8 апреля — святого праведного Владимира Еленевского Витебского
Владимир Николаевич Еленевский родился 7 июня 1874 года в селе Плоское Велижского уезда Витебской губернии в семье протоиерея плосковской Рождества-Богородицкой церкви Николая Гавриловича Еленевского и его супруги Анастасии Васильевны (дочери протоиерея Василия Щербова).
После окончания в мае 1896 года Витебской духовной семинарии Владимир Николаевич некоторое время трудился в духовном ведомстве и одновременно готовился к поступлению в ярославский Демидовский лицей.
Но в январе 1900 г. он был зачислен на юридический факультет в Императорский Юрьевский университет (современный город Тарту, Эстония). С мая 1901 по май 1903 гг. Владимир Еленевский сдал ряд необходимых экзаменов при испытательной комиссии по юридическому факультету Юрьевского университета, и 20 марта 1904 года ему было выдано свидетельство об окончании обучения.
С 1904 по 1917 гг. Еленевский работал судебным следователем Витебского окружного суда в г. Двинске (современный г. Даугавпилс, Латвия) и в г. Дриссе (современный г. Верхнедвинск). В этот период он женился на Вере Викторовне Еленевской, уроженке г. Дриссы. В связи с приближением линии фронта в ходе Первой мировой войны их семья покинула обжитые места и осела в Витебске. Вера Викторовна работала учительницей в школе, а Владимир Николаевич — народным следователем Витебского Окружного суда.
В 1918-ом взамен упразднённой Витебской духовной консистории создаётся Епархиальный совет Полоцко-Витебской епархии на выборных началах, в состав которого от мирян был избран Владимир Еленевский — он заведовал бракоразводным столом. Но и совет через полтора года был ликвидирован Витебским уездно-городским военно-революционным комитетом.
После этого Владимир Николаевич служил несколько лет в Витебской городской управе, а затем его перевели в губернский уголовный розыск следователем-инструктором. Впоследствии он работал в Витебском уездном бюро юстиции участковым народным следователем.
В 1922 г., во время изъятия церковных ценностей, Владимир Николаевич не скрывал своего отрицательного отношения к фактическому ограблению церквей. Со стороны богоборческой власти прямого наказания за это не последовало, зато внезапно по месту работы Еленевского и его жены началось следствие об их «служебных злоупотреблениях». Обвинение было надуманным и свидетельскими показаниями не подтвердилось. Более того, опрошенные люди рассказывали не о вымышленных преступлениях Владимира Николаевича, а о практическом воплощении им христианских идеалов: в частности, о безвозмездном оказании помощи обездоленным людям.
Тем не менее, постановлением заседания Витебского губернского революционного трибунала от 9 сентября 1922 года Владимира Еленевского приговорили к лишению свободы со строгой изоляцией на один год с последующим запретом работать следователем в течение трёх лет, а Веру Викторовну — к одному году лишения свободы условно с испытательным сроком на два года.
В тюрьме Владимира Николаевича поместили в одну камеру со своими недавними подследственными по уголовным делам, что только усугубило его страдания.
Определением Кассационной коллегии Верховного трибунала ВЦИК приговор был оставлен в силе, но из тюрьмы Владимира Николаевича освободили. Здоровье жены от таких испытаний сильно пошатнулось, и в 1923 году Владимир Николаевич овдовел.
С 1 октября 1925-го Еленевского уволили с должности народного следователя, и он стал безработным. Чтобы воспитывать троих детей, пришлось зарабатывать средства на жизнь частной юридической практикой: оформлением жалоб и заявлений, консультациями. Семья жила бедно, от голода спасал брат — Феофил Николаевич Еленевский, в это время живший в родном селе Плоское. В феврале 1926 года Владимир Николаевич пытался устроиться на работу по специальности в органы юстиции Крыма, но безуспешно. Зато он вновь был избран в Епархиальный совет Полоцко-Витебской епархии. В 1926–1929 гг. кандидатура Владимира Николаевича Еленевского предлагалась для рукоположения в епископа на Полоцко-Витебскую кафедру. Этот факт, несомненно, свидетельствует о духовном авторитете Владимира Николаевича среди православных Витебска. Даже представители обновленческого раскола называли Владимира Еленевского «Думой тихоновцев», отдавая должное его активности в организации церковной жизни сторонников Патриарха Тихона.
Здесь необходимо отметить, что в 1920–1930-е годы было смертельно опасно исповедовать себя приверженцем Патриаршей Церкви: как правило, это было сопряжено с потерей средств к существованию и последующим арестом. Несокрушимая вера в Бога и личное мужество Владимира Еленевского резко отличались от позиции многих его современников, пытавшихся спасти свою жизнь в обновленческом расколе, боявшихся покинуть обновленчество из-за угрозы ареста и заключения в тюрьму.
В 1929–1931 гг. во время пребывания на Полоцко-Витебской кафедре архиепископа Николая (Покровского) Владимир Николаевич как опытный юрист оказал неоценимую помощь в возобновлении деятельности закрытых приходов и их возвращении из обновленческой юрисдикции. Его трудами более пятидесяти приходов вернулись тогда в лоно Патриаршей Церкви. Это не осталась незамеченным со стороны богоборческой власти, тем более Владимир Николаевич по причине непосильного налогообложения вынужденно отказался от единственного источника дохода — своей частной юридической практики.
1 июня 1931 г. он был арестован и помещён в витебскую тюрьму. Даже после его ареста дочь-школьница, оставшаяся совершенно одна, получала предписания заплатить за отца огромную сумму налога.
Еленевский обвинялся в том, что являлся членом группы Истинно-православной Церкви, вдохновляя население на массовые волнения, и вёл активную антисоветскую агитацию. Виновным себя не признал. На допросе он называет себя убеждённым верующим и отрицает связь с обновленцами. Во время следствия выяснилось, что Владимир Еленевский составлял стихотворные молитвы, а при обыске у него была даже изъята молитва собственного сочинения:
Наши муки ада и гнёта
Отврати от нас скорей,
Обрадуй радостью великой
Семейства наши и друзей.
Постановлением Особого совещания при Коллегии ОГПУ от 14 июля 1932 года по ст. 72 и 76 УК БССР принято решение Еленевского из-под стражи освободить, лишив права проживания в 12-ти пограничных пунктах и Уральской области с прикреплением к месту жительства на три года. Фактически это означало ссылку.
Возможно, что срок приговора он отбывал в Орловской области, так как в 1934 году обратился в Орловский горисполком с ходатайством о восстановлении в правах. После окончания срока ссылки Владимир Николаевич вернулся в Витебск инвалидом 2-й группы. Состояние здоровья не позволяло полноценно работать, и поэтому приходилось терпеть полуголодное существование. На помощь пришли сын Николай и младший брат — Феофил Николаевич (арестован 21 июня 1941 года и расстрелян 27 декабря 1941 года), которые и позволили Владимиру Николаевичу выжить в то нелёгкое время.
Несмотря на свою телесную немощь, после начала Великой Отечественной войны и оккупации Витебска Владимир Николаевич принял активное участие в возрождении церковной жизни.
В материалах фонда Витебской городской управы Госархива Витебской области уже 13 августа 1941 г. Еленевский упоминается как заведующий церковным отделом Витебской городской управы, но проработал он в этой должности недолго: в сентябре 1941 г. Владимир Николаевич был уволен немецкими властями. Всё время оккупации Витебска он добывал средства к существованию частной юридической практикой, помогая мирному населению в решении гражданских дел.
В июне 1943 года в витебской Покровской церкви состоялся съезд представителей духовенства и мирян Полоцко-Витебской епархии, на котором Владимир Николаевич был избран членом Окружного благочиннического управления. Съезд принял решение об организации при Полоцко-Витебской епархии пастырских курсов, где в числе преподавателей был и Владимир Николаевич Еленевский.
Осенью 1943 г. в связи с приближением линии фронта немецкие власти проводили эвакуацию гражданского населения на запад, и Еленевский в октябре 1943-го выехал в Дриссу, где преподавал Закон Божий в местной гимназии.
После освобождения Белоруссии в 1944 г. он переехал в Минск и до 1948 г. работал юристом в Минском епархиальном управлении, помогая архиепископу Василию (Ратмирову). Здесь печальная весть настигла Владимира Николаевича: сын Николай — его опора и надежда — пропал на фронте без вести ещё в июле 1944 г. Надо сказать, что в нелёгкой обстановке 1920–1930-х годов Владимир Николаевич смог воспитать его настоящим христианином — любящим, добрым, чутким сыном. Свидетельством тому служит поведение Николая после ареста отца в 1931 г.: сын не дал показаний против отца, вскоре был исключён из института, но сохранил сыновнюю любовь и преданность.
В 1949-ом вместе с младшей дочерью Людмилой Владимир Еленевский вернулся в Витебск. Несмотря на преклонный возраст и тяжкие болезни, этот период его жизни стал также плодотворным. Он состоял в переписке и имел личные встречи с Минским архиепископом Пименом (Свиридовым), по просьбе которого Владимир Николаевич и написал очерк по истории противостояния обновленческому расколу в Витебской епархии в 1920–1930-е годы. Имея в послевоенные годы заслуженный авторитет и признание у высших иерархов Церкви, Еленевский, находясь в бедственном материальном положении, тем не менее, в первую очередь ходатайствовал перед высшей церковной властью не о себе, а о тех людях, которые много потрудились в деле духовного возрождения.
Прожив долгую жизнь, в которой, вопреки внешним скорбным обстоятельствам, было проявлено исповедническое стояние в православной вере, Владимир Николаевич Еленевский скончался в Витебске 8 апреля 1954 года. Он был реабилитирован только 12 сентября 1989-го.
Уникальность судьбы Владимира Николаевича Еленевского состоит в том, что он плодотворно участвовал в церковной жизни в переломные для Церкви времена начала 1920-х годов, периода коллективизации 1929–1931 гг., возрождении Церкви в 1941–1944 гг. и в созидании церковной жизни в послевоенное время. Его активная христианская позиция проявилась в тяжелейшее время гонений на Церковь, но мудрость и профессионализм юриста, сопряжённые с горячей верой в Бога, позволили Владимиру Николаевичу занять верную позицию в неравном диалоге с богоборческой властью и использовать все законные возможности для возрождения, сохранения и укрепления Православной Церкви на Витебщине. Для нас же Владимир Николаевич Еленевский является образцом деятельной веры в Бога, христианской добродетели, мудрости и нестяжания, верности святой Православной Церкви.
Память святого исповедника Христова Владимира празднуется в день его блаженной кончины — 8 апреля и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице.
Иерей Владимир ГОРИДОВЕЦ
председатель комиссии по архивам Витебской епархии
08.04.2019