется ему прощение. Пусть воодушевляется язычник, ибо призывается к жизни.

Не должно быть места скорби там, где обретает рождение Жизнь

Сын Божий в полноте времён, следуя неохватной глубины замыслу Божественного Совета, для того принял природу рода человеческого, чтобы возвратить её Своему Творцу, дабы отец смерти диавол, через неё одержав победу, ею же и был побеждён. Эта битва, начатая ради нас, велась по великому и достойному удивления закону справедливости: Всемогущий Господь не в Своём величии, но в нашей уничижённости вступил в борьбу с лютейшим врагом, противопоставляя ему именно этот образ и эту природу, униженности нашей причастный, но непричастный какому-либо греху. Рождеству Господа чуждо то, что сказано обо всех людях: никто не чист от скверны, даже и младенец, который прожил на земле всего один день.

Ничто в это беспримерное Рождество не вошло от вожделения плоти, ничто не влилось от закона греха. Избирается Дева из колена царя Давида, Которая, восприняв Святой Плод, богочеловеческое потомство принимает сперва душою, а потом уже и телом. И чтобы (не ведая тайну высшего замысла столь необыкновенного дела) не оказалась Она объята страхом, из ангельской беседы узнает о том, что в Ней действовал Святой Дух. Поэтому не считает это потерей целомудрия Та, Которая скоро станет Матерью Божией. Ведь зачем приходить в отчаяние от необычности зачатия Той, Которой обещается действие от могущества Всевышнего? Более того, чудесная плодовитость, дарованная Елисавете, укрепив веру Девы, послужила ещё одним доказательством того, что Тот, Кто даровал зачатие бесплодной, без колебания даст его и Деве.

Итак, Слово Бога, Бог, Сын Божий, Который «в начале был у Бога, через Которого всё начало быть и без Которого ничто не начало быть» (Ин. 1: 1—3), вочеловечился для избавления человека от вечной смерти и так без умаления величия преклонил Себя до восприятия нашей ничтожности, что, всегда оставаясь тем, чем Он был, и принимая в Себя то, чем не был, сочетал в Себе истинный «образ раба» (Флп. 2: 7) с тем образом, в котором Он равен Богу Отцу; и таким союзом соединил обе природы, что как прославление не исчерпало низшую из них, так и присоединение не умалило вышнюю. Таким образом, поскольку не повреждены свойства обеих природ, в одном Лице сошедшихся, то величие воспринимает уничижённость, сила — немощность, бессмертие — смертность, ради нашего искупления нерушимая природа соединяется с природой, подверженной страданию, и Бог Истинный и человек истинный сочетаются в единстве Господа Иисуса Христа так, что Он, единственный «Посредник между Богом и людьми» (1Тим. 2: 5), исцеляя нас, мог умереть как человек и воскреснуть как Бог. Итак, Рождение Спасителя нисколько не нарушило непорочности Девы, ибо стражем целомудрия стало рождение Истины.

Святитель Лев Великий

Такое Рождество, возлюбленные, подобало «Божией силе и Божией премудрости» — Христу (1Кор. 1: 24), и оно как соответствовало нам человеческими свойствами, так и отличалось Божественностью. Ибо если бы не был Бог истинный, то не даровал бы нам искупления, а если бы не был человек истинный, то не преподал бы нам примера. Поэтому, когда рождается Господь, ликующими Ангелами воспевается: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2: 14). Ибо видят они, что Небесный Иерусалим создаётся из всех народов мира. Сколь же великое ликование об этом неописуемом деянии Божественной любви следует питать уничижённости человеческой, когда ему так радуются небесные Ангелы!

Итак, возлюбленные, через Сына возблагодарим в Духе Святом Бога Отца, Который по великому милосердию Своему возлюбил нас и сжалился над нами, «и нас, мёртвых по преступлениям, оживотворил со Христом» (Еф. 2: 5) так, чтобы быть нам в Нём новой тварью и новым образом. Сложим с себя «ветхого человека» с делами его и, став соучастниками рождения Христа, отречёмся от дел плоти. Осознай, о христианин, знание своё и, соделавшись «причастником Божественного естества» (2 Пет. 1: 4), недостойным образом жизни не возвращайся к ветхой ничтожности. Помни, Чьей Главы и Чьего Тела являешься частью. Вспомни, что, исторгнутый из власти тьмы, перенесён ты в свет и Царство Божие. Через Таинство Крещения стал ты храмом Духа Святого. Не изгоняй из себя Обитателя дурными действиями и не ввергай себя снова в рабство диаволу, ибо цена твоего искупления есть Кровь Христова, и в истине тебя будет судить Тот, Кто в милосердии тебя спас. Он же с Отцом и Духом Святым царствует во веки веков. Аминь.

Святитель Лев ВЕЛИКИЙ



Читать другие новости >>
Рассказать друзьям:

Друзья!



Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект.
Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога,  может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами.


Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея.

 
 
 

На первой полосе:

Лаконично о главном

Православный календарь:

Галерея альбомов: