В конце ноября 2020 года во многих СМИ была растиражирована информация о том, что в Назарете найдены руины дома, в котором, предположительно, жил Иисус Христос до Своего выхода на служение. В связи с этим у многих может возникнуть вопрос: а был ли вообще дом у Иисуса Христа во время Его земной жизни? Ведь в Евангелии от Матфея (8: 20) Спаситель утверждает, что у Него нет дома, а в Евангелии от Иоанна (1: 38-39) Иисус, напротив, приглашает пойти и увидеть, «где Он живёт».
На самом деле, упомянутые моменты из Священного Писания описывают разные периоды земной жизни нашего Господа. Безусловно, дом на земле у Него был, хотя мы помним, что в младенчестве, спасаясь от слуг царя Ирода, Его семья скрывалась в Египте. Но по возвращении из Египта они жили в городе Назарете.
В Евангелии от Иоанна в 1-й главе автор повествует о начале общественного служения Иисуса Христа, и действие происходит в городе Вифаваре, где подвизался Иоанн Креститель. По-видимому, Господь жил некоторое время в доме кого-то из Своих родственников или друзей, и именно туда Он пригласил Своих учеников.
Глава 8 Евангелия от Матфея описывает более поздние события, когда Господь совершал Своё служение в Палестине среди недоброжелателей и преследователей, и в это время у Него уже не находилось «места, где приклонить голову». Поэтому в вопросе о доме Иисуса Христа речь может идти только о месте, где Спаситель провёл Свои детские и юношеские годы. Многие учёные, монахи, просто заинтересованные люди в последующие столетия пытались обнаружить обитель Спасителя.
Во времена Византийской империи одно из зданий Назарета было признано домом, в котором воспитывался юный Христос. Тогда же дом был украшен мозаиками, а над его развалинами построили церковь Иосифа Обручника. В VIII веке церковь была разрушена и восстановлена крестоносцами только в XII веке, но в следующем столетии церковь вновь была разрушена. В очередной раз её восстановили только в XVII веке, когда на этом месте был основан женский монастырь сестёр Назаретских. Предположение о том, что под зданиями монастыря могут находиться остатки дома Самого Господа, возникло ещё в 1880-х годах, но в 1930-х годах учёные это мнение отвергли, а место раскопок было заброшено. Но в 2006 году насельницы монастыря предоставили доступ к руинам учёным-археологам, и в Назарет отправился профессор Кен Дарк из университета Рединга (Великобритания).
В результате проведенных анализов было установлено, что развалины здания относятся к I веку. Строение было искусно врезано в склон каменистого холма, возможно, самим Иосифом Обручником, который был, как известно, искусным строителем (а не только плотником). Безусловно, все собранные факты не могут служить стопроцентным доказательством того, что дом действительно принадлежал семье Иисуса Христа, но профессор Дарк высказал мнение, что его предположения настолько точны, насколько это возможно для современной науки.
Кстати, первые сообщения о находках Кена Дарка и его команды, как и первые фотографии найденного сооружения, были обнародованы ещё в 2015 году, когда в марте об этом поведали такие авторитетные издания, как Biblical Archeology Review (Библейское археологическое обозрение), LiveScience и популярный российский журнал «Наука и жизнь». С тех пор информация о раскопках и найденных артефактах появлялась и в других источниках информации, например, на сайте athos.guide (13.02.2019 г.).
В результате проведенных исследований археологи установили, что найденный дом состоял из нескольких комнат и был встроен в склон известнякового холма. Получившиеся в результате каменные стены с других сторон здания были дополнены каменной кладкой. В одной из комнат стены сохранились на всю высоту, как и дверной проём, который вёл в эту комнату. Сохранились также часть известнякового пола, осколки посуды для приготовления пищи, каменные сосуды из известняка. Как известно, у иудеев считалось, что камень (известняк) не может стать нечистым.
«Из письменных византийских источников известно, что на месте дома Марии и Иосифа построили церковь Кормления, посвященную воспитанию младенца Иисуса, и остатки дома сохранились в её крипте. До наших дней она не дошла, но в своё время была местом массового поклонения, о чем говорится в описаниях паломничеств VII века. Практически наверняка это и есть та самая церковь», — считает английский профессор. Он же предположил, что уже в I столетии обитатели оставили жилище, а немного позже оно было превращено в каменоломню, а затем и в место погребения. Крестоносцы, кстати, считали его захоронением Иосифа. Профессор Кен Дарк всё же в этом сомневается, поскольку, по данным раскопок, захоронения производились уже после того, как дом забросили, и даже позднее, когда сооружение стали разбирать на камень.
В доказательство своей теории археолог приводит следующие факты: дом, где рос юный Иисус, упоминают в своих записях византийцы и крестоносцы, побывавшие в Назарете через много лет после рождения Спасителя; византийцы, которые правили здесь до VII века, украсили дом богатыми мозаиками, а для его защиты наверху построили часовню; в тексте некоего игумена Андомана, шотландского монаха, написанном в 670 году, содержится рассказ о паломничестве в Святую Землю франкского епископа Аркульфа, который говорил о церкви, построенной над домом, где воспитывался юный Господь.
Георгий ГАХОВИЧ
18.12.2020
Фото: https://zen.yandex.ru/