Будущий монах Арсений (Йованович), дипломированный стоматолог, художник, музыкант, семь лет прожил в Нью-Йорке. Был участником ряда музыкальных групп «новой волны» (в частности, «Екатерина Великая»). Позже он описал свой опыт в книге «Бог и рок-н-ролл». В поисках выхода из духовного тупика воцерковился и отправился на Святую Гору. Приняв монашество, отец Арсений 12 лет провёл в сербском монастыре Высокие Дечаны (в Косово), сейчас входит в число братии монастыря Острог в Черногории.
— Отец Арсений, вот к вам приходит человек и спрашивает: зачем верить в Бога, молиться и ходить в церковь? Что вы ему ответите?
— Это довольно частый вопрос, который задают мне люди, и я отвечаю так: «А почему не стоит верить в Бога? Потому, что весь мир говорит, мол, не нужно верить в Бога?» Мне кажется, вопрос не имеет смысла. Это как если бы тебя спросили: «А веришь ли ты, что у тебя есть мама, родившая тебя?» Подобные несуразицы для умных людей ясны, но, к сожалению, для мира, потерявшего разум, они актуальны. Вера в Бога вполне естественна, ведь люди нуждаются в помощи свыше. Эта потребность с начала человеческой цивилизации существует, что мы видим во всех религиях и культурах мира. И сегодняшний атеистический мир тоже имеет такую потребность, но люди, находящиеся при власти, в политике или шоу-бизнесе, знают ритуалы, с помощью которых они обращаются к своему богу (не нашему!), желающему зла человеку. Он существует от начала цивилизации. Он и в раю обманул первых людей, и врёт человечеству до сего дня. Мы, православные христиане, знаем, что ни жизни, ни смерти без Творца нет. Бог, сотворивший нас, дал нам таланты — каждому по силам. И это сделано Духом Святым. Без Него они никогда не будут осуществлены. А Святой Дух есть Сам Бог, третье лицо Пресвятой Троицы.
Если сегодняшний человек думает, будто в состоянии достичь успеха без Бога, то он обманывается. Он может достигнуть лишь частичных успехов, в основном в материальном плане. А если мы внимательнее посмотрим вокруг, то увидим, что живём в трагической ситуации. Ведь человек прогнал Бога из своей жизни; возле нас только несчастья и смерть. Мир утопает в крови, ибо мы живём в эпоху террора, и любая идеология потеряла смысл.
Сейчас Исламское государство своей «революцией» хочет закончить дело, начатое Французской революцией, считая, что тогда не удалось реализовать намерения; а западный мир не имеет права исламистов осуждать, поскольку новое время в Европе стало намного хуже. Но Французская революция была тотальным кровопролитием, в конечном счёте уничтожившим монархию и церковь.
Мы видим: мир без Бога падает в пропасть, — потому не должны верить миру, говорящему, что «Бога нет, Бог мёртв». Все, кто это утверждал, мертвы. А Бог жив, и живёт вечно, и ждёт нас в вечности.
Без осознания этого мы встретимся в вечности не в Его любящих объятиях, а в адских объятиях Его противника, который учит человечество говорить, будто Бог мёртв. Бог не сотворил ад; мы сооружаем его в своей жизни. Если мы не призываем Бога на помощь, не ходим на литургию, не принимаем дар Духа Святого, значит, и в этом мире, и в том будем в бесконечной тьме. Конечно, кто-то начнёт меня ругать за это, но я глубоко о них сожалею и молюсь за них. Придите к Богу, придите в Православную Церковь!
— Отец Арсений, такой же вопрос вам задаёт не рядовой человек, а монах, ушедший из монастыря, или человек, который был в храме, причащался, исповедовался, но ушёл. Что вы ему скажете?
— Апостол Павел говорит одну страшную вещь: «Те, кто хотя бы однажды был в церкви и ощутил присутствие Духа Святого, а потом это отбросил, — за них не нужно молиться». Это тяжелое высказывание. Церковь не поступает таким образом. Она молится за всех своих и теперешних и бывших чад. Апостол Павел видел, насколько страшна беда, когда предают Бога. Даже в человеческом обществе предателей презирали, а в войну предавали смертной казни. Конечно, мы не желаем смерти никому, особенно духовной смерти. И призываем людей, в чём-то разочаровавшихся, поскольку в них всё ещё есть совесть и сердце, — возвратиться к Богу, Который жив, совершен, добр, всемогущ…
Люди в Церкви несовершенны — и монахи, и священники, и епископы. Многие из нас недостойны рясы, потому что не живём так, как нужно; не носим в себе Духа Святого, а носим духа тьмы; и можем привести в искушение наших братьев и сестёр. Но мы должны брать пример с тех, кто носит Бога в себе. А это святые люди. Они всегда были, есть и будут. От нас зависит, хотим ли мы их искать.
Однажды старца на Святой Горе молодой человек спросил: «Старче, почему больше нет духовных старцев?» Тот ответил: «Потому, что больше нет тех, кто их слушал бы». Нам дух этого мира, который на греческом звучит как «антиХристос», закрыл души, дабы мы не могли слышать голоса Божиего, говорящего через уста святых людей.
Я — один из примеров. Я — великий грешник, но не самый худший… Если говоришь про себя «я самый худший грешник», — это одна из вариаций гордости. Я обычный среднестатистический грешный человек. Но когда из глубины сердца призываю Бога и Божию милость, — она всегда здесь. И я призываю всех, в первую очередь монахов, монахинь, моих братьев и сестёр (не имею права обращаться к высшим чинам, но и для них желаю того же), — вернуться в объятия Святой Церкви, в объятия Самого Бога.
—
Одна из причин ухода из монастыря —
желание реализоваться в семейной жизни. Но современный мир постепенно уходит от семейных традиций и пропагандирует свободные отношения. В чём опасность такой жизни?
— Существуют даже животные, которые жизнь проводят с одним (не люблю слово «партнёр», но должен его использовать, ибо оно «покорило» мир) партнёром. Конечно, не сравниваю нас с животными, но это так называемый символ. Я пять лет жил в пустыне один и невольно наблюдал за парой крупных птиц. Учёные-орнитологи говорят, что они живут по полтора столетия и, пока живы, производят потомство. Это была такая любовь, которую я никогда не видел между людьми. Даже между родителями...
Мои родители не венчались в церкви, а «венчаны» в какой-то комнате городской квартиры. Этот гражданский брак — лишь фарс, имитация церковного брака. Между тем, брак в церкви нужен для любви троих. Любовь двоих не может долго жить. Я не знаю, как в русском языке, но мы, по-сербски приветствуя друг друга, говорим: «Христос между нами есть и будет». Христос — та сила, которая связывает цепь мужского и женского союза. Это не дети. Дети — не цепь. Если у кого-то нет детей, то не значит, что нужно развестись. Наоборот, мужчина и женщина должны быть вместе, чтобы приобрели Божию любовь, приобрели Христа между собой, приобрели Царствие Небесное в вечной жизни. Как и монах, и монахиня непосредственно в браке со Христом в монашеской жизни приобретают Бога, так и мужчина с женщиной посредством брака через много искушений в семейной жизни приобретают настоящую любовь, которая и есть Сам Живой Бог.
Современное отношение к жизни — желание оставить какую-то свою свободу (например, женщины стремятся сохранить девичью фамилию). Похоже, мы не любим друг друга по-настоящему и оставляем для себя некий жизненный «люфт», чтобы однажды… разойтись. И от этого очень страдают дети...
В развитии человека важнее всего питание, но не питание хлебом и молоком, а любовью. Ребёнок в первые годы жизни питается любовью между отцом и матерью. И явственно чувствует, «полнокровная» она или нет. Согласно так называемой перинатальной психологии, ребёнок ещё в материнской утробе, и даже при зачатии, ощущает «уровень» любви между отцом и матерью. Если не было любви, то человек, вырастая, не становится полноценной личностью. Почему сейчас так много психически больных людей, наркозависимых, гомосексуалистов? А всё просто: ребёнок не смог напитаться настоящей любовью между отцом и матерью. К сожалению, мы погружаемся в пучину нелюбви всё глубже и глубже. Поэтому прошу у Бога настоящей любви. Прошу людей войти в Божий брак, быть готовыми на любую жертву до крови, до края жизни. И Бог благословит и наши души, и души наших детей…
Беседовал Димитрий АРТЮХ
Фото предоставлены автором