В гостях у батюшки Серафима


«Восставши от сна, всякий христианин, став перед святыми иконами, пусть прочитает молитву Господню «Отче наш» трижды, в честь Пресвятой Троицы, потом — песнь Богородице «Богородице Дево, радуйся» также трижды и, наконец, — Символ веры единожды. Совершив это правило, пусть занимается каждый своим делом, на которое поставлен или призван», — подобное молитвенное правило преподал потомкам святой Серафим Саровский.

икона преподобного Серафима СаровскогоА что осталось нам в память о его мирской жизни? Неужто уцелели (после революций, войн и гонений на Церковь) места, связанные с рождением, отрочеством и юностью преподобного? Ответы на эти вопросы я нашла в Курске — родном городе великого подвижника Русской Православной Церкви.

В Курске я была впервые. Золотые купола вдали указывали дорогу, а помощь Божия сокращала путь. Я села в маршрутку, собираясь добраться до заметного издалека величественного Знаменского собора, но мы проехали мимо. Пришлось вернуться назад… Я перешла маленькую улочку, подняла глаза, чтобы прочитать, как она называется, и… замерла в удивлении: «Улица Серафима Саровского». Спасибо Тебе!

Но это было только начало. Я «щелкнула» табличку, прошла немного вперёд, выбирая более удачный ракурс, и за открывшейся стеной обычного дома неожиданно увидела церковь. Обойдя её со всех сторон, я поразилась ещё больше, ибо табличка возле входа гласила: «Воскресенско-Ильинский храм, место крещения Прохора Машнина (в некоторых источниках — Мошнина. — Прим. авт.), будущего преподобного Серафима Саровского». Внутри церкви мне показалось, что я попала в сказочный терем времён Древней Руси. Кстати, позднее, когда я узнала историю создания храма, этому нашлось объяснение — в 1910 г. после капитального ремонта его расписывали по эскизам русского художника В. Васнецова.

* * *

Воскресенско-Ильинский храм в КурскеИстория храма восходит к началу XVII века. В то время здесь располагалось особое заведение, известное как «убогий дом», в котором находили последний приют безродные и не имевшие крова нищие. Иногда при «убогих домах» основывались монастыри, именовавшиеся «божедомскими». В 1619 г. инок Корниил Брагин дал «вклад по записи» в Рождество-Богородицкую церковь Курского мужского монастыря, основав таким образом Божедомский монастырь. Со временем он вошёл в состав Рождество-Богородицкого монастыря, который с 1649 г. наименовали Знаменским. А деревянная церковь бывшего монастыря стала приходской. Среди прихожан храма были и проживавшие в Ильинской слободе Курска купец Исидор Иванович Мошнин и его жена Агафья Фотиевна. Здесь они венчались и крестили своих детей, в том числе родившегося в 1754 г. сына Прохора, в будущем преподобного Серафима Саровского. В старом Ильинском храме Прохор научился вере, молитве и грамоте. Здесь же в 1760 г. отпевали его отца. По некоторым данным, Исидор Мошнин был захоронен у Ильинской церкви. Вскоре на месте деревянной воздвигли каменную церковь во имя Илии Пророка. В 1788 г. Ильинский храм получил ещё один престол, став главным храмом города (до 1833 г.).

Воскресенско-Ильинский храм в Курске внутриПосле революции храм лишился уникальной церковной библиотеки и метрических книг, хранившихся с 1774 г. В 1926-м его закрыли, разместив здесь губархив. А в 1952 г. архитектуре храма нанесли огромный урон: вместо шатровой колокольни и бывшего церковного дома возвели здание Дома книги. В результате оставшаяся часть храма оказалась на долгие годы скрытой от глаз жителей города высокими стенами новой постройки. Да и сейчас, как я смогла убедиться, заметить его не так просто.

Храм был возвращён Курской епархии только в 1995 г. В 2003-м он стал одним из центральных мест празднования 100-летия канонизации, а в 2004-м — 250-летия со дня рождения преподобного Серафима Саровского.

* * *

…Я вышла на улицу и направилась в Знаменский собор, главная святыня которого — икона Божией Матери «Курская-Коренная» — в своё время тоже имела прямое отношение к судьбе преподобного Серафима. Однако закончилось моё короткое путешествие на той же улице, с какой и началось, только у Сергиево-Казанского собора; к нему по карте меня привели другие улицы.

Курский Сергиево-Казанский собор — выдающийся архитектурный памятникКурский Сергиево-Казанский собор — выдающийся архитектурный памятник церковного зодчества второй половины XVIII века. В летописи собора указано, что храм был заложен в 1752 г., а до того на этом месте существовала церковь во имя Преподобного Сергия Радонежского, деревянная и одноэтажная, во время пожара сгоревшая до основания. При расчистке в пепле обнаружили Казанскую икону Божией Матери, совершенно не повреждённую огнём. Прихожане сгоревшей церкви сочли это особенным чудесным действием Промысла Божия, а потому было решено построить здесь новый, двухэтажный, храм: нижний (будничный) — во имя Преподобного Сергия, верхний (праздничный) — в честь Казанской иконы Божией Матери. Впоследствии, в 1833-м, в связи с переносом архиерейской кафедры из Белгорода в Курск, храм стал кафедральным собором. В 1861 г. император Александр Николаевич, подъезжая к собору, сказал: «Это храм Растрелли», оценив изящную красоту строения в стиле барокко. И хотя прямых доказательств участия Растрелли в проекте нет, собор принято относить к сооружениям его школы. Но это случится гораздо позже, а пока строительство, завершившееся только в 1778 г.,  продолжалось.

В «Летописи», составленной протоиереем И. Лащенковым, есть сведения о подрядчике: «Помощником строителя храма купца Первышева был также курский купец Исидор Мошнин. Когда последний, не окончив работу, скончался (в 1760 г.), то обязанности его по подряду приняла на себя его жена Агафия Мошнина».

Агафия Мошнина продолжала постройку Сергиевской церквиДействительно, Агафия Мошнина в течение многих лет продолжала постройку Сергиевской церкви и лично наблюдала за работами. Однажды она взяла с собой семилетнего Прохора. Вот как описан этот случай в «Житии преподобного Серафима, Саровского чудотворца», составленном архимандритом Серафимом (Чичаговым) и опубликованном в 1903 г.: «…осматривая строение Сергиевской церкви, Агафия Мошнина ходила вместе со своим семилетним сыном Прохором и незаметно дошла до самого верха строившейся тогда колокольни. Отойдя вдруг от матери, быстрый мальчик перевесился за перила, чтобы посмотреть вниз, и, по неосторожности, упал на землю. Испуганная мать в ужасном виде сбежала с колокольни, воображая найти своего сына разбитым до смерти, но, к несказанной радости и величайшему удивлению, увидела его целым и невредимым. Дитя стояло на ногах. Мать слёзно возблагодарила Бога за спасение сына и поняла, что Прохор охраняется особым Промыслом Божиим».

В память об этом событии в нижнем храме собора был устроен придел во имя преподобного Серафима, а на месте его падения с колокольни установлен памятник с иконой святого и неугасимой лампадой. Сейчас над ними есть сень — дар Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в ознаменование 250-летия со дня рождения преподобного Серафима Саровского. Верующие из многих стран стекаются сюда, чтобы поклониться и приложиться к святому образу.

…А император не преувеличивал. Главы собора, уходящие ввысь, изящные и воздушные, действительно напоминают шедевры итальянского архитектурного гения. При этом колокольня настолько высокая, что, как далеко я ни отходила, так и не смогла вместить в объектив здание целиком.

Дом, в котором жили Мошнины, находившийся возле Сергиево-Казанского собора, до наших дней не сохранился — сгорел во время большого пожара в 1781 г. Брат преподобного, Алексей, после пожара переселился с семьёй и матерью Агафией Фотиевной на новое место, у Московских ворот, в приход Ахтырской церкви, где им был выделен усадебный участок.

Куряне чтят своего святого, сохраняя память о нём. На месте дома его родителей появилась часовня во имя преподобного Серафима Саровского. К празднованию его 250-летия завершились работы по благоустройству Серафимовского источника на реке Тускарь. В январе 2007-го было создано КРОО «Православное общество преподобного Серафима Саровского»; оно, по благословению архиепископа Курского и Рыльского Германа, выпустило в свет книгу «Преподобный Серафим Саровский. История рода» и карту-путеводитель «По Серафимовским местам Курска».

А ещё в Курске можно побывать в Успенско-Ахтырской церкви (у её стен, по преданию, в 1800 г. была погребена Агафия Мошнина) и в храме преподобного Серафима Саровского, мысль о постройке которого возникла у жителей города после его канонизации в 1903 г. В 30 километрах от города находится Серафимовский скит Коренной Рождества Пресвятой
Богородицы мужской пустыни…

Если вам не удастся найти путеводитель — возложите надежду на Бога, и Он обязательно поможет вам, как чудесным образом помог мне.

Татьяна ЗАПЕКА



к содержанию ↑
Рассказать друзьям:

Друзья!



Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект.
Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога,  может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами.


Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея.

 
 
 

На первой полосе:

Лаконично о главном

Православный календарь:

Галерея альбомов: