В августе 2014 г. было отмечено и 125-летие со дня рождения Авенира Марковича Костенчика, лётчика-героя Первой мировой войны. Проведённые мероприятия позволили автору встретиться с ныне здравствующей внучатой племянницей Авенира Марковича — Тамарой Валентиновной Ханецкой, проживающей в Минске. Альбомы со старыми фотографиями, пояснения к ним их владелицы не могли не привлечь внимания к её деду — протоиерею Аполлинарию, который всё это время пребывал в тени своего младшего брата и, как оказалось, незаслуженно.
Согласно послужным спискам отца Аполлинария, родился он 16 января 1888 г. в Гродно, то есть на полтора года раньше Авенира. Кстати, был ещё и третий, самый младший брат, Виктор, который впоследствии погиб в результате крушения поезда вместе с женой. Эта утрата не могла не сблизить старших братьев-погодков. «Тогда ухватится человек за брата своего…» (Ис. 3: 6).
В 1905 г. Аполлинарий окончил семь классов Гродненской гимназии, далее «по сокращенному испытанию правлением Жировичского духовного училища удостоен звания учителя церковно-приходских школ 15 июня 1909 г.» Священником он становится не сразу, а долгое время служит учителем на сельских приходах Волковыского уезда Гродненской губернии.
Начинается Первая мировая война. Авенир сражается героически. Что же решает брат? «Братья ваши пойдут на войну, а вы останетесь здесь?» (Чис. 32: 6).
1 октября 1915 г. Аполлинарий зачислен слушателем Московских пастырских курсов, которые в феврале 1916 г. успешно оканчивает. 21 февраля того же года епископ Верейский Модест, викарий Московской епархии, рукополагает его в сан диакона, а 28 февраля (ровно через наделю!) — в сан священника. И уже 15 марта отец Аполлинарий «командирован в действующую армию для несения пастырских обязанностей в XII армии на боевой базе эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец». Он оставляет молодую супругу Лидию Павловну (с которой венчался в 1913 г.) и маленькую дочь Галину (1915 года рождения; вторая дочь Ирина явится на свет в 1917 г.) и отправляется прямо на фронт вслед за братом-лётчиком!
В дальнейшем он служил войсковым священником 119-го западного госпиталя и 447-го пехотного Белгородского полка. Тогда же получил и свои первые церковные награды по ведомству военного и морского духовенства: 27 июля 1916 г. – набедренник, а к Пасхе 1917 г. — скуфью (для мирного времени — чрезвычайно быстро, но на войне — законы свои).
Священник благословлял воинов на ратный труд, молился о даровании победы над супостатами, в иных случаях, с крестом в руках, мог поднять солдат в атаку. В его повседневные обязанности входило не только регулярное совершение богослужений, он словом и личным примером ободрял и наставлял бойцов, принимал исповедь умирающих, причащал их Святыми Дарами, отпевал и предавал погребению павших на поле брани.
Помимо этого должностная инструкция вменяла в обязанность строевому священнику помогать врачам в перевязке раненых, заведовать уборкой с поля боя раненых и убитых, заботиться о поддержании в надлежащем порядке воинских кладбищ и могил, извещать родственников убитых воинов, организовывать общества помощи семьям убитых и увечных, создавать походные библиотеки и т. д.
Хватало забот и у госпитальных священников: частые богослужения для раненых и больных, ежедневный обход палат, исповеди, беседы, утешения, письма на родину, отпевания покойников, всё те же кладбища и библиотеки…
Отец Аполлинарий по ходу войны нёс тяготы обеих обязанностей. Таким образом, перед нами — один из многих русских православных священников, знавший о войне и воинской службе не понаслышке, а вдоволь понюхавший пороху, сполна хлебнувший военных реалий, тягот и опасностей.
Оценивая общую роль священства на той войне, в воспоминаниях протопресвитера военного и морского духовенства отца Георгия Шавельского находим такие свидетельства: «О деятельности военного духовенства на театре военных действий я имел счастье слышать блестящие отзывы от обоих Верховных главнокомандующих. В конце 1916 г. Государь как-то сказал мне:
— От всех, приезжающих ко мне с фронта военных начальников я слышу самые лучшие отзывы о работе военных священников в рядах армии.
Ещё решительнее, в присутствии чинов своего штаба, отозвался в 1915 г. великий князь Николай Николаевич:
— Мы в ноги должны поклониться военному духовенству за его великолепную работу в армии.
Я дважды слышал от него эти слова».
Но вскоре, один за другим, последовали недоброй памяти февраль и октябрь 17-го. Фронт развалился. Наше воинство удивительно быстро потеряло христолюбие, окормлять стало некого, да и просто опасно…
После демобилизации в 1918 г. отец Аполлинарий служит приходским священником в Гродненской епархии: сначала в селе Котра, затем указом епископа Гродненского Михаила переводится в село Беловеж, а позднее епископом Гродненским Алексием — в Россь. В это время он получает свою очередную церковную награду — камилавку (23 июля 1924 г.)
Ревностное служение не осталось незамеченным: вскоре его назначают членом Волковыского Миссионерского комитета, а затем переводят в Скидель. 25 ноября 1925 г. архиепископ Виленский Феодосий утверждает отца Аполлинария клириком Виленского кафедрального собора, а 5 августа 1926 г. — настоятелем Свято-Михайло-Константиновской церкви города Вильно.
В послужном списке 1927 г. указывается, что он «от казны получает пособие в 35 злотых ежемесячно, а от прихода — до 14 злотых ежемесячно». Сравнимы ли эти цифры с сегодняшними краткосрочными миллионами? К Пасхе 1928 г. иерей Аполлинарий удостоен Синодального золотого наперсного креста.
23 декабря 1929 г. его переводят на должность настоятеля Свято-Покровской церкви местечка Залесье Молодечненского благочиния Виленской епархии. Напомним: Залесье — родовое имение знаменитых Огинских. Здесь отец Аполлинарий служит десять лет.
Приблизительно в это же время на родину возвращается Авенир Маркович. Судя по фотографиям, приехал он из Вены, где выступал в составе Русского национального оркестра «Баян». Одно время он проживал в Молодечно, а с 1933 г. обосновался в Столбцах. Тут он скончался и был похоронен. Отец Аполлинарий регулярно приезжал к нему на могилу. «Братолюбие между вами да пребывает» (Евр. 13: 1), и кончина земной жизни — не помеха братолюбию и молитве.
Почему мы так подробно описываем жизнь священника Аполлинария в межвоенный период? Думается, окажись он не в Западной Белоруссии, а на восточной половине, вряд ли довелось бы ему пережить времена красного террора и насильственной коллективизации, пресловутый «хапун» 1937–38 гг. А так — два десятилетия относительно спокойной жизни, богослужения и повседневные заботы, дом, семья, дети.
Но наступил сентябрь 39-го, за ним не замедлил и июнь 41-го. К этому моменту отец Аполлинарий пребывал в должности настоятеля Ганутской церкви Вилейского благочиния Виленской епархии. И хотя репрессии довоенные, военное лихолетье, репрессии послевоенные обошли его стороной, о тех временах отец Аполлинарий вспоминать не хотел, просто молчал.
Об этой настоящей эпохе молчания, затронувшей целое поколение людей, многое переживших и повидавших, ныне осталось только самое смутное представление. А между тем, молчание часто бывает намного красноречивее иных громких фраз…
Войне пришёл долгожданный конец. 18 сентября 1945 г. отца Аполлинария назначают настоятелем Свято-Петро-Павловской церкви села Трабы Юратишского благочиния Минской епархии, где он прослужит 12 лет, отметит 40-летие служения в священническом сане, получит заслуженную награду — крест с украшениями.
30 октября 1957 г. отец Аполлинарий становится настоятелем церкви в честь равноапостольных Константина и Елены города Воложина и благочинным Воложинского округа, а 1 июня 1958 г. его назначают настоятелем ошмянского Свято-Воскресенского храма. Отцу Аполлинарию уже 70 лет.
Стремительно набирают обороты хрущевские гонения. Белорусские власти пытаются превратить республику в образцовый атеистический полигон. Какой отклик это находило в душе служителя алтаря Божия — мы можем только догадываться. Последним и недолгим местом службы отца Аполлинария были Радошковичи; там, судя по всему, он подменял болящего настоятеля.
Незаметно приходит старость, а с нею — болезни и немощи. Супруга Лидия Павловна покидает мужа 10 октября 1964 г. (похоронена на старом кладбище Бобруйска). Отец Аполлинарий оставляет сей многомятежный мир 1 сентября 1973 г. в Жлобине (где находился на попечении дочери Ирины), но похоронен также в Бобруйске, рядом с женой.
…85 прожитых лет, короткие строки послужного списка православного священника, но в них, как в зеркале, отразились все ключевые события ХХ столетия, теперь уже ушедшие в историю, но наложившие характерный отпечаток и на современную жизнь.
«В вечной памяти будет праведник» (Пс. 111: 6).
Протоиерей Павел БОЯНКОВ