Евангельское чтение этого воскресного дня, повествуя нам о событии, участником которого стал Спаситель, затрагивает несколько важных тем, тесно связанных между собой. Господь, будучи в Иерусалиме, пришёл в так называемую Овечью купель, место печальное, нечистое, со множеством больных, жаждущих исцеления. Там было пять притворов, глубоко врытых в землю; к ним вели ступени в несколько этажей, и всюду лежали стонущие, смердящие, скорченные люди. Время от времени вода в бассейне вскипала, и они, толкаясь, ругаясь и отпихивая друг друга, лезли в воду, ведь тот, кто входил первым, получал исцеление. И чем труднее было до неё добраться, тем более каждый старался приложить усилий.
Но Господь Иисус пришёл туда, чтобы разделить с людьми их страдания. Его внимание привлёк пожилой парализованный человек, лежавший без движения. Он пробыл там всю сознательную жизнь. Иногда ему кто-то приносил поесть, переворачивал, но не нашлось человека, который подтащил бы его к воде. Он жил единственной надеждой, что наступит момент, когда он одним из первых погрузит своё тело в воду, и болезнь его оставит. Этот расслабленный испытал последний предел человеческого унижения: как камень лежал он в зловонном месте, брошенный всеми, больной, одинокий… И вдруг он услышал голос Спасителя…
Мы видим уникальный характер Божественной заботы о мире и человеке. «Божий Промысл доходит и до воробьёв, и даже ими не ограничивается Его попечение… Он имеет неизменную заботу о пребывании и устроении даже растений и трав и вообще того, чьим Творцом Он явился», ведь «Приведший и Осуществивший из не сущего поддерживал приведённое и заботился о нём в соответствии с подобающим каждому Промыслом», — пишет святитель Фотий Великий, подчеркивая тем самым, что главным объектом этой Божественной заботы является человек, созданный по образу Божию, в котором «запечатлены Божественные черты». Как бы тяжело ни было человеку, он должен помнить: Бог его не забыл. Именно Он даёт силы преодолеть страдания и не стать при этом хуже, но преобразиться духовно как отражение Голгофских страданий Спасителя.
Этот евангельский отрывок имеет также очень важный смысл при прочтении в контексте Воскресения Христова, преобразившего мир, в контексте христианского учения о спасении человека. Бог исцеляет всё человечество не просто всемогущим словом. Слово Божие, Христос Сам становятся человеком, претерпевая все тяготы нашей с вами жизни. Бог делает это, чтобы спасти человечество от греха. Как пишет святитель Афанасий Великий, Бог становится человеком, чтобы сделать человека богом, потому что, как дополняет его святитель Фотий Великий, Бог создал человека в обручение бессмертия. Воплощаясь, претерпевая опыт человеческой смерти, Христос воскресает из мёртвых, спасает нас и дарует нам вечную жизнь.
И ещё один важный мотив звучит в этом евангельском чтении. Парализованный старик, обретя вновь способность двигаться, поднялся, даже не понимая, что с ним происходит, машинально собрал свою постель и, не благодаря Бога, зашагал домой. Но это произошло не случайно. Исцеляя, Господь знал этого человека: душа его была далеко не безупречной. Когда потом Он встретил его в храме и, предупреждая, сказал: «Впредь не греши, чтобы не было тебе хуже», старик посмотрел на Христа и узнал Его. Он пошёл и рассказал тем, кто расспрашивал его о неожиданном исцелении, указывая на несоблюдение религиозных норм, что это именно Иисус приказал ему в субботу нарушить закон Божий.
Этот парализованный человек, всю жизнь жаждавший исцеления, всею душой хотел встретить человека, который помог бы ему вернуть здоровье, но предал Того, Кто вернул его, исцелив после стольких лет тяжёлой болезни и ожидания. Святитель Лука Крымский говорит: человеческая неблагодарность значит лишь одно, — тот, кому оказано благодеяние, на самом деле его не ценит. А святитель Николай Сербский вот как рассуждает о предательстве: настоящая человеческая слабость отнюдь не физического характера, но духовного.
В итоге можно сказать, что человек, таким образом, совершает предательство другого и самого себя не только в нравственном или мировоззренческом преломлении данного поступка, но и в онтологическом смысле. Предавая сделавшего ему добро и исполнившего закон Божий, он уничтожает и себя, каким он создан Богом, — хорошего, благого, доброго. Он предаёт тот самый закон любви, который лежит в основе его собственного бытия и всего мироздания.
В этом повествовании, как писал протоиерей Александр Мень, мы, несомненно, также должны видеть и себя самих, как бы лежащих вот здесь, в своих немощах и своих грехах; и мы знаем, что есть только Один, Кто может нас исцелить. И если Он нам протянет руку, то будем Ему благодарны и отыщем в себе силы не предавать Его. Ведь это Он стал для нас навсегда живым источником воды исцеления. Он есть наше Исцеление и наша Жизнь.