Что это: жадность, нищета или требование справедливости? Что такое Церковь: тайнозрительная организация бесплотных созерцателей, филиал собеса или Христова община, где всё общее? Общее насколько? Это то место, где все друг другу помогают, или то место, где всем помогает священник, а ему никто не помогает, кроме Бога? Если перефразировать: «По тому, что вы не помогаете друг другу, узнают, что вы ученики его». Или: «По тому, что вы немилосердны и жестоки к Моим священникам, узнают, что вы ученики Мои»?
Читатель пишет: а что вас удивляет? В нашем городе, например, в одном храме крестят за 2000 рублей, в другом — за 1500 плюс полотенце махровое в дар храму. Поэтому люди и спрашивают.
Я отвечаю: если вам жалко 2000 на крестины сыну или внуку, напишите, я вышлю вам эти деньги. Я буду рад перед Богом, что всего за две тыщи смог чужому ребёнку открыть небо и помочь обрести вечную жизнь. Что такое 2000? Семь бутылок самой дешёвой водки, туфли на похороны из кожзама. Букет. Торт. Штаны «Левис» с рынка. Четыре мужских трусов. Один пенсионерский бюстгальтер. Две палки твёрдокопчёной колбасы. Билет на цирковое шоу «Дельфины» и концерт Кубанского казачьего хора. Чехол для айфона. Бак бензина. Резиновые сапоги. Дачный умывальник. На школьный ранец уже не хватит, на застолье по крестинам тоже. Свадьба в Рязани работягам обходится в 200 тысяч. Свадебный фотограф — 50, платье — 30. А тут какое-то царство небесное. Молодой неопытный фотограф на венчании или крестинах берет 1500… А я и махровое полотенце пришлю с носовым платком. Нет, два носовых платка. Один для вашего батюшки, чтобы вытер слезу.
Приезжайте к нам, все братья во Христе, у кого нет денег на венчание, крестины, панихиды по любимым и ушедшим. Будем рады совершенно безвозмездно освятить машины любой марки, даже дадим чаю с булочкой и подарим книжку. Брат, ведь мы с тобой причащаемся из одной чаши. Или не причащаемся, или не из одной чаши?
Друг священник дополняет: у меня второй священник «грекофил». В юности жил среди греков-понтийцев и сейчас регулярно ездит к ним, перебравшимся на историческую родину. Давеча узнаёт, что у одного из них дочь до сих пор не крещена. На его недоумение друг отвечает, что, мол, «денег нет!» Как?!? Сколько же в Греции на это нужно денег?!? Тот ему и говорит: «Отец, у нас в Греции на крестины денег нужно больше, чем на свадьбу... Это же главное событие в жизни! Вся родня приедет...». А у нас гораздо важнее поход в супермаркет (судя по ценникам)...
Почему так? Потому что Церковь — не своя, не родная, внешняя, нечто чужое, противоположное родному дому, о котором заботится каждый. Тогда всё справедливо. Чужой он и есть чужой. Грибы в лесу тех, кто первый нашёл. В лес никто полотенца не носит.
Проведывал внучка в больнице. Принёс ему причастие и елей. Иду по коридору и вижу открытую детскую палату, и, не заходя в неё, спрашиваю:
— Вас благословить?
Большая молодая женщина, жёстко прищурившись и прямо глядя в глаза, говорит:
— Не надо. Обойдёмся.
Большой сильный мужчина усмехается:
— Иди дальше.
Вдруг молодая мамочка, лежавшая ко мне спиной, повернулась, увидела меня и охнула:
— Батюшка, благослови!
Наступил момент истины. Те, кто отказался, увидели, что бесплатно. Одумались и говорят:
— И нас тоже.
Волшебное слово «бесплатно» может быть сильнее проповеди.
«Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов».
Если по-братски — значит, по-братски. А если дружба дружбой, а табачок врозь, зачем собрались?
Иерей Константин КАМЫШАНОВ
14.01.2019